Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 69.72 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.01.2014
Размер69.72 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка
Методическая разработка к уроку литературы

«Воспоминания для твоей Души – как открытая рана»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока с использованием кейс-метода. Я считаю ситуационную методику обучения универсальным средством выращивания интеллектуальной личности. Этот метод не предназначен для получения знаний по точным наукам – он рассчитан на обсуждение тех проблем, где нет однозначного ответа на познавательный вопрос. По определённым правилам разрабатывается модель конкретной жизненной ситуации. Эта модель и называется «кейсом».

Источниками кейсов являются наука, образование и сама жизнь, так как ни одно знание, не подкрепленное жизненным опытом, не использованное на практике, не может быть усвоено стопроцентно. И, к сожалению, чем больше влияние на учащегося влияние одного источника, тем, соответственно, меньше – другого. Поэтому цель учителя – попытаться уравновесить эти источники.

Несомненным достоинством кейс-метода является развитие системы ценностей, жизненных установок, мироощущения. Метод ситуационного обучения позволяет преодолеть сухость изложения материала. В результате использования одного кейса можно получить несколько истин внутри одного проблемного поля. Такие уроки имеют не столько познавательное, сколько воспитательное значение. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего идеи и фиксирующего ответы.

Цели и задачи урока:

систематизация литературного материала по теме «Сострадание», его обобщение и анализ;

развитие умения сопоставления, нахождения сходства и различия в произведениях одной тематики;

уяснение роли деталей в произведениях;

уточнение значения терминов «вечная тема», «типичный герой» в художественной литературе, «роды литературы»;

осознание взаимопроникновения искусства и жизни;

воспитание любви к литературе как носителю высочайших нравственных ценностей;

формирование гражданской и нравственной позиций учащихся;

развитие аналитического и ассоциативного мышления, осознания причинно-следственных связей.

Ход урока

1. Объявление целей урока.

2. Обратимся к теме урока. Каков смысл высказывания А.Костюнина? К каким жизненным аспектам может быть применима эта фраза? В каком возрасте человек начинает осознавать ошибки прошлого и свое участие в них?

3. «Открытая рана» может появиться в душе человека, который когда-то не проявил своего сострадания.

Согласно словарю Ожигова, «сострадание» - это «жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем». А «сострадательный» - «склонный к состраданию, исполненный сострадания». Кому может быть нужно наше сострадание?

Обратимся к первоисточнику нравственных ценностей – Библии. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Это пятая запись, высеченная на каменных скрижалях. Родители имеют право на такую любовь и уважение, которыми не пользуется никто другой. Эта заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но и любви и нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонных годах. Знаете ли вы, что в библейские времена непочтительных по отношению к родителям детей побивали камнями? Значит, это был смертный грех, ведь тот, кто непочтителен к родителям, непочтителен и к Богу.

Из проповеди архимандрита Кирилла «О почитании родителей»: «Прежде всего почитания родителей требует сама природа: ведь благодаря родителям дети призваны к жизни. И уже за одно это они должны ценить своих родителей. Но не только за это. Родители воспитали их, дали им образование, ухаживали, зорко смотрели за каждым их шагом, помогали, когда они имели нужду в посторонней помощи. Перенесли в своем сердце величайшие скорби, трудности, болезни и, может быть, и плакали, скорбели о болезнях своих детей, их неудачах. И, конечно, все это учит детей чтить, уважать своих родителей. Апостол Павел пишет, что любовь долготерпит, любовь милосердствует (1 Кор. 13, 4). И если какая любовь долготерпит, милосердствует, то прежде всего любовь родительская. Чего не простит отец своему сыну! Тяжко оскорбил Авессалом своего отца, царя и пророка Давида, восстав против него со своими негодными подданными. Но послушайте, что Давид говорит своим военачальникам: сберегите мне отрока Авессалома (2 Цар. 18, 5). Отеческая любовь готова все простить. Даже и негодных, блудных детей. Поэтому дети должны помнить это и стараться быть благодарными своим родителям».

4. Почему о почитании родителей, старших, предков – истине, заложенной еще в Библии, - создано столько произведений мировой литературы? Значит, проблема остается злободневной и в наше время? Следовательно, сегодня мы обсуждаем «вечную» тему. Интересно, не являются ли слова «читать» и «чтить» однокоренными или родственными?

Тема сострадания к родным и близким людям получила звучание во всех родах литературы.

Работаем с текстами:

Эпос:

А.Костюнин. Эссе «Сострадание». Показался ли вам эпизод, описанный автором, вопиющим? Почему? Вы осуждаете только одного героя или обоих? Какая часть эссе кажется более весомой? Почему автор употребляет слова «Тело», «Разум», «Душа» с большой буквы»? Что, по вашему мнению, можно простить ребенку, но нельзя – взрослому? Каково значение фразы «Быстро развиваются только простейшие организмы»? Значит, и интеллект, и духовные качества, заложенные в человеке природой, должны найти свой выход в определенное время. Иначе «на Душе будет гадко» всегда.

