Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 257.89 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.01.2014
Размер257.89 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
ГОУ МКЛ №1310

Рабочая программа по литературе (профильный уровень)

для 11 класса


Подготовила:

руководитель филологической кафедры ГОУ МКЛ №1310

А.Е. Савенко

Класс: 11

Количество часов на год - 175

Количество часов в неделю – 5


Пояснительная записка
Кому адресована программа: тип учебного учреждения (общеобразовательное, гимназия)

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта по литературе.

  2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. Профильный уровень.

  3. Программы для общеобразовательных учреждений по литературе к УМК для 5-11 классов под редакцией Коровиной В.Я. Профильный уровень.

Цели и задачи курса

Программа литературного образования в 5-11 классах под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский) и учебники данных авторов предлагают реализацию следующей концепции: построить изучение литературы в школе в системе – от мифов к устному народному творчеству, от него к древнерусской литературе, от древнерусской литературы к литературе XVIII, XIX, XX веков.

Важнейшим принципом построения курса литературы для 11 класса является принцип преемственности. 20 век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и известно было лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда).

Соответственно программа интегрирует все эти направления в единых обзорах, построенных на принятой ныне большинством ученых «укрупненной» периодизации: веков (1890 – 19170, 1920 –е годы; 30-е – середина 50-х; 50-90-е годы). Обзоры включают в себя не столько социально-политические события (хотя без них тоже нельзя обойтись), сколько собственно литературные явления: формирование тех или иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и развитие литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия эпохи.

Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодерн, а также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т.п.).

Отчетливое понимание перегруженности школьника, его физической неспособности объять необъятное привело к изменению структуры монографических разделов программы. Вместо перечисления всех произведений каждого изучаемого писателя, оборачивающегося не практике схоластическим заучиванием положений учебника о не прочитанных учеником книгах, предлагается текстуальное изучение небольшого числа произведений, позволяющих выявить своеобразие художественного мира писателя в его соотнесенности с литературным процессом, освещенным в обзорах.

Вместе с тем введение в программу писательских имен и текстов, выходящих за рамки «Обязательного минимума содержания образовательных программ по литературе», позволяет учителю более глубоко и широко осветить литературный процесс, расширить кругозор учеников в соответствии с современной тенденцией обращения к творчеству писателей русского зарубежья, андеграунда, постмодернизма.

Программа предназначена для учащихся 11 классов. Их возрастные особенности позволяют более глубоко рассмотреть вопросы и проблемы, связанные с литературой 20 века.
Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.


Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.
З А Д А Ч И

  • Содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса.

  • Помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся.

  • Укрепить национальное самосознание, патриотические чувства.


О Ж И Д А Е М Ы Й Р Е З У Л Ь Т А Т

  • Начитанность школьника, направленность его читательских интересов, круг литературных явлений, значительных для ученика.

  • Умение выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и активность оценки прочитанного.

  • Способность применять историко и теоретико-литературных знаний в анализе художественного текста.

  • Успешная сдача учащимися государственного экзамена по литературе (устно) и письменного экзамена (сочинение или изложение).

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой (и другими видами искусства) родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, их раздумью над поставленными автором проблемами.

Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса

В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


Особенности работы учителя

на уроках литературы разных типов в 11 классе

В 11 классе учащиеся продолжают изучение линейного историко-литературного курса. Они должны получить все более возрастающий объем сложной литературной информации, поэтому появляется необходимость в проведении уроков-лекций. Лекция  - это форма ораторского искусства, подчиняющаяся определенным законам. Для качественной лекции необходимы:

  • индивидуальность и глубокие знания лектора, умение нести четко организованную информацию, личная заинтересованность лектора материалом;

  • строгость композиции лекции, ведущая слушателей к самостоятельным выводам;

  • живой литературный слог, свободное владение устной речью, т. к. лекция  - это не диктант.

Школьная лекция по литературе отличается от вузовской, т.к. психологически даже старшие школьники не готовы слушать лекцию в течение целого урока. Поэтому после 25-30 минут лекции необходима перемена деятельности. Лекционный материал может сопровождаться показом мультимедийных презентаций, чтением наизусть, сообщениями учащихся и т. п.

Для активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях желательно предварительное знакомство учащихся с соответствующими статьями учебника и их сопоставление с материалами лекции. Заранее следует спланировать сообщения учащихся по индивидуальным заданиям, а в течение лекции целесообразно обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов или проблемных эпиграфов.

При подготовке семинарских занятий важно учитывать уровень литературного развития класса, место и роль планируемого занятия в логике курса литературы. Семинары дают возможность для обобщения и углубления знаний по теме, раскрытия ведущих идей курса или раздела программы. Тема и проблематика семинара должна быть сообщена учащимся заранее (за 2 - 3 недели); в ходе подготовки к семинару учащиеся изучают рекомендованную учителем обязательную и дополнительную литературу, составляют планы выступлений, конспекты научных статей, тематические рефераты, выполняют индивидуальные задания исследовательского характера. При подготовке к семинару учитель может организовать консультации, включить отдельные вопросы в домашние задания.

