Скачать 55.31 Kb.
|
МОУ Одинцовская гимназия № 13 План – конспект открытого урока по ИЗО с использованием технологии мастерских Тема: « Традиционный русский фигурный пряник» Коллективная композиция: «Пряничный терем» (соленое тесто) Автор: учитель изобразительного искусства РАДЧЕНКО О.В. План:
Форма организации коллективной деятельности: совместно – индивидуальная. Цель: активизировать развитие творческого потенциала детей, сформировать и совершенствовать навыки совместной работы, развить потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Материал и инструменты: Соленое тесто( цветное), баночки с водой, клей, картонные шаблоны, оргалит, рама. Гуашь, кисти жесткие, салфетки. Здравствуйте дети, уважаемые коллеги и гости! Сегодня тема нашего урока: « Традиционный русский фигурный пряник». Мы будем выполнять коллективную работу « Пряничный терем». Работа из соленого теста. Мы с вами проделали большую работу, изучив традиционный русский пряник, создание пряничных домиков, русскую теремную архитектуру. Старшая группа собрала много материала по этим темам, ознакомила младшую группу со своими исследованиями. Мы все обсудили, проанализировали, и на основе этих наработок создали эскиз нашего терема. Дети младшей группы зарисовывали узоры для нашего терема, старшая группа сделала шаблоны по эскизу, нанесенному на большой лист оргалита. На каждом элементе эскиза и на шаблонах стоят номера, по которым легче будет собрать наш терем. Но сначала о пряниках. Посмотрим презентацию, созданную на основе собранного вами материала. (Слайд № 1,2) Пряник на Руси был не только излюбленным лакомством, но и предметом художественного творчества. Особенно славились пряничным производством в 17-19 веках Архангельск, Вологда, Москва, Тула, Тверь. Больше всех знаменита своими пряниками Тула. (Слайд №3). Известно, что в 17 веке в Туле пекли и продавали медовые и печатные пряники, украшенные затейливыми узорами. В толковом словаре Даля читаем: пряник – лакомство хлебное на меду на патоке с разными пряностями. Фигурные пряники делались с помощью пряничных досок. Резчики по дереву вырезали доски из груши или березы наносили рисунок. Поэтому пряник это совместное изделие резчиков и пекарей. Пряники отличались разнообразием - лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. Силуэтные или вырезные пряники вырезались ножами или делались при помощи металлических форм, их выпекали в основном для детворы, тесто украшали окрашенным цветным сахарным сиропом. Например, коломенские силуэтные пряники, выделяются яркостью, декоративной формой. (Сайд №4) Архангельские козули, отличаются яркостью цветовой гаммы, насыщенностью орнамента. (Слайд №5) В пряничном искусстве, как и в других областях народного творчества, можно встретить свои школы: городецкую, тульскую, московскую, архангельскую и др. Чудесным образом искусство мастеров пряника переплетается с творчеством зодчих и архитекторов 17-19 веков. Русская теремная архитектура перекликается с красотой и узорчатостью русского пряника. Мы можем, к счастью, и сейчас любоваться созданными нашими зодчими и архитекторами в 17-19 веках прекрасными творениями теремной архитектуры. Это и теремной дворец Кремля, усадьба думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве, комплекс церкви Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле и яркая жемчужина знаменитый на весь мир и являющийся визитной карточкой Москвы и Красной площади Собор Василия Блаженного. (Слайд №6). Фасады зданий выразительны. Отличаются красотой архитектурных форм и декоративных деталей. Много лепнины, витых колон. Богатое обрамление окон. Темный цвет стен удачно контрастирует с белыми или яркими цветами наличников и лепнины на фасадах. Польский историк в 17 веке так описывал Храм Василия Блаженного: « Прихотливое, причудливое сочетание красок, форм, орнаментов…странное смешение архитектурных стилей. В этой удивительной стране, не сливающейся с Европой и презираемой Европой… часть великолепного Ренессанса, гений Фьераванти, Солари и Алевизе борется с византийскими традициями… Рядом со строгой готической Германией – Индия, Византия, Италия. Китайски-головоломно расположенные постройки кажутся вставленными одна в другую. Кажется, что великий мастер создал это в минуту какого-то гениального сумасбродства». ( Слайд №7). Это наша культура, которой мы не устаем восхищаться. За пределами России давно существует красивая традиция создания пряничных домиков. Из древней истории хлебных домиков. ( Слайд №8). В Древнем Риме жители готовили домики из сдобного теста в качестве « жилища» богов своего домашнего пантеона. Новая история пряничных домиков. В Европе, а точнее, в Германии, мода на пряничные домики возникла в позапрошлом 19 веке. Сразу после первой публикации в 1812 году сказки братьев Гримм « Гензель и Гретель». Под влиянием сказки изготовление пряничных домиков стало популярно и во многих семьях. ( Слайд №9,10). Посмотрев все, проанализировав, обсудив, мы попытаемся создать что-то свое. Вы часто говорите: мы не художники, у нас так не получится, а я вам отвечаю – шедевры конечно неповторимы, но мы учимся на них, стремимся к тому, чтобы создать новое и по-своему неповторимое. Давайте сегодня совместно попробуем создать свой « Пряничный терем». Удачи вам в этом творческом деле! Организация и выполнение совместной работы. Приступим к работе.
Вопросы по теме:
Спасибо за работу и внимание! Литература:
|