Скачать 69.17 Kb.
|
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие по страницам букваря И. Я. Яковлева» Образовательная область: познание Вид деятельности: познавательно-исследовательская Форма деятельности: путешествие Цель деятельности: Углублять и обогащать понимание слов, отражающих общечеловеческих ценностей, развивать умение объяснять свое понимание их содержания и значения (пословицы, рассказы,); совершенствовать диалогическую и монологическую речь, культуру речевого общения в различных ситуациях общения (в ходе всего занятия); познакомить с новыми чувашскими словами, обозначающими общечеловеческие ценности ( пожелания на чувашском языке сапайлах, илемлех); обогащение знаний фольклорных произведений народов Чувашии (пословицы, рассказы); активизировать использование слов, характеризующих нравственные качества (трудолюбивый, добрый, красивый, дружный); уточнить понимание сложных взаимоотношений в рассказах, мотивов поведения героев; развивать интерес к историческому прошлому своего народа (легенда о букваре); повышать интерес к изучению родного края; развивать способность самостоятельно и целенаправленно размышлять, логически рассуждать (пословицы, рассказы, оценка занятия); обобщать и систематизировать знания о предметном мире как результате трудовой деятельности (изделия чувашского декоративно-прикладного искусства); расширять знания детей о людях, прославивших республику: И.Я.Яковлев; воспитывать любовь к родному краю. Материалы и атрибуты: - компьютер, проектор, экран, буквы, изделия декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, рассказы «Конь», «Лентяй и Лодырь», «Яблонька», легенда «Золотая книга чувашей», аудиозапись «Жаворонок» Методы и приемы: художественное слово (пословицы, легенда), использование ИКТ, разыгрывание сценок, музыкальное сопровождение – чувашская мелодия, чувашский танец, рассматривание слайдов, путешествие. Предварительная работа с детьми: беседы (о ценностях), знакомство с чувашскими пословицами о труде, добре и т. д., чтение произведений И.Я.Яковлева (о трудолюбии, дружбе, добре), разыгрывание мини-сценок по творчеству Яковлева (создавались и обыгрывались различные проблемные ситуации), знакомство с компьютером. Словарная работа: закрепление в речи детей слова тухъя, маниста, сурпан; слова, характеризующие нравственные качества (трудолюбивый, добрый, красивый, дружный); Ход образовательной деятельности: Дети заходят, встают в круг, здороваются на чувашском языке. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас праздник — встреча с букварем И.Я.Яковлева. Посмотрите, я сегодня в красивом чувашском платье, какие красивые узоры на нем. (рассматривание узоров на платье) Как вы думаете, узоры на платье что могут обозначать? Знаком ли вам какой-нибудь элемент узора? Скажите, где вы видите узор солнца? Где они расположены?(на груди, на рукавах, внизу платья) Ответы детей: Воспитатель: (звучит музыка) Да, я с вами согласна. Это действительно узоры солнца. Чувашский народ издавна славился своим мастерством, трудолюбием и дружбой. У этого народа была книга, которая учила добру, дружбе, трудолюбию. Прошло время. Нежданно-негаданно напали на чувашский народ злые племена, хотели похитить самое дорогое, что у них было – Золотую Книгу, но не нашли ее, потому что те, кто охранял эту книгу, положили ее в Золотую шкатулку и зарыли в землю, а сами погибли в бою. ( выключается музыка) Воспитатель: Книга была уникальна тем, что в ней были собраны древние чувашские народные мудрости. К сожалению, книга была утеряна безвозвратно. Один великий человек – И.Я.Яковлев решил восстановить эту книгу и вернуть ее народу. Сейчас я познакомлю вас с этим замечательным человеком. Присаживайтесь, пожалуйста. (показ слайдов на экране о Яковлеве и букваре). И.Яковлев любил свой народ и хотел, чтобы он был грамотным, он обучал всех чуваш письменности, чтению и просвещал их. (слайд с букварем) И.Яковлев ходил по деревням, собирал по крупицам у чувашских старцев пословицы, поговорки, легенды, притчи, истории. И записывал их в свою книгу, так слово за словом, пополнялась эта книга. (слайд с букварем) В результате долгих поисков народной мудрости был создан первый чувашский букварь.(слайд с букварем) Этот букварь и стал новой золотой книгой чувашей. Подведение итога Воспитатель: Народ благодарен этому человеку за то, что он просветил чувашский народ, сдружил чуваш и русских. «Русские, чуваши, татары- все одно - люди» - говорил И.Я.Яковлев. Воспитатель: Ребята, я сегодня предлагаю вам пройтись по страницам этой уникальной и мудрой книги. А вы хотели бы побывать на страницах этого букваря? Ответы детей: Воспитатель: (звучит музыка) А попасть нам на эту страницу поможет волшебная тропинка, а тропинка-то не простая, она с буквами. Проходите на первую страницу. Присаживайтесь. (выключается музыка) (показ слайдов на компьютере). Воспитатель: Ребята, посмотрите на странице букваря находятся буквы и слова, они старинные, русские и чувашские. Воспитатель: У чувашей не было своего алфавита, они не знали букв. Все буквы и слова в этом букваре составил И.Я.Яковлев.(показ чувашских букв) Посмотрите, эти буквы отличаются от русских. И.Я.Яковлев был умным, придумал для чуваш свою азбуку, теперь они могут читать и писать на своем родном языке. Воспитатель: (звучит музыка) Ребята, а теперь я приглашаю вас пройти на следующую страницу – страницу «Народной мудрости». (выключается музыка) На этой странице мы с вами узнаем о пословицах, поговорках, созданных чувашским народом. А вы знаете ребята, какие-нибудь пословицы? Ответы детей: (рассказывают пословицы) Воспитатель: А кто расскажет? Ответы детей: Воспитатель: Я рада, что вы знаете пословицы о дружбе, добре, трудолюбии. Воспитатель: А послушайте пословицу, которая есть в букваре Яковлева, послушайте. Не запасайся деньгами, а запасайся друзьями Ответы детей: (Обсуждение пословицы) -Ребята, почему именно друзьями надо запасаться? Ответы детей: Воспитатель: Да, потому что именно друзья выручат из беды, помогут в любой трудной ситуации. Воспитатель: (звучит музыка) Продолжим наше путешествие по страницам букваря. (выключается музыка) Эта страница тоже интересная. И.Я.Яковлев писал рассказы для чувашских детей, которые учат честности, трудолюбию, добру и уважению к человеку. Он писал очень маленькие рассказы, но они имели очень большой смысл. Хотите послушать? Ответы детей: Рассказ называется «Конь» Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор – чей конь? Стали они коня друг у друга рвать. Дай мне, мой конь. Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Пришла мать, взяла коня, и конь стал ничей. - Почему мама забрала коня ? А что надо было сделать? (вместе играть, дружно) «Лентяй и Лодырь» Жили Лентяй и Лодырь. Лег Лентяй под Яблоню и говорит : « Ах, если бы мне яблоко попало прямо в рот ». А лодырь ему отвечает: « Как тебе не лень такие вещи говорить!» Воспитатель: А сейчас наши дети, Саша и Дима разыграют рассказ из букваря И.Я.Яковлева «Лентяй и Лодырь» (разыгрывают сценку) (Обсуждение рассказов) Воспитатель: Ребята, а вам встречались такие люди? Ответы детей: Воспитатель: Ведь мы с вами не такие? Ответы детей: Воспитатель: Мы с вами дружные, трудолюбивые. Вот и чувашский народ трудолюбивый. Он славится мастерством, трудолюбием. И мы с вами можем в этом убедиться, подойдите, посмотрите, какую красоту создал чувашский народ. Можете потрогать, рассмотреть. ( подходят к столу, где тухъя, вышивка, куклы в национальных костюмах). Какая кропотливая работа, здесь и вышивка, и тухъя, и монетки-то как звенят,как бы приглашают нас потанцевать. Позвените монетками. Ах, как весело звенят, так и хочется в пляс пуститься. Я вас приглашаю потанцевать. (звучит чувашская музыка, танцуют). Подведение итога Воспитатель: У вас поднялось настроение? Ответы детей: Воспитатель:(выключается музыка) Глядя на вас, душа моя радовалась, вот И.Я.Яковлев говорил: «Чувашский народ сберег три бесценных сокровища: сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок». Воспитатель: (звучит музыка) Следующая страница этой уникальной книги научит нас добру, дружбе и заботе. (выключается музыка) Послушайте одну притчу «Яблонька». Посадил старый дед яблоньку. А ему говорят: «Зачем ты сажаешь яблоню, ты стар и болен. Может так получиться, что ты не попробуешь ни одного яблока с этого дерева». А он им в ответ: «Я не попробую, попробуют мои внуки, дети и другие люди и вспомнят меня добрым словом». Воспитатель: Вот и И.Я.Яковлев оставил после себя эту мудрую книгу, чтобы люди умели читать и писать, передавали свои знания из поколения в поколения. Воспитатель: Пришло время возвращаться обратно со страниц этого уникального букваря. (звучит музыка) (подходят где началось занятие, выключается музыка ) -Ребята, понравилось ли вам путешествие по страницам букваря? -Чем оно понравилось? -Что больше всего запомнилось? -Что интересного для себя узнали? Закончилось наше путешествие. Пришло время прощаться. А теперь на прощание пожелаем нашим гостям и друг другу всего светлого и доброго на чувашском языке. - Эпĕ сире сывлâх сунатâп. - Эпĕ сире туслâх сунатâп. - Эпĕ сире юрату сунатâп. - Эпĕ сире ырлâх сунатâп. - Эпĕ сире илемлĕх сунатâп. - Эпĕ сире сâпайлâх сунатâп. - Эпĕ сире савâнâç сунатâп. - Эпĕ сире телей сунатâп. Сывâ пулâр, хâнасем. |