В.Астафьев. Рассказ «Последний поклон». Какой предстает в этом рассказе бабушка? («Все как было, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках»; «совсем остарела»; «щеки провалились»). Герой вернулся со страшной войны – и здесь бабушка: «Молилась, молилась за тебя…» Ее наказ – «Ты уж приедь похоронить-то меня… Закрой мои глазоньки…» И вот носит герой на сердце «открытую рану», «гнетущую, тихую, вечную»: «Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы отдать ей последний поклон». Символично само название рассказа, давшее заглавие циклу, - память, грусть и понимание масштаба трагедии, потери той, которая «была отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня!»

К.Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Еще одна героиня – «почитай что совсем одинокая. И такая задушевная была, такая сердечная. Все, бывало, сидит и сидит у себя на диванчике одна, не с кем ей слова сказать. Такая жалость! Есть у нее в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела. Так вот и померла без людей, без сродственников». Какой факт перед нами: преступное халатное отношение к матери, сильная городская загруженность, умение сострадать чужим людям и неумение – близким? Страшный финал произведения: «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести». Еще одна «открытая рана», которая никогда не зарубцуется.

М.Горький. Повесть «Детство». Зачитываем самые яркие моменты описания бабушки: портрет, танец, за молитвой. Вспоминая биографию Горького, делаем вывод: Акулина Ивановна – единственный человек, не давший сгинуть ребенку среди «свинцовых мерзостей жизни». Отправленный дедом «в люди», подросток одновременно теряет все: защиту, кров, понимание… Осознание роли бабушки в жизни пришло потом, в будущем, когда герой прошел «тест, предложенный свыше». Но именно бабушка в свое время, сама того не ведая, правильно «формировала мысли и чувства».

Лирика:

А.Пушкин. «Няне». Лирический герой - глубоко переживающий человек. Он страдает от разлуки  с близким человеком, его терзает чувство вины за долгое отсутствие. В таком маленьком по объему произведении скрыты глубина и мудрость жизненной философии. Поэтому стихотворение пробуждает душевный отклик каждого читателя вот уже почти два столетия и не может оставить равнодушным.

  Драма:

У. Шекспир. Трагедия «Король Лир». Недаром это произведение называют одной из самых горьких трагедий Шекспира, в которой драматург нарисовал картину чудовищных противоречий, жестокости, несправедливости. Страшная измена и жестокость дочерей Гонерильи и Реганы, превратившие властелина в бродягу с истерзанной душой, привели к такому напору и взрыву чувств бывшего короля, что потряслось все существо старого Лира. Нужно было очень горячо любить своих дочерей, чтобы так страстно вознегодовать на них. Чем отплатили отцу «любящие» дочери, как всепрощающа изгнанная дочь Корделия?!

4. В связи с темой сострадания к близким и родным хотелось бы обратиться и к изобразительному искусству. Можно организовать слайд-лекцию, останавливаясь на тех картинах, которые вызовут особый отклик учащихся:

  • И.Пелевин «Первенец»

  • П.Коровин «Крестины»

  • Н.Кошелев «Утро в деревне»

  • Н.Ярошенко «Хор»

  • Ю.Леман «Провинился»

  • В.Маковский «Ткачиха с внучками»

  • И.Владимиров «Дед и внуки»

  • А.Корзухин «У краюшки хлеба»

  • Б.Кустодиев «На террасе»

  • Гирландайо «Дедушка и внук»

  • В.Перов «Дедушка и внучек»

  • иллюстрации Б. Дехтерева к повести Горького «Детство»

5. На последнем этапе обсуждения темы я предложила бы учащимся привести примеры из СМИ или жизненные наблюдения по теме.

6. Подведение итогов можно начать с высказывания:

Пять важных вещей в жизни:
1. Уметь понять и простить
2. Уважать выбор близкого
3. Признавать свою вину
4. Не развивать конфликт, ибо каждая ссора отдаляет людей друг от друга
5. Не оскорблять родного человека

Для большей части людей близкие, родные люди становятся тем светом, без которого невозможна дальнейшая жизнь. У них мы учимся бескорыстной любви, их тепло и живая энергия питают всю нашу жизнь. С ними мы проходим школу душевной щедрости, умения отдавать. И мы должны помогать людям, которые помогали нам, хотя бы уважением и состраданием, и только тогда и Тело, и Душа, и Разум не будут носить в себе «открытую рану», и только тогда мы будем иметь право разграничивать себя, Человека, и «простейших».

7. В качестве домашнего задания можно предложить детям написать эссе, ссылаясь на материал урока, по темам:

  • Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую и душевную. (Из энциклопедии эзотеризма)

  • Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. (Ф.М.Достоевский)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск