ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Богатырский поступок (по повести И.С.Тургенева «Муму»)
| ФИО (полностью)
| Шолохова Янина Павловна
|
| Место работы
| МБОУ СОШ №84 г. Екатеринбург
|
| Должность
| учитель русского языка и литературы
|
| Предмет
| литература
|
| Класс
| 5
|
| Тема и номер урока в теме
| 4 из 4
|
| Базовый учебник
| Литература 5 класс учебник-хрестоматия в 2 частях, часть 1, автор-составитель Т.Ф. Курдюмова, «Дрофа», Москва, 2008
|
Цель урока: проследить изменения, произошедшие в главном герое, провести частичный анализ эпизодов заключительной части текста
9. Задачи:
- обучающие: уметь применять полученные ранее знания при работе на уроке,
-развивающие: развивать навыки работы над анализом текста, сопоставлять фрагменты текста с иллюстрациями
- воспитательные: дать нравственную оценку поступкам Герасима
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютеры (компьютерный класс), проектор
Структура и ход урока
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| Организационный
|
| Приветствует учеников
| Приветствуют учителя
| 1 мин
| 2
| Вступительное слово учителя
|
| Мы с Вами завершаем разговор о произведении «Муму». Мы выяснили, что Герасим противопоставляется в рассказе другим дворовым людям, которые выполняют любые прихоти барыни. Назовите, кому именно.
|
Отвечают на вопросы
| 3 мин
| 3
| Актуализация знаний по содержанию текста
| ЭОР №1, сцена 5
| Давайте вспомним историю развития отношений Муму и Герасима. Для этого выполним задание у интерактивной доски. Сначала прослушайте фрагмент аудиозаписи, а затем 1 ученик у доски выполняет задание.
| Прослушивают текст аудиозаписи, вспоминая события рассказа. Один учащийся выходит к доске, выполнять задание
| 7 мин
| 4
| Анализ эпизода пропажи собаки
|
| Прочитайте эпизод пропажи Муму , выделите те фрагменты, которые на ваш взгляд передают переживания героя.
Задает вопрос: Как автор изображает переживания героя?
| Читает один ученик тест, остальные с карандашом в руках следят и подчеркивают нужные слова.
Отвечают цитатами из текста «стал повсюду бегать» и т.п.
| 5 мин
| 5
| Анализ сцены«штурма каморки»
| ЭОР №2
| Давайте прочитаем фрагмент, когда челядь врывается в каморку Герасима, чтобы забрать и уничтожить Муму. Какие приемы использует автор при описании? Как вы себе представляете эту сцену?
А теперь посмотрите, как эту сцену представил И.И. Пчелко.
Почему Герасим подчиняется барыне? В чем состоит его «богатырский поступок»?
| Ученик читает текст.
Отвечают на вопросы: приемы иронии, противопоставление.
Учащиеся описывают свое видение сцены. Герасим выглядит на фоне «Людишек» как богатырь. Учащиеся отвечают на вопросы : он не может ослушаться барыни, но он понимает, что людишки не пощадят собаки. Ему хватает мужества взять на себя этот грех.
| 3 мин
3 мин
| 6
| Анализ эпизода прощания с Муму
|
| Задает вопросы : Почему Герасим надел праздничный кафтан? Почему он зашел в трактир и накормил ее?
| Отвечают на вопросы.
| 3 мин
| 7
| Анализ поведения Герасима и тех изменений, которые в нем произошли.
|
| Задает вопросы: Как вы думаете, когда Герасим решил уйти от барыни?
Как автор описывает Герасима, когда тот идет в деревню? Какую роль играет пейзаж в концовке рассказа? С кем сравнивает Герасима автор в этот момент?
Почему И.С.Тургенев в процессе работы меняет концовку и изменяет решение Герасима? Ведь прототип героя Андрей остается с барыней и прощает ее.
| Отвечают на вопросы: когда потерял самое дорогое, …
Читает отрывок «как лев, выступал сильно и гордо…»
Предлагают свои размышления на этот вопрос.
| 5 мин
| 8
| Подведение итогов.
| ЭОР №3
| А сейчас мы проведем конкурс , кто лучше знает рассказ И.С.Тургенева «Муму». Для этого вам необходимо выполнить интерактивное задание : соединить иллюстрацию и текст к ней. Затем нажмите «проверить» и получите результат. У кого будет «5», поднимает руку.
Выявляет победителя, оценивает работу учащихся.
| Ученики по сигналу учителя открывают ссылку на задание и выполняют его. Тот, кто первым правильно выполняет задание поднимает руку.
| 10 мин
|
Приложение к плану-конспекту урока
__________________________________________
(Тема урока) Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |