Скачать 139.69 Kb.
|
МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ» п.Судиславль, 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный (социальный) проект. Данная программа по обучению теории и практике газетного дела (созданию и выпуску школьной газеты) предназначена для решения одной из приоритетных задач современной школы – развитие логического мышления, речи и самостоятельности учащихся через практическую деятельность. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного и профильного обучения, обладает новизной для обучающихся, создает условия для активного включения учащихся в окружающую их социальную среду. Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности. Цель программы кружка: создание в образовательном пространстве школы условий для реализации творческих качеств личности, развитие речи учащихся во всех областях применения. Задачи Обучающие:
Развивающие:
Познавательные:
Воспитательные:
Практико-деятельностные:
Курс рассчитан на дополнительное образование учащихся 5-11 классов. Объем учебного времени – 34 часа. Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты, оформление классных уголков, участие в районных конкурсах. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА, ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ Современные стандарты по русскому языку и литературе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и языку и ценностям отечественной культуры. Основные стандарты по русскому языку и литературе предполагают создание «устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно – научной, социально – культурной и деловой сферах общения», «совершенствование коммуникативных способностей». Чтобы помочь детям развить интерес к речевой деятельности, к литературному творчеству необходим элективный курс «Юный корреспондент», который позволит включить ученика в активный процесс речетворчества, познать окружающий мир. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ РАЗРАБОТКИ На занятиях курса проводится профориентация школьников. Содержание программы должно стимулировать литературное творчество, развивающее воображение и внимание к слову, а именно: 1) проблемное изложение теоретического материала, в частности, таких, например, вопросов, как «Жанры публицистики», «Заметка», «Репортаж», «Интервью», «Статья», «Очерк», «Рецензия» и др.; 2) самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных перед ними различного рода задач, в т. ч. и проблемного характера; 3) совершенствование рукописи с определённой точки зрения. ( Например, с т. з. раскрытия основной мысли текста или его построения. При этом используется коллективное или самостоятельное редактирование); 4) рецензирование, в т.ч. взаимное рецензирование (устное и письменное), выполненных учащимися работ; 5) сообщения учащихся как результат проведённых наблюдений над произведением писателя, публициста; 6) устные высказывания (рассказы, отзывы, рецензии, доклады); 7) завершение каждой темы творческой работой (планы сочинений, конспекты высказываний, альманахи на определённую тему, бюллетени, стенгазеты, заметки в районной газете и т. п.). Структура занятий: 1)Этап введения нового материала (лекция, беседа, сообщение, доклад, наблюдения и т.п.) 2) Упражнения – задачи для закрепления полученных знаний: а) задания аналитического характера, требующие ответа на вопросы к текстам, планам, материалам; б) задания аналитико – синтетического характера, ставящие задачу обнаружить недочёты в материалах; в) задания синтетического характера, в которых предлагается подготовить связное высказывание. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСККАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Кружок «Юный корреспондент» даёт возможность уделять внимание развитию связной устной речи учащихся: обсуждению высказываний, рецензированию ответов. Работа над рецензией поможет в подготовке к единому государственному экзамену. Практическая направленность курса в том, что в жизни учащимся потребуется писать доклады, рефераты, письма, заявления, общаться с людьми. Чтобы выполнить эти задачи, необходимо дать школьникам возможность «попробовать своё перо». Учебно-тематический план занятий кружка «Юный журналист» (34 ч)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Вводное занятие (1 ч). Знакомство с целями, задачами курса, формами работы. Возникновение и развитие журналистики. Общее понятие о журналистике (1 ч). Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент). История развития районной журналистики (1 ч). Из истории создания газеты «сельская жизнь». Другие печатные издания Судиславского района и Костромской области. Словарь терминов для начинающих журналистов (1 ч). Атрибуция, аббревиатура, абзац, аннотация, апрош, библиография, бордюр, буклет, верстка. Виньетка, воздух, выпускающий, выходные данные, вычитка, гарнитура, графика, дедукция, жанр, загон, заставка, заголовочный комплекс, индукция, инверсия, интерлиньяж, клише, корректура, колонка, колонтитул, композиция, курсив, концепция, лид, логотип, макет, маркер, оригинал, оригинал-макет, разворот, разрядка, респондент, рубрика, тема, тематическая (целевая) полоса, тематическая подборка, формат, «фонарь»(буквица), шапка, шрифт, экспедиция. Знакомство с основными жанрами журналистики (4 ч) Информационные жанры: хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз. Аналитические жанры: отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация. Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра. Деловая игра «Интервью» (2 ч) Отработка навыка конструирования вопросов, развитие ассоциативного, логического мышления (отбор, сопоставление, обобщение), умение строить отношения с другими людьми. Определение собственной позиции по отношению к окружающей реальности. Индивидуальная и групповая работа. Содержание и форма газеты (2 ч) Определение формата, объёма, основных рубрик газеты. Встреча с писателем В.В.Травкиным. Практическая работа: «структура газетного материала». Литературное редактирование (1 ч) Особенности литературного редактирования. Виды редактирования. Тренинг «Развивающая журналистика» ( 1 ч) Учащиеся делятся на группы. Тренинг проводится в игровой форме. Тематика игровых занятий: «Вариации на тему», «Давай с тобой поговорим», «Как это было», «Я вам пишу», «Образная память», «Эмоциональная память», «Зрительная память» и другие. Этапы подготовки материала (2 ч) Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана). Деловая игра «Редакция» (1 ч) Групповая работа. Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, создание макета газеты. Репортаж, фоторепортаж (1 ч) Важнейшие особенности репортажа – динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора. Репортаж – одушевлённая информация. Новость в движении. Корреспонденция (1 ч) Структура корреспонденции: постановка проблемы – система доказательств – аргументация. Виды корреспонденции: информационная, аналитическая, постановочная, корреспонденция-раздумье. Технология производства газеты (1 ч). Практическая работа по выпуску школьной газеты (11 ч) Подведение итогов. Конференция – встреча с читателями газеты (2ч) Литература для учителя
Литература для учащихся
|