Конспект урока литературного чтения во 2 классе
(Образовательная система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева).
Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»
Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному;
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение различать жанры произведения.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формирование УУД
| Ι. Актуализация знаний.
| 3 2 2 1
1. Подготовка к чтению сказки.
Вступительное слово учителя.
– Сегодня у нас с вами необычный урок: нам предстоит встретиться со сказками. С русскими народными сказками. Вы все, наверно, их любите.
– Назовите свои любимые.
– Любить сказки мало, надо ещё их знать, помнить, потому что в сказках прячется мудрость народная.
– Я сейчас вас проверю, расскажу отрывок из сказки, а как остановлюсь, вы мне назовёте сказку, которую я вам сказывала.
(Все сказки учитель «сказывает близко к тексту, сохраняя стилистику «сказывания».)
учитель выбирает и рассказывает самый интересный отрывок из сказки
(1. Отрывок из р.н.с. «Царевна-лягушка»). – А теперь я вам другую сказку сказывать буду, может, вы её и не отгадаете.
( 2.Отрывок из р.н.сказки «Каша из топора».)
– Молодцы. Думаю, вы без труда и третью сказку узнаете. Слушайте.
(3.Отрывок из р.н. сказки : «Мужик и медведь»).
– Какую я вам сказку сказывала?
– Чем эти три сказки похожи? А чем отличаются?
– Кто автор всех трёх сказок? А для кого сказки придумывались? – Спасибо, ребята, вот они, оказывается, какие разные бывают сказки: для разных по возрасту слушателей, разные по настроению, и герои в сказках разные. А всё-таки все они называются «сказки». Постановка цели урока.
– На какие вопросы о сказках вы хотели бы получить ответы на сегодняшнем уроке? Проверка домашнего задания. А теперь все слушаете понравившиеся отрывки из прочитанных сказок и называете сказку, отрывок из которой услышали.
Мотивация на чтение волшебной сказки.
– Сказки, которые вы выбирали для пересказа, в основном волшебные. Значит, вы их особенно любите. Хотите услышать ещё одну? Тогда усаживайтесь поудобнее...
|
1.Ответы детей.
2.Слушание учителя или фонограммы.
Называние
сказки.
Восприятие на слух текста в исполнении учителя или учащихся.
3.Вопросы задают учащиеся, а учитель записывает их на доске: какие бывают сказки, что есть общего у всех сказок,
зачем придумывались сказки и что их все объединяет? 4. Пересказ отрывков из сказок. Остальные учащиеся отгадывают и называют сказку.
5. Оценивание пересказов.
| Познавательные УУД:
1) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; 2) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 3) ориентироваться на развороте учебника;
4) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Регулятивные УУД: 1) определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 2) проговаривать последовательность действий на уроке; 3) учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; 4) учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать речь других; 2) выразительно читать и пересказывать текст; 3) оформлять свои мысли в устной и письменной форме; 4) умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
| II. Развитие умений.
| 3 4 2 1 1 3
Работа с текстом сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
1. Работа с текстом до начала чтения.
– Кто автор сказки?
– Прочитайте название сказки. О чём хотите спросить?
– А кого мы видим на иллюстрации?
– Где будут происходить события? Что ещё вы можете предположить?
– Перелистайте сказку. Сколько в ней частей? Начнём чтение сказки.
2. Первичное целостное чтение (сказывание) сказки с элементами диалога с автором.
| 6. Работа с текстом до начала чтения. Учащиеся участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения;
7. Слушание сказки с ответами на вопросы по ходу диалога с автором.
| Познавательные УУД
3) ориентироваться на развороте учебника;
4) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать речь других;
2) выразительно читать и пересказывать текст;
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
Регулятивные УУД: 3) учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
|
| По ходу чтения сказки или «сказывания» учитель объясняет значение некоторых слов, например: котомка (устар.) – сумка, которую носят за плечами; дозор – обход для осмотра, который делает наблюдатель (часовой); булатный (устар.) – стальной; хулить (устар.) – ругать кого-то, бранить, осуждать.
Толкование слов котомка и дозор можно прочитать в «Тетради по литературному чтению» на с. 2 (задание II.1).
3. Перечитывание сказки учащимися по частям. Беседа.
После чтения 1-й части:
– Почему загоревали (опечалились) родители – старик со старухой?
– Почему Иван не захотел оставаться дома, а родители его не удерживали?
После чтения 2-й части:
– Зачем Иван предлагает ходить в дозор?
– Что говорит чудо-юдо про Ивана? Почему такие обидные слова («на бой не сгодился» – то есть ...)?
– Что значит «чуду-юду не посчастливилось»? (Иван его победил.)
После чтения 3-й части:
– С каким чудом-юдом труднее сражаться – с шести- или девятиголовым?
– Чудо-юдо снова похваляется и говорит про Ивана обидные слова. Почему?
– Какие слова говорят о том, что этот бой труднее и это чудо-юдо сильнее шестиголового? («По колено Ивана в сыру землю вогнал».)
После чтения 4-й части:
– Чем это чудо-юдо отличается от первых двух?
– Почему этот бой был самым трудным? (Огненный палец; братья не сразу пришли на помощь.) 4. Работа с текстом после чтения.
– Вот мы и прочитали всю сказку. Понравилась ли она вам?
– Какой эпизод вас больше всего взволновал?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
|
8.Перечитывание сказки учащимися по частям.
Беседа по вопросам после чтения каждой части.
9. Ответы на вопросы учителя после чтения текста.
|
|
ΙΙΙ. Итог.
| – Увлекательные события, волшебство не мешают нам понять и оценить поступки героев. Сказочные герои думают, чувствуют, переживают, как обычные люди. Задача любой сказки – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека (что хорошо, а что плохо). 4
|
|
Регулятивные УУД: 4) учиться работать по предложенному учителем плану.
|
ΙV. Домашнее задание.
|
Перечитать сказку. Отметить в тексте сказочные элементы.
|
|
| |