Скачать 464.26 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Б3.ДВ3.1 ДЕТСКАЯ МУЗЫКА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата 050100.62 Педагогическое образование Профиль «Музыка» Автор: Шевченко Г.И., кандидат педагогических наук, доцент МГГУ Цели освоения дисциплины Цель курса: познакомить студентов с широким кругом произведений русских композиторов, написанных специально для детей или адаптированных к детской аудитории в историческом ракурсе. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. ОПК-1: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; ОПК-2: способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ПК-10: выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) Знать:
2) Уметь:
3) Владеть: владеть навыками исполнения образцов детской музыки – пения, игры на фортепиано и детских музыкальных инструментах. 7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина (модуль). Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов).
Содержание дисциплины Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Факторы становления и развития отечественной детской музыки. Мир детства в русской музыке XIX века. Тема 1. Понятие «детская музыка», Критерии отбора произведений для детей. Педагогическая адаптация музыки для детской аудитории. Тема 2. Русский музыкальный фольклор как предпосылка становления отечественной детской музыки. Жанры детского фольклора: пестушки, потешки, прибаутки, игры с музыкальным припевом. Колыбельная песня – основа материнской школы. Формирование национального сознания в русской музыке XIX в. Оперное творчество М.И. Глинки – основоположника русской музыкальной классики. Критический реализм М.П. Мусоргского. Широта творческого диапазона П.И. Чайковского. Тема 3. Жизнь ребенка XIX в. в творчестве М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского. Психологизм и речевая выразительность вокального цикла Мусоргского «Детская». Близость детскому восприятию мира сказочных и фольклорных образов, характеристичных сценок в «Картинках с выставки» Мусоргского. П.И. Чайковский – первый русский композитор, создавший альбом фортепианных пьес для детей – «Детский альбом». Вокальный цикл Чайковского «16 песен для детей». Раздел 2. Сказочные оперы Н.А. Римского-Корсакова в контексте восприятия детей. Детские мотивы в балетах П.И. Чайковского. Тема 4. Разнообразие жанра сказочной оперы в творчестве Римского-Корсакова. Особенности славянского музыкального языка в весенней сказке «Снегурочка». Сказочный эпос оперы-былины «Садко». Черты небылицы в опере «Сказка о Царе Салтане». Опера-скоморошина «Золотой петушок». Опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Звуковые особенности (в творчестве Римского-Корсакова) осенней сказки «Кащей бессмертный». Характерные черты драматургии сказочных опер Римского-Корсакова: противопоставление музыкального языка реальной и фантастической сфер, парный контраст женских персонажей, использование русского и зарубежного фольклора, характерных черт разнонациональной мелодики. Тема 5. Формирование отечественного балета в творчестве П.И. Чайковского. Формирование им традиционного «дивертисментного» классического балета. Симфоническая основа балетной драматургии. Разнообразие и особенности каждого из трех балетов-сказок. Лирико-драматический символизм в балете «Лебединое озеро». «Спящая красавица» - шедевр балетной драматургии. Колористическое богатство балета «Щелкунчик». Контраст музыкального языка в показе образов добра и зла». Принципы симфонического развития в балетах Чайковского. Музыкальные портреты разных национальностей и стран. Раздел 3. Детская музыка как одно из приоритетных направлений творчества ряда русских композиторов ХХ в. Развитие сказочной тематики в музыке ХХ в. Тема 6. «Серебряный век» в истории русской культуры. Разнообразие стилистических направлений и творческих поисков. Музыкальный символизм (А.Н. Скрябин), неофольклоризм (И.Ф. Стравинский), кубофутуризм (ранний С.С. Прокофьев): усложнение музыкального языка, развитие системы средств выразительности, «пряные» гармонии, роль тембра и опора на жанровые модели. Обращение ряда выдающихся музыкантов к проблеме приобщения детей к искусству, ко всеобщему музыкальному образованию. Детская музыка – одно из важнейших направлений творчества русских композиторов первой и второй половины ХХ в. (А.К. Лядов, А.Т. Гречанинов, М.И. Красев, С.М. Майкапар, С.С. Прокофьев, И.О. Дунаевский, Д.Б. Кабалевский, С.П. Баневич и др.). Тема 7. Продолжение традиций Н.А. Римского-Корсакова в творчестве А.К. Лядова. Сказочные образы в симфонических картинах «Волшебное озеро», «Кикимора», «Баба-яга». Психологическое новаторство И.Ф. Стравинского во взгляде на мир кукол (балет «Петрушка»). Драматургия сказочного музыкального театра С.С. Прокофьева (на примере балетов «Золушка, «Сказ о каменном цветке», оперы «Любовь к трем апельсинам»). Заостренность музыкальных характеристик в балете Р.К. Щедрина «Конек-Горбунок». Оперное творчество для детей М.И. Красева, автора 9 опусов данного жанра. Опера «Морозко». Феерия сказочных опер С.П. Баневича: «Стойкий оловянный солдатик», «История Кая и Герды», «Городок в табакерке» и др. Раздел 4. Новаторский подход к детской музыке С.С. Прокофьева. Тема 8. С.С. Прокофьев - новатор и наследник традиций русской школы в детских песнях («Болтунья» на стихи С.М. Маршака), фортепианных пьесах и циклах («Сказки старой бабушки», «Детская музыка»), ораториях («На страже мира»), симфонической сказки («Петя и волк» - первого путеводителя детей по инструментам симфонического оркестра). Развитие обозначенных Прокофьевым направлений в детской музыке второй половины ХХ века. Тема 9. Глубина постижения мира ребенка по произведениям С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, А.И. Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича и др. Авторская интерпретация общих жанровых моделей. Раздел 5. Дидактическая функция детской музыка ХХ в. Воспитывающая роль песен для детей. Тема 10. Дидактическая функция детской музыки как новое явление в культуре ХХ в. Целенаправленное знакомство детей с инструментами симфонического оркестра (симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк», опера С.П. Баневича «Городок в табакерке»); сочинения инструментальной музыки («Бирюльки», «Маленькие новеллетты», «Театр марионеток» С.М. Майкапара и др); азбука введения дошкольников в мир музыки )» Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугинов и др). Система музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского. Раздел 6. Жизнь ребенка второй половины ХХ в., богатство его внутреннего мира в творчестве композиторов Тема 11. Приоритетное положение детской массовой песни в 20-50-е годы ХХ в. Песенное творчество М.Л. Старокадомского, И.О. Дунаевского, Д.Б. Кабалевского и др. Пионерские песни и песни октябрят. Стилевой перелом в детской песне 60-90-х годов. Психологическое углубление песенной лирики, расширение интонационной базы. Песни к мультфильмам, кинофильмам, телевизионным фильмам. Песенное творчество Г. Гладкова, Ю.Чичкова, Е. Крылатова и др. Воспитывающая роль песен для детей в контексте патриотического, духовно-нравственного и эстетического воспитания. Темы для самостоятельного изучения.
|