Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 69.17 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.01.2014
Размер69.17 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей подготовительной группы на тему:

«Путешествие по страницам букваря И. Я. Яковлева»
Образовательная область: познание

Вид деятельности: познавательно-исследовательская

Форма деятельности: путешествие

Цель деятельности:

 Углублять и обогащать понимание слов, отражающих общечеловеческих ценностей, развивать умение объяснять свое понимание их содержания и значения (пословицы, рассказы,);

 совершенствовать диалогическую и монологическую речь, культуру речевого общения в различных ситуациях общения (в ходе всего занятия);

 познакомить с новыми чувашскими словами, обозначающими общечеловеческие ценности ( пожелания на чувашском языке сапайлах, илемлех);

 обогащение знаний фольклорных произведений народов Чувашии (пословицы, рассказы);

 активизировать использование слов, характеризующих нравственные качества (трудолюбивый, добрый, красивый, дружный);

 уточнить понимание сложных взаимоотношений в рассказах, мотивов поведения героев;

 развивать интерес к историческому прошлому своего народа (легенда о букваре);

 повышать интерес к изучению родного края;

 развивать способность самостоятельно и целенаправленно размышлять, логически рассуждать (пословицы, рассказы, оценка занятия);

 обобщать и систематизировать знания о предметном мире как результате трудовой деятельности (изделия чувашского декоративно-прикладного искусства);

 расширять знания детей о людях, прославивших республику: И.Я.Яковлев;

 воспитывать любовь к родному краю.

Материалы и атрибуты:

- компьютер, проектор, экран, буквы, изделия декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, рассказы «Конь», «Лентяй и Лодырь», «Яблонька», легенда «Золотая книга чувашей», аудиозапись «Жаворонок»

Методы и приемы:

художественное слово (пословицы, легенда), использование ИКТ, разыгрывание сценок, музыкальное сопровождение – чувашская мелодия, чувашский танец, рассматривание слайдов, путешествие.

Предварительная работа с детьми: беседы (о ценностях), знакомство с чувашскими пословицами о труде, добре и т. д., чтение произведений И.Я.Яковлева (о трудолюбии, дружбе, добре), разыгрывание мини-сценок по творчеству Яковлева (создавались и обыгрывались различные проблемные ситуации), знакомство с компьютером.

Словарная работа: закрепление в речи детей слова тухъя, маниста, сурпан; слова, характеризующие нравственные качества (трудолюбивый, добрый, красивый, дружный);
Ход образовательной деятельности:

Дети заходят, встают в круг, здороваются на чувашском языке.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас праздник — встреча с букварем И.Я.Яковлева. Посмотрите, я сегодня в красивом чувашском платье, какие красивые узоры на нем.

(рассматривание узоров на платье)

 Как вы думаете, узоры на платье что могут обозначать?

 Знаком ли вам какой-нибудь элемент узора?

 Скажите, где вы видите узор солнца? Где они расположены?(на груди, на рукавах, внизу платья)

Ответы детей:

Воспитатель: (звучит музыка) Да, я с вами согласна. Это действительно узоры солнца. Чувашский народ издавна славился своим мастерством, трудолюбием и дружбой. У этого народа была книга, которая учила добру, дружбе, трудолюбию. Прошло время. Нежданно-негаданно напали на чувашский народ злые племена, хотели похитить самое дорогое, что у них было – Золотую Книгу, но не нашли ее, потому что те, кто охранял эту книгу, положили ее в Золотую шкатулку и зарыли в землю, а сами погибли в бою.

( выключается музыка)

Воспитатель: Книга была уникальна тем, что в ней были собраны древние чувашские народные мудрости. К сожалению, книга была утеряна безвозвратно.

Один великий человек – И.Я.Яковлев решил восстановить эту книгу и вернуть ее народу. Сейчас я познакомлю вас с этим замечательным человеком. Присаживайтесь, пожалуйста.

(показ слайдов на экране о Яковлеве и букваре).

И.Яковлев любил свой народ и хотел, чтобы он был грамотным, он обучал всех чуваш письменности, чтению и просвещал их. (слайд с букварем)

И.Яковлев ходил по деревням, собирал по крупицам у чувашских старцев пословицы, поговорки, легенды, притчи, истории. И записывал их в свою книгу, так слово за словом, пополнялась эта книга. (слайд с букварем)

В результате долгих поисков народной мудрости был создан первый чувашский букварь.(слайд с букварем)

Этот букварь и стал новой золотой книгой чувашей.

Подведение итога

Воспитатель: Народ благодарен этому человеку за то, что он просветил чувашский народ, сдружил чуваш и русских. «Русские, чуваши, татары- все одно - люди» - говорил И.Я.Яковлев.

Воспитатель: Ребята, я сегодня предлагаю вам пройтись по страницам этой уникальной и мудрой книги. А вы хотели бы побывать на страницах этого букваря?

Ответы детей:

Воспитатель: (звучит музыка) А попасть нам на эту страницу поможет волшебная тропинка, а тропинка-то не простая, она с буквами. Проходите на первую страницу. Присаживайтесь. (выключается музыка)

(показ слайдов на компьютере).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на странице букваря находятся буквы

и слова, они старинные, русские и чувашские.

