Методические рекомендации по подготовке к занятиям и аттестации
Рекомендации по самоподготовке студентов Самостоятельная работа студентов
Обучаясь в медицинском колледже, Вы должны овладеть определенным объемом знаний и умений, а также, что не менее важно, методом самостоятельного приобретения знаний. При этом научиться не просто самостоятельно работать, а овладеть наиболее эффективными методами такой работы, которые необходимы конкурентоспособному специалисту в современных быстро изменяющихся условиях жизни.
Наша современность - это период глобальных изменений во всех областях культуры, экономики, техники, науки, общественной и индивидуальной жизни. Стремительно увеличивается поток научной информации, развиваются информационные технологии. Во всем этом по окончании колледжа Вам придется ориентироваться самостоятельно. И ориентироваться уверенно, так как конкуренция специалистов труда становится все более острой. Следовательно, обучаться этому следует систематически, вдумчиво, постоянно, под руководством преподавателей колледжа.
Начните обучение методам самостоятельной работы с изучения предлагаемых памяток. В дальнейшем, по мере изучения тем предмета, выполняйте предложенные задания.
Памятка для рационального слушания, восприятия, записывания лекций
Если заранее известна тема лекции, следует ознакомиться с материалом учебника по данному вопросу. Это позволит избежать повторного записывания уже известного материала, сосредоточиться на записи новых сведений о последних достижениях науки, на понимании точки зрения самого лектора.
При подготовке к лекции проработайте конспект предыдущей лекции, тогда логические выводы новой лекции будут более понятными.
Слушая лекцию, следите за ходом мысли лектора, за логической последовательностью изложения. Не стремитесь к дословному записыванию. Чем внимательнее Вы слушаете, тем легче записывать, и, наоборот, попытка механически зафиксировать все, не вникая в смысл, существенно снижает качество конспекта.
В конспекте рекомендуется записать основные положения, формулировки, определения, выводы, аргументы, которые, как правило, лектор или повторяет, или произносит медленнее.
Если лектор формулирует какое-либо положение, а затем доказывает, аргументирует его, приводит примеры, то внимательно следите за ходом рассуждений. Стремитесь их понять. Лектор повторит основные мысли и положения в той же форме или выразит их в другой форме, вот тогда Вы и законспектируете материал, который уже будет Вам понятен, а значит, законспектируете его легче и правильнее.
В тетради для конспектирования лекций оставляйте широкие поля, примерно 1/3 страницы, для заметок при отработке записей самостоятельно, под руководством преподавателя на семинаре, практическом занятии.
Каждая новая мысль лекции должна быть выделена в отдельный абзац, с соблюдением цифровой нумерации там, где это возможно.
Старайтесь писать грамотно.
После лекции необходимо прочесть конспект и отработать его, то есть исправить неразборчиво написанные слова, дописать сокращенные, внести дополнения. Лучше это сделать в тот же день. На поля можно вписывать дополнительные сведения из учебника, соответствующие основной мысли абзаца в конспекте лекции.
Памятка для работы с книгой
Читайте материал один-два раза, не торопясь, вдумываясь в смысл, не продвигаясь дальше, пока не понято прочитанное. Читать необходимо с карандашом в руках. Новые термины, латинские названия следует несколько раз написать и произнести вслух, возможно, записать в глоссарий.
Составьте план текста. Вначале простой, а затем сложный или сложно-распространенный.
Перескажите текст по плану.
Выделите в каждой части главную мысль (основные признаки, особенности и т.п.). Осмысли логическую взаимосвязь выделенных частей.
Выделите в тексте материал, который Вы изучали ранее и который встретили впервые.
Поработайте с конспектом лекции по соответствующей теме. Сравните материал. Исправьте ошибки, дополните.
Обратите еще раз внимание на графический материал учебника (рисунки, графики, таблицы и т.п.). Четко уясните их содержание. Найдите объяснение в тексте.
Материал, поддающийся классификации, полезно изобразить в виде схемы.
Проверьте свои знания по контрольным вопросам и заданиям к тексту.
Поработайте с доступной по теме дополнительной литературой (рекомендует преподаватель), а также самостоятельно с рецептурным справочником, журналами «Сестринское дело» и «Медицинская помощь». Подготовьте краткое сообщение о фактах, не обсуждавшихся на лекции и не содержащихся в тексте учебника. Это задание является дополнительным, однако систематическое его выполнение позволит приобрести устойчивый навык самостоятельного поиска и осмысления новой информации.
Памятка для решения задач
Внимательно прочтите и поймите условие задачи.
Перескажите ее содержание.
Запишите краткое условие задачи, анализируя данные.
Если возможно, сделайте рисунок или схему, иллюстрирующие условия задачи.
Разделите задачу на очевидные части.
Осмыслите решение каждой части и их взаимосвязь.
Дайте четкий ответ на поставленный вопрос. Проверьте ответ.
Поищите другое решение задачи. Сравните его с первым. Сделайте выводы.
Правила оформления реферата
Работа должна начинаться титульным листом:
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Департамент здравоохранения Брянской области
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Брянский базовый медицинский колледж» Реферат:
Специальность:________________________
Курс:_________________________________
Тема:___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работу выполнила:_____________________
Руководитель:_________________________ г.Брянск
20 г. 2. 2-й лист–оглавление. Это указатель всех рубрик работы с указанием страниц.
Оглавление:
1. Введение.
| стр.
| 2. Основная часть.
| стр.
| а) Теоретическая часть.
| стр.
| б) Практическая часть.
| стр.
| 3. Заключение.
| стр.
| 4. Список литературы.
| стр.
| 5. Приложения.
| стр.
|
3.Для написания реферата используются 8-10 литературных источников, причем, если в реферате поднимается современная проблема, источники должны быть недавних лет выпуска (не более 5 лет давности). Список источников должен включать литературу:
- основную;
- дополнительную;
- периодических изданий.
Литература указывается в алфавитном порядке, который определяется первой буквой фамилии автора или названия книги (если автор не указан), затем следует название книги, издательство, год, используемые страницы.
Библиография должна составлять 1-2 страницы.
4. Введение занимает 2-3 страницы и должно отражать следующие пункты:
- определение темы и ее актуальность;
- обоснование темы реферата;
- определение границ исследования;
- определение главной цели работы.
5. Основная часть работы разбивается на две составных:
- Теоретическая, где излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы и обязательно роль среднего медперсонала в решении данной проблемы.
- Практическая часть рассматривает конкретный материал, имеющий практическую направленность и значение.
Каждая часть должна занимать 3-7 страниц.
6. Заключение представляется выводами и должно составлять 1-2 страницы.
7. Приложения представляются:
- графиками;
- таблицами;
- схемами;
- памятками бесед;
- копиями документов т.д.
8. Объем работы 10-15 печатных листов или 20-30 рукописных.
Реферат должен быть помещен в файловую папку.
10. Формат бумаги А4 (стандартный печатный лист).
11. Нумерация страниц начинается со второй, проставляется посредине верхнего листа без точек и дефисов, от верхнего среза бумаги – 2 интервала, до текста тоже.
12. Заголовки должны располагаться посредине текста, переносы слов не разрешаются. Если заголовок большой, то он делится по смыслу на несколько строк. Между каждой строкой 1 интервал. Точка после заголовка не ставится.
Заголовок не пишут в конце страницы, если для текста нет места, он переносится на другую страницу.
13. Подзаголовки пишутся без подчеркивания, правила подзаголовка те же, что и заголовка. Расстояние между подзаголовками и заголовками 2 интервала. Текст от подзаголовка и заголовка пишут 3-4 интервала.
14. Расстояние между строками при написании текста 1,5-2 интервала.
15. Необходимо делать сноски авторов при заимствовании цитат и мыслей.
16. Оформление полей:
- левое поле – 35мм.
- правое поле – 10мм.
- верхнее поле – 20мм.
- нижнее поле – 20мм.
17. Красная строка – 10мм (5 знаков) от границы левого поля.
18. Каждая новая глава начинается с новой страницы (введение, заключение, список литературы, приложения
19. Выводы работы – это умозаключение из ранее сделанных посылок, поэтому, их делают, ориентируясь на цель, достигая ее.
20. реферат пишут на одной стороне листа.
21. Свои мысли лучше выражать с помощью вводных слов: «Нам думается…», «Мы убеждены…», «Мы стоим на точке зрения…» Критерии оценивания реферата Реферат оценивается по пятибалльной системе.
Оценка «отлично» ставится за рефераты, выполненные безупречно, с соблюдением всех требований, как по содержанию, так и по оформлению.
Оценка «хорошо» получают рефераты такого же уровня, но в которых тема неполно раскрыта, не во всем проявлен самостоятельный и творческий подход, есть изъяны в оформлении работы.
Оценка «удовлетворительно» ставится в тех случаях, когда тема значительно неполно раскрыта, преобладает несамостоятельность, нетворческий подход к работе, использовано 1-2 литературных источника, работка небрежно оформлена.
Оценка должна учитывать и своевременность подачи реферата на рецензирование, если дата сдачи реферата оговорена заранее. Памятка для составления реферата
1. Внимательно изучите предложенную тему реферата.
2. Подберите литературу по списку, предложенному преподавателем или самостоятельно в библиотеке по каталогу.
3. Изучите содержание подобранных источников.
4. Составьте план реферата (см. памятку для работы с книгой).
5. Сформулируйте основное положение каждого пункта плана и аргументируйте его цитатами, кратким конспектом текста из литературных источников.
6. Если в литературе имеются разные точки зрения по каким-либо вопросам, то в реферате отражаются все из них, проводится сравнение.
7. Сделайте собственные выводы, комментарии по пунктам плана или по всему реферату в целом.
8. При цитировании текста указывайте автора источника, название, издательство, год издания, страницы.
9. В конце реферата приведите полный список используемых литературных источников. |