На уроках-практикумах ведущей деятельностью станет углубленная исследовательская работа с текстом. Объем произведения для текстуального изучения на уроке-практикуме не должен быть большим (лирическое стихотворение, фрагмент прозы, явление драмы), но внимание к нему нужно усилить. В центре обсуждения будет находиться сам текст со своими неповторимыми особенностями, главный акцент должен быть сделан на выявление поэтики текста, определение специфики его художественной формы, жанра, стиля. Учащиеся обращают внимание на фонетические, лексические (изобразительно-выразительные), синтаксические, композиционные особенности текста. При изучении лирики  - и на особенности ритма, рифм, слов в субъективно-авторском значении, строфику, условность описаний, цветовые, звуковые, пространственные отношения в тексте. При анализе прозаического отрывка следует обратить внимание на особенности языка и авторского стиля, сюжет и композицию, систему образов, авторскую позицию, подтекст и др .

Об идее, главном смысле текста следует говорить в конце обсуждения, т. к. если идея текста ясна сразу, становится ненужным анализ содержания и формы.

Однако основным типом урока литературы в 11 классе остается урок-беседа. В старших классах уместна беседа проблемного характера. Вопросы для нее должны быть достаточно высокой степени сложности и не предполагать односложного ответа. Беседа обязательно включает в себя текст художественного произведения, т. е. на уроке будут звучать цитаты, детали, авторские оценки. Учителю важно удержать беседу на уровне анализа текста, не дать ей вылиться в общие рассуждения бытового характера, уйти к отвлеченной морализации. Для живой, неотрепетированной, ненатянутой беседы характерны элементы импровизации: учитель может отреагировать на чье-либо мнение новым вопросом, замечанием, прояснением своей позиции. В беседе поискового, эвристического характера ученики не просто участвуют в разговоре, а защищают свое мнение, аргументируют свою точку зрения. Язык беседы не должен быть перегружен терминологической лексикой, но нельзя и снизить литературоведческий уровень разговора, для чего следует использовать специальные слова и понятия (сюжет, конфликт, композиция, ремарка и пр.)

Календарно-тематическое планирование


мо-дуля

Часы

Основные модули

Контроль

1.

14 часов

Художественный мир А.П. Чехова

1. Основные этапы творческой биографии А.П. Чехова.

2. Жанровое своеобразие малой прозаической формы у А.П. Чехова. Тематика и проблематика прозаических произведений писателя.

3. Идейно-художественное своеобразие «маленькой трилогии» А.П. Чехова.

4. Образы «футлярных» людей в прозе А.П. Чехова.

5. Трагизм мелочей жизни в новелле А.П. Чехова «Ионыч».

6. Урок-учебное исследование на основе характеристики эволюции героя в литературном произведении.

7. Особенности системы образов комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

8. Раневская и Гаев в пьесе.

9. Роль образа Лопахина в комедии.

10. Основная проблематика и смысл названия произведения.

11. Значение образов-символов в пьесе.

12. Особенности жанра и композиции пьесы.

13-14. Контрольное итоговое сочинение за курс литературы 10 класса (в том числе по творчеству А.П. Чехова).

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

Работа с книгой.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Характеристики героев.


Создание сочинений разных жанров

2.

14 часов

Художественный мир И.А. Бунина.

1. Основные этапы творческой биографии И.А. Бунина.

2. Основные мотивы лирики И.А. Бунина. Лирический герой и его мировосприятие.

3. Основная тематика и проблематика художественной прозы И.А. Бунина. «Антоновские яблоки» как образец лирической прозы писателя.

4. Образ России в новелле И.А. Бунина «Антоновские яблоки» и способы создания лирического настроения в произведении.

5. Смысл названия и проблематика новеллы И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

6. Тема жизни и смерти в новелле И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

7. Проблема человека и цивилизации в новелле И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

8. Р.Р. Урок-лаборатория: «Как написать сочинение-рассуждение по произведению». Д.С. по новеллам И.А. Бунина «Антоновские яблоки» и «Господин из Сан-Франциско».

9. Тема любви в прозе И.А. Бунина («Лёгкое дыхание», «Солнечный удар», «Тёмные аллеи»).

10. Смысл названия и основная проблематика новеллы И.А. Бунина «Чистый понедельник».

11. Идейно-художественное своеобразие новеллы И.А. Бунина «Чистый понедельник». Смысл финала произведения.

12-13. Р.Р. Контрольное сочинение по новеллистике И.А. Бунина.

14. Традиционное и новаторское в прозе И.А. Бунина («Роза Иерихона»).

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя, презентации учащихся на тему «Тема любви в рассказах Бунина» (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

Работа с книгой.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Характеристики героев.
Урок-лаборатория



3.

5 часов

Реалистическая проза А.И. Куприна и Л.Н. Андреева.

1. Основные этапы творческой биографии А.И. Куприна.

2. Смысл названия и роль эпиграфа в новелле А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

3. Тема искусства и мир человеческих чувств в новелле А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

4. Основные этапы творческой биографии Л.Н. Андреева.

5. Жанровое своеобразие и трагический пафос новеллы Л.Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского».

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

Работа с книгой.


4.

10 часов

Художественный мир М. Горького

1. Основные этапы творческой биографии М. Горького.

2. Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького. Своеобразие характеров и авторская позиция в новелле «Челкаш».

3. Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

4. «Песня о Буревестнике» как поэтическое отражение эпохи перемен. Особенности поэтической формы произведения.

5. Сюжеты и герои ранней реалистической прозы М. Горького («Бывшие люди», «Ледоход»).

6. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького «На дне».

7. Роль образов Луки и Сатина в драме.

8. Раздумья о Человеке и гуманистический пафос в пьесе М. Горького «На дне».

9. Диалектика характеров и суть споров о правде в пьесе.

10. Р.Р. Урок-лаборатория: «Как написать сочинение на основе анализа эпизода драматического произведения». Д.С. по драме М. Горького «На дне».

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя, презентации учащихся на тему «Герои пьесы» (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

Работа с книгой.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Сравнительные характеристики героев.
Урок-лаборатория

5.

12 часов

Поэзия русских символистов

Художественный мир А.А. Блока

1. Основные этапы творческой биографии А.А. Блока. Его предшественники и современники.

2. Лирический герой поэзии А.А. Блока и тема любви.

3. Лирический герой поэзии А.А. Блока и тема России.

4. Лирический герой поэзии А.А. Блока и тема творчества.

5. Урок-исследование на основе определения способов создания художественного единства в лирическом цикле.

6. Жанровая природа и особенности сюжета и композиции поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

7. Образы революционной эпохи и «старого мира» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

8. Смысл финала поэмы и его интерпретации.

9. Философская проблематика и символика поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

10. Урок-лаборатория: «Как написать сочинение на основе характеристики идейно-художественного своеобразия произведения».

11-12. Р.Р. Контрольное сочинение по поэме А.А. Блока «Двенадцать».

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя, составление литературно-музыкальной композиции по творчеству Блока (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

Работа с книгой.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Сравнительный анализ стихотворений.

Урок-лаборатория


6.

11 часов

Русский футуризм XX века

1. Основные принципы и эстетические манифесты русского футуризма.

2. Эстетические и формальные эксперименты русских футуристов (И. Северянин, В. Хлебников, Б. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов).

Художественный мир В.В. Маяковского

3. Основные этапы творческой биографии В.В. Маяковского.

4. Основные особенности ранней лирики В.В. Маяковского. Образ Города в поэзии данного периода.

5. Тема поэта и толпы в лирике В.В. Маяковского.

6. Тема любви в поэзии В.В. Маяковского.

7. Особенности сатирического пафоса поэзии В.В. Маяковского.

8. Особенности жанра и композиции поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах».

9. Смысл названия и основная проблематика поэмы.

10. Р.Р. Урок-лаборатория: «Как написать сочинение на основе анализа фрагмента лиро-эпического произведения». Д.С. по поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах».

11. Основная проблематика и художественное своеобразие комедий В.В. Маяковского «Клоп» и «Баня».

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя, составление литературно-музыкальной композиции по творчеству Маяковского (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

Работа с книгой.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Сравнительный анализ стихотворений.

Урок-лаборатория


7.

7 часов

Русский имажинизм в первой четверти XX века.

1. Основные принципы и эстетические манифесты русского имажинизма.

Художественный мир С.А. Есенина.

2. Основные этапы творческой биографии С.А. Есенина.

3. Тема крестьянской России в лирике С.А. Есенина.

4. Тема любви в лирике С.А. Есенина.

5. Философские мотивы в лирике С.А. Есенина.

6. Урок-исследование на основе объяснения смысла фольклорных образов в художественном мире поэта.

7. Идейно-художественное своеобразие поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина».

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя, составление литературно-музыкальной композиции по творчеству Есенина (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

Работа с книгой.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

8.

10 часов

1. Акмеизм как национальная форма неоромантизма.

2. Мир человеческой культуры в творчестве Н.С. Гумилёва.

Художественный мир А.А. Ахматовой

3. Основные этапы творческой биографии А.А. Ахматовой.

4. Тема любви в лирике А.А. Ахматовой.

5. Гражданская и патриотическая лирика А.А. Ахматовой.

6. Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Ахматовой. Пушкинские традиции в её поэзии.

7. Урок-учебное исследование на основе характеристики эволюции образа лирического героя стихотворений.

8. Особенности композиции и нравственное звучание «Поэмы без героя».

9. Жанровое своеобразие и особенности композиции поэмы А.А. Ахматовой «Реквием».

10. Психологизм и художественное мастерство поэзии А.