Воспитатель: У чувашей не было своего алфавита, они не знали букв. Все буквы и слова в этом букваре составил И.Я.Яковлев.(показ чувашских букв)

Посмотрите, эти буквы отличаются от русских.

И.Я.Яковлев был умным, придумал для чуваш свою азбуку, теперь они могут читать и писать на своем родном языке.

Воспитатель: (звучит музыка) Ребята, а теперь я приглашаю вас пройти на следующую страницу – страницу «Народной мудрости». (выключается музыка) На этой странице мы с вами узнаем о пословицах, поговорках, созданных чувашским народом. А вы знаете ребята, какие-нибудь пословицы?

Ответы детей:

(рассказывают пословицы)

Воспитатель: А кто расскажет?

Ответы детей:

Воспитатель: Я рада, что вы знаете пословицы о дружбе, добре, трудолюбии.

Воспитатель: А послушайте пословицу, которая есть в букваре Яковлева, послушайте. Не запасайся деньгами, а запасайся друзьями

Ответы детей:

(Обсуждение пословицы)

-Ребята, почему именно друзьями надо запасаться?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, потому что именно друзья выручат из беды, помогут в любой трудной ситуации.

Воспитатель: (звучит музыка) Продолжим наше путешествие по страницам букваря. (выключается музыка) Эта страница тоже интересная. И.Я.Яковлев писал рассказы для чувашских детей, которые учат честности, трудолюбию, добру и уважению к человеку. Он писал очень маленькие рассказы, но они имели очень большой смысл. Хотите послушать?

Ответы детей:

Рассказ называется «Конь»

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор – чей конь? Стали они коня друг у друга рвать. Дай мне, мой конь. Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Пришла мать, взяла коня, и конь стал ничей.

- Почему мама забрала коня ?

 А что надо было сделать? (вместе играть, дружно)

«Лентяй и Лодырь»

Жили Лентяй и Лодырь. Лег Лентяй под Яблоню и говорит : « Ах, если бы мне яблоко попало прямо в рот ». А лодырь ему отвечает: « Как тебе не лень такие вещи говорить!»

Воспитатель: А сейчас наши дети, Саша и Дима разыграют рассказ из букваря И.Я.Яковлева «Лентяй и Лодырь»

(разыгрывают сценку)

(Обсуждение рассказов)

Воспитатель: Ребята, а вам встречались такие люди?

Ответы детей:

Воспитатель: Ведь мы с вами не такие?

Ответы детей:

Воспитатель: Мы с вами дружные, трудолюбивые. Вот и чувашский народ трудолюбивый. Он славится мастерством, трудолюбием. И мы с вами можем в этом убедиться, подойдите, посмотрите, какую красоту создал чувашский народ. Можете потрогать, рассмотреть. ( подходят к столу, где тухъя, вышивка, куклы в национальных костюмах).

Какая кропотливая работа, здесь и вышивка, и тухъя, и монетки-то как звенят,как бы приглашают нас потанцевать. Позвените монетками. Ах, как весело звенят, так и хочется в пляс пуститься. Я вас приглашаю потанцевать.

(звучит чувашская музыка, танцуют).

Подведение итога

Воспитатель: У вас поднялось настроение?

Ответы детей:

Воспитатель:(выключается музыка) Глядя на вас, душа моя радовалась, вот И.Я.Яковлев говорил: «Чувашский народ сберег три бесценных сокровища: сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок».

Воспитатель: (звучит музыка) Следующая страница этой уникальной книги научит нас добру, дружбе и заботе. (выключается музыка) Послушайте одну притчу «Яблонька».

Посадил старый дед яблоньку. А ему говорят: «Зачем ты сажаешь яблоню, ты стар и болен. Может так получиться, что ты не попробуешь ни одного яблока с этого дерева». А он им в ответ: «Я не попробую, попробуют мои внуки, дети и другие люди и вспомнят меня добрым словом».
Воспитатель: Вот и И.Я.Яковлев оставил после себя эту мудрую книгу, чтобы люди умели читать и писать, передавали свои знания из поколения в поколения.

Воспитатель: Пришло время возвращаться обратно со страниц этого уникального букваря. (звучит музыка)

(подходят где началось занятие, выключается музыка )

-Ребята, понравилось ли вам путешествие по страницам букваря?

-Чем оно понравилось?

-Что больше всего запомнилось?

-Что интересного для себя узнали?

Закончилось наше путешествие. Пришло время прощаться. А теперь на прощание пожелаем нашим гостям и друг другу всего светлого и доброго на чувашском языке.

- Эпĕ сире сывлâх сунатâп.

- Эпĕ сире туслâх сунатâп.

- Эпĕ сире юрату сунатâп.

- Эпĕ сире ырлâх сунатâп.

- Эпĕ сире илемлĕх сунатâп.

- Эпĕ сире сâпайлâх сунатâп.

- Эпĕ сире савâнâç сунатâп.

- Эпĕ сире телей сунатâп.
Сывâ пулâр, хâнасем.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск