№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Сроки проведения
|
План
| Факт
|
Преемственная связь русской литературы 1 и 2 половины 19 века (7 часов)
|
|
|
1
| Эволюция темы свободы в творчестве А.С.Пушкина
| 1
| Знать: основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А.С.Пушкина: от осознания необходимости общественной свободы, «вольности святой» в ранней лирике до понимания свободы как личной независимости в позднем творчестве; анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему.
|
|
|
2
| Религиозно-философская лирика А.С.Пушкина
| 1
| Знать: какое воплощение в творчестве А.С.Пушкина получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно-философскому осмыслению.
Уметь: анализировать и интерпретировать стихотворения с позиции их религиозно-философского осмысления; сравнивать художественные произведения и внетекстовые материалы; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения
|
|
|
3
| «Великое» и «малое» в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»
| 1
| Знать: идейно-художественные особенности поэмы «Медный всадник», понимать. В чём заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; какое развитие получила в данном произведении тема «маленького человека»; каково значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
Уметь: анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции, определяя роль художественной символики в раскрытии идеи «Медного всадника»; сравнивать пушкинский «Медный всадник» и знаменитый памятник Петру Первому работы Фальконе, подчёркивая доминанту каждого образа.
|
|
|
4
| Художественный мир поэзии М.Ю.Лермонтова
| 1
|
|
| Знать: основные мотивы лирики Лермонтова. Понимать, в чём заключается своеобразие его художественного мира, как соотносятся в нём романтические и реалистические традиции.
Уметь: анализировать и интерпретировать стихотворения, выразительно читать их, соблюдая нормы литературного произношения.
|
|
|
|
|
|
5
| Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова
| 1
| Знать адресатов любовной лирики Лермонтова, основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов.
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения; сравнивать худ.произведения Пушкина и Лермонтова о любви; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему.
|
|
|
6
| Образ города в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»
| 1
| Знать содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина.
Понимать, в чём заключается своеобразие стиля Гоголя, как соотносятся в его творчестве трагедийность и комизм, лирика и сатира.
Уметь: устно нарисовать картину Невского проспекта, владеть навыками краткого пересказа; анализировать и интерпретировать текст повести, выявляя способы выражения авторской позиции
|
|
|
7
| Петербургская тема в творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского
| 1
| Понимать, в чём заключается различный взгляд писателей 19 века на петербургскую тему.
Уметь: сопоставлять авторские оценки данной темы, владеть навыками краткого пересказа; анализировать и интерпретировать текст произведений, выявляя способы выражения авторской позиции
|
|
|
Общий обзор литературы второй половины 19 века (1 час)
|
|
|
8
| Обзор русской литературы 2 пол.19 века. Герой времени в литературе 1850-60хгг.
| 1
| Знать: основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе и искусстве 1850-60гг. 19 века; особенности русской литературной критики данного периода;
Понимать: связь процесса демократизации худ.лит-ры и культуры в целом с событиями эпохи
Уметь: составлять синхронную историко-культурную таблицу.
|
|
|
Творчество И.А.Гончарова (7 часов)
|
|
|
9
| И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного таланта писателя.
| 1
| Знать: основные этапы жизненного и творческого пути И.А.Гончарова;
Уметь: использовать для решения творческих задач различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; подбирать и систематизировать материал, отражая в устной речи результаты своей творческой деятельности
|
|
|
10
| Роман Гончарова «Обыкновенная история». Столкновение двух типов- романтика-идеалиста и циника-реалиста.
| 1
| Знать: сюжет романа;
Уметь: видеть авторскую мысль в изображении главных героев романа.
|
|
|
11
| Роман «Обломов». «Однако…любопытно бы знать, отчего я …такой?». Один день из жизни Обломова
| 1
| Знать: содержание первой части романа и «Сна Обломова»; особенности проблематики романа Гончарова;
Уметь: отбирать материал для краткого пересказа, выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи, устанавливать ассоциативные связи худ.текста с ИЗО или кино.
|
|
|
12
| Два типа любви в романе Гончарова “Обломов»
| 1
| Знать: какое отражение получили в романе «Обломов» «рациональный» и «сердечный» типы любви.
Уметь: отбирать материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа; устанавливать ассоциативные связи романа с арией Беллини, усматривая в данном музыкальном произведении аналог чувств Обломова.
|
|
|
13
| Обломов и Штольц
| 1
| Знать: характерные особенности героев романа, влияние среды на формирование уклада их жизни; способы выражения авторской позиции, позволяющие судить об отношении Гончарова к Обломову и Штольцу; оценку главного героя романа русской критикой.
Понимать: почему Обломов стал одним из типических героев русской литературы; как сочетается в данном образе общее и индивидуальное.
Уметь отбирать материал для сравнительног анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа; составлять конспект лекции учителя» устанавливать ассоциативные связи романа с произведениями ИЗО.
|
|
|
14
| Художественное своеобразие стиля романа Гончарова «Обломов»
| 1
| Знать: особенности стиля романа И.А.Гончарова «Обломов». Какое место занимает Обломов в ряду образов мировой литературы» (Дон Кихот, Гамлет).
Уметь: объяснять роль худ.детали и стилевых особенностей в контексте всего романа
|
|
|
15
| Историко-философский смысл романа «Обломов». Критики о романе.
| 1
| Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя; выступать с сообщением на заданную тему.
|
|
|
Творчество А.Н.Островского (9 часов)
|
16
| «Колумб Замоскворечья» А.Н.Островский- первооткрыватель нового пласта русской жизни.
| 1
| Знать: основные этапы творческого пути А.Н.Островского, роль драматурга в создании рус.нац. театра.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя; выступать с сообщением на заданную тему; устанавливать ассоциативные связи с худ.текста с произведениями других видов искусства (театр, кино)
|
|
|
17
| Один день в городе Калинове.
| 1
| Знать историю создания пьесы «Гроза», особенности характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме.
Уметь владеть навыками краткого пересказа, позволяющего воссоздать образ города Калинова; анализировать и интерпретировать текст пьесы, выявляя способы выражения авторской позиции.
|
|
|
18
| «Отчего люди не летают так, как птицы?». Своеобразие внутреннего конфликта Катерины.
| 1
| Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; как сочетаются в характере главной героини народно-поэтическое и религиозное; в чём заключается нравственная проблематика «Грозы».
Уметь: сравнивать действующих лиц пьесы, отмечая их сходство и различие; выразительно читать монологи и диалоги, инсценировать эпизоды пьесы; аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера.
|
|
|
19
| Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»
| 1
| Знать: основные этапы развития внешнего конфликта «Грозы» мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; различные сценические интерпретации роли Катерины, сравнивать и сопоставлять их.
Уметь читать по ролям эпизоды пьесы; аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера; найти информацию в источниках различного типа, систематизировать её и выступить с сообщениями на заданную тему.
|
|
|
20
| Драматургическое мастерство А.Н.Островского.
| 1
| Знать: особенности символики пьесы, жанровое своеобразие «Грозы»; в чём заключается мастерство речевой характеристики в пьесах Островского.
Уметь аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера; находить информацию в источниках различного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему.
|
|
|
21
| «Гроза» в оценке русской критики.
| 1
| Знать содержание критических статей Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева.
Уметь составлять план и конспект критической статьи; сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера.
|
|
|
22
| Драма «Бесприданница» Искушение любовью – основной мотив драмы. Сравнительная характеристика образов Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой.
| 1
| Знать содержание пьесы «Бесприданница»
Уметь составлять сравнительную характеристику образов литературных героев, аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера.
|
|
|