№ урока
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
| Вид контроля, самостоятельной деятельности
| Домашнее задание
|
Введение – 1 час
|
1
|
| Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
| Комбинированный урок
| Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности
| Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни. Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| На выбор – пересказ или конспект статьи с. 4-8
|
Древнерусская литература – 2 часа
|
2
|
| Литература Древней Руси. Событийный характер древнерусской литературы . Богатство и разнообразие жанров . «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы .История открытия памятника .
| Комбинированный урок
| Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
| Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер. Уметь характеризовать данный период развития литературы.
| Слово учителя, самостоятельная работа
| Задание № 1 – устно; дочитать
|
3
|
| Практикум .Художественные особенности «Слова..»: самобытность содержания , специфика жанра ,образов ,языка. Проблема авторства «Слова..»
| Урок закрепления ЗУН
| Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Задание № 4 с. 34
|
Литература 18 века – 10 часов
|
4
|
| Классицизм в русском мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века . Особенности русского классицизма
| Комбинированный урок
| Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма
| Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| Сообщение о М.В. Ломоносове
|
5
|
| Практикум. М.В. Ломоносов . Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения . «Вечернее размышление …»
| Урок изучения нового материала
| Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
| Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Читать конспект
|
6
|
| М.В. Ломоносов . «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины ,мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова
| Комбинированный урок
| Знать содержание оды, его особенность и форму. Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.
| Слово учителя, самостоятельная работа
| Выучить отрывок; сообщение о Г.Р. Державине
|
7
|
| Г.Р. Державин. Слово о поэте –философе. Жизнь и творчество Г.Р. Державина . Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина .Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения
| Урок изучения нового материала
| Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
| Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| Знать биографию; читать конспект
|
8
|
| Практикум. Тема поэта и поэзии в лирике Державина . «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества . Мысль о бессмертии поэте
| Комбинированный урок
| Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства
| Знать, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.
| Слово учителя, беседа, анализ стихотворения.
| Задание в тетради
|
9
|
| А.Н. Радищев . Слово о писателе . «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности . Критика крепостничества . Обличительный пафос произведения.
| Урок изучения нового материала
| Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
| Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Дочитать произведение
|
10
|
| Практикум . Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение
| Комбинированный урок
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Задание № 6 с. 74
|
11
|
| Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке . Понятие о сентиментализме . «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека . Утверждение общечеловеческих ценностей.
| Урок изучения нового материала
| Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
| Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| С. 103 задание № 2
|
12
|
| Практикум . «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы
| Комбинированный урок
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Читать конспект
|
13
|
| Р.р. Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя»
| Урок развития речи
| Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения
| Знать: основные темы, поднимаемые писателями 18 века
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Написать сочинение
|
Литература 19 века – 54 часа
|
14
|
| Общая характеристика русской мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме . Поэзия , проза и драматургия 19 века . Русская критика , публицистика , мемуарная литература
| Урок изучения нового материала
| Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе
| Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма и реализма, центральные темы русской литературы. Уметь давать развернутый ответ на вопрос.
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| Прочитать балладу «Светлана»
|
15
|
| Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский .Жизнь и творчество . «Море» «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве .Возможности поэтического языка
| Комбинированный урок
| Романтический образ моря. Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж
| Знать основные черты романтизма как литературного направления теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
| Слово учителя, самостоятельная работа
| Пересказ с. 106-112
|
16
|
| Практикум. В.А. Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады
| Урок закрепления ЗУН
| Уметь: применять свои знания на практике
| Слово учителя, беседа, анализ стихотворения.
| С. 140 задания 1,2
|
17
|
| А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга
| Урок изучения нового материала
| Жизнь и творчество (обзор.)
| Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Читать конспект
|
18
|
| А.С. Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания .Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии
| Комбинированный урок
| Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии.
| Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| Задание № 1 с. 164
|
19
|
| Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
| Урок закрепления ЗУН
| Слово учителя, самостоятельная работа
| Задание № 3 с. 164
|
20-21
|
| Чацкий в системе образов в комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
| Комбинированный урок
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Задание раздела «Развивайте дар слова»; конспект
|
22-23
|
| Р.р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения
| Урок развития речи
| Урок развития речи. Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии»
| Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты
| Слово учителя, самостоятельная работа
| Задание в тетради; анализ эпизода
|
24
|
| Р.р .И .А. Гончаров «Мильон Терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»
| Урок развития речи
| Критика о комедии (И. А. Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
| Знать основные положения статьи. Уметь давать характеристику персонажа
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Написать сочинение; сообщение о А.С. Пушкине – по желанию
|
25
|
| А.С. Пушкин: жизнь и творчество .А.С. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика .Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина
| Комбинированный урок
| Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
| Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, основные черты реализма как литературного направления Уметь создавать презентацию информационного проекта.
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| Задания с. 172
|
26
|
| Лирика петербургского периода . « К Чаадаеву». Проблемы свободы , служения Родине
| Урок закрепления ЗУН
| Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Лирика пушкинского творчества
| Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта. |