Скачать 1.2 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Кемерово
Руководитель м/о___________ Рабочая программа по предмету «Искусство» (Музыка и ИЗО) для 8-9 классов Составитель: Артамонова Елена Александровна, учитель изобразительного искусства 2013 пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для V – II классов составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству для V – IX классов на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования Изобразительное искусство. 5-8 классов: Программа Б. М. Неменского, 2005 г., рассчитана на 35 часа, по 1 часу в неделю в каждом классе. Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. В задачи преподавания изобразительного искусства входит: - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; - формирование художественно-творческой активности; - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). На уроках вводятся игровые драматизации по изучаемой теме, прослеживается связи с музыкой, литературой, природоведением, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художественные работы обучающиеся могут использовать как подарки для родных и друзей. Общественное приложение результатов художественной деятельности школьников имеет принципиально большое значение в воспитательном процессе. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит обучающихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. Принципиально важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что необходимо как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе, как поиск истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. В 5 – 7 классах углублённо изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте исторического развития. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников и искусством, приобщить их к художественной культуре. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. В программе выделены тир способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный конструктивный. Постоянное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа обучающихся получает дальнейшее развитие под руководством педагога на кружковых занятиях, в группах продлённого дня. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА V КЛАСС ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35 ч)
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды (обобщение темы).
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслом и в современной жизни (обобщение темы).
Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда « говорит» о человеке. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Современное выставочное искусство. Ты сам – мастер. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 КЛАСС ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образного -символического языка, социально-символического языка, социально - коммутативной роли в обществе. Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Народные промыслы - современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы. Декоративно - прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности. Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративного - прикладного искусства. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы. I ЧЕТВЕРТЬ ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч) Истоки образного языка декоративно – прикладного искусства. Крестьянское искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского прикладного искусства - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировоззрением земледельца. Условно-символический язык крестьянского искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм. |