Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 139.69 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.01.2014
Размер139.69 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа


МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области



Утверждаю.

Директор школы:
_______________Лебедева Л.Г.

Рассмотрено на заседании

МО учителей русского языка и литературы

пр.№ _____ __________________ 20____

Руководитель МО__________

С.А. Смирнова

ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

п.Судиславль, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный (социальный) проект. Данная программа по обучению теории и практике газетного дела (созданию и выпуску школьной газеты) предназначена для решения одной из приоритетных задач современной школы – развитие логического мышления, речи и самостоятельности учащихся через практическую деятельность.

Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного и профильного обучения, обладает новизной для обучающихся, создает условия для активного включения учащихся в окружающую их социальную среду.

Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности.

Цель программы кружка:

создание в образовательном пространстве школы условий для реализации творческих качеств личности, развитие речи учащихся во всех областях применения.

Задачи

Обучающие:

  • изучение основ журналистского творчества;

  • получение знаний и умений по созданию печатного издания;

  • освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Развивающие:

  • развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями;

  • развитие творческих способностей обучающихся, их творческой индивидуальности;

  • развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • развитие навыков установления межпредметных связей;

  • развитие навыка работы со справочной литературой.

Познавательные:

  • вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;

  • развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, компьютерных технологий.

Воспитательные:

  • создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения;

  • формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

  • организация диалога обучающихся со сверстниками, взрослыми;

  • формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.

Практико-деятельностные:

  • развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества;

  • формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

Курс рассчитан на дополнительное образование учащихся 5-11 классов. Объем учебного времени – 34 часа. Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты, оформление классных уголков, участие в районных конкурсах.
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА, ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ

Современные стандарты по русскому языку и литературе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и языку и ценностям отечественной культуры.

Основные стандарты по русскому языку и литературе предполагают создание «устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно – научной, социально – культурной и деловой сферах общения», «совершенствование коммуникативных способностей».

Чтобы помочь детям развить интерес к речевой деятельности, к литературному творчеству необходим элективный курс «Юный корреспондент», который позволит включить ученика в активный процесс речетворчества, познать окружающий мир.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ РАЗРАБОТКИ

На занятиях курса проводится профориентация школьников. Содержание программы должно стимулировать литературное творчество, развивающее воображение и внимание к слову, а именно:

1) проблемное изложение теоретического материала, в частности, таких, например, вопросов, как «Жанры публицистики», «Заметка», «Репортаж», «Интервью», «Статья», «Очерк», «Рецензия» и др.;

2) самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных перед ними различного рода задач, в т. ч. и проблемного характера;

3) совершенствование рукописи с определённой точки зрения. ( Например, с т. з. раскрытия основной мысли текста или его построения. При этом используется коллективное или самостоятельное редактирование);

4) рецензирование, в т.ч. взаимное рецензирование (устное и письменное), выполненных учащимися работ;

5) сообщения учащихся как результат проведённых наблюдений над произведением писателя, публициста;

6) устные высказывания (рассказы, отзывы, рецензии, доклады);

7) завершение каждой темы творческой работой (планы сочинений, конспекты высказываний, альманахи на определённую тему, бюллетени, стенгазеты, заметки в районной газете и т. п.).

Структура занятий:

1)Этап введения нового материала (лекция, беседа, сообщение, доклад, наблюдения и т.п.)

2) Упражнения – задачи для закрепления полученных знаний:

а) задания аналитического характера, требующие ответа на вопросы к текстам, планам, материалам;

б) задания аналитико – синтетического характера, ставящие задачу обнаружить недочёты в материалах;

в) задания синтетического характера, в которых предлагается подготовить связное высказывание.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСККАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Кружок «Юный корреспондент» даёт возможность уделять внимание развитию связной устной речи учащихся: обсуждению высказываний, рецензированию ответов. Работа над рецензией поможет в подготовке к единому государственному экзамену.

Практическая направленность курса в том, что в жизни учащимся потребуется писать доклады, рефераты, письма, заявления, общаться с людьми. Чтобы выполнить эти задачи, необходимо дать школьникам возможность «попробовать своё перо».

Учебно-тематический план занятий кружка «Юный журналист»

(34 ч)


№ п/п


Тема занятия

Кол-во часов

Формы работы

Методы и приемы

1.

2.
3.

4.

5.

6.
7.


8.


9.

10.

11.

12.

13.

14.
15.


16.
.

Цели и задачи курса.

Из истории журналистики.
Общее понятие о журналистике. Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент).
История развития районной журналистики (газета «Сельская жизнь» и другие печатные издания)

Словарь терминов для начинающих журналистов
Знакомство с основными жанрами журналистики:

а) информационные жанры;

б) аналитические жанры;
в) художественно-публицистические жанры;

г) обобщающее занятие по теме.
Деловая игра «Интервью»
Содержание и форма газеты

а) Определение формата, объема, основных рубрик газеты;

б) практическая работа «Структура газетного материала»

в) встреча с писателем В.В.Травкиным
Литературное редактирование.


Развивающая журналистика. Тренинг.
Этапы подготовки материала:

а) определение темы;

б) оформление идеи материала;

в) сбор фактов;

г) анализ фактов и составление плана;

д) написание черновика и корректирование плана.
Деловая игра «Редакция».

Репортаж. Фоторепортаж.

Корреспонденция, статья. Практикум
Технология производства газеты
Практическая работа по выпуску школьной газеты и приложения.

Подведение итогов. Конференция – встреча с читателями газеты.

1

1
2

1

1

1
1
1
2
2


1


1

2

1

1

1

1
11


2


лекция

лекция
Встреча с редакцией газеты «Сельская жизнь».
Лекция

Лекция
Индивидуальная и групповая работа

Проектирование работы
Защита проекта
Деловая игра
Анализ материалов периодической печати

Экскурсия. Встреча с журналистом.
«Творческая комната» Практикум. Саморедактиро-вание, взаиморедакти-роване
Тренинг

Практикум. Работа над выпуском газеты

Деловая игра. Групповая работа
Групповая работа. Обзор материалов периодической печати
«Круглый стол»

«Круглый стол»


Словесный, наглядный
Обзор и анализ материалов периодической печати
Словесный, наглядный

Словарная работа

Подбор материалов разных жанров из периодической печати


Словесный, эвристичес-кий
Наглядные, словесные

Наглядные, словесные
Карточки с заданиями


Компьютер, сканер


Цифровая камера, компьютер
Наглядный, словесный

Анализ материалов журнала



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Вводное занятие (1 ч). Знакомство с целями, задачами курса, формами работы. Возникновение и развитие журналистики.

Общее понятие о журналистике (1 ч). Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент).

История развития районной журналистики (1 ч).

Из истории создания газеты «сельская жизнь». Другие печатные издания Судиславского района и Костромской области.

Словарь терминов для начинающих журналистов (1 ч).

Атрибуция, аббревиатура, абзац, аннотация, апрош, библиография, бордюр, буклет, верстка. Виньетка, воздух, выпускающий, выходные данные, вычитка, гарнитура, графика, дедукция, жанр, загон, заставка, заголовочный комплекс, индукция, инверсия, интерлиньяж, клише, корректура, колонка, колонтитул, композиция, курсив, концепция, лид, логотип, макет, маркер, оригинал, оригинал-макет, разворот, разрядка, респондент, рубрика, тема, тематическая (целевая) полоса, тематическая подборка, формат, «фонарь»(буквица), шапка, шрифт, экспедиция.

Знакомство с основными жанрами журналистики (4 ч)

Информационные жанры: хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз.

Аналитические жанры: отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация.

Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра.

Деловая игра «Интервью» (2 ч)

Отработка навыка конструирования вопросов, развитие ассоциативного, логического мышления (отбор, сопоставление, обобщение), умение строить отношения с другими людьми. Определение собственной позиции по отношению к окружающей реальности. Индивидуальная и групповая работа.

Содержание и форма газеты (2 ч)

Определение формата, объёма, основных рубрик газеты.

Встреча с писателем В.В.Травкиным.

Практическая работа: «структура газетного материала».

Литературное редактирование (1 ч)

Особенности литературного редактирования. Виды редактирования.

Тренинг «Развивающая журналистика» ( 1 ч)

Учащиеся делятся на группы. Тренинг проводится в игровой форме.

Тематика игровых занятий: «Вариации на тему», «Давай с тобой поговорим», «Как это было», «Я вам пишу», «Образная память», «Эмоциональная память», «Зрительная память» и другие.

Этапы подготовки материала (2 ч)

Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

Деловая игра «Редакция» (1 ч)

Групповая работа. Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, создание макета газеты.

Репортаж, фоторепортаж (1 ч)

Важнейшие особенности репортажа – динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора. Репортаж – одушевлённая информация. Новость в движении.

Корреспонденция (1 ч)

Структура корреспонденции: постановка проблемы – система доказательств – аргументация. Виды корреспонденции: информационная, аналитическая, постановочная, корреспонденция-раздумье.

Технология производства газеты (1 ч).

Практическая работа по выпуску школьной газеты (11 ч)

Подведение итогов. Конференция – встреча с читателями газеты (2ч)
Литература для учителя


    1. Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.

    2. Ворошилов, В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2000.

    3. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно – публицистических жанров [Текст]/ Е.И. Журбина, - М., 1969.

    4. О печати: закон РФ.

    5. Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.

    6. Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.

    7. Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна; г. Павлово, 2002.

    8. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997


Литература для учащихся


  1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1980

  2. Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997

  3. Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. – М., 1969

  4. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.

  5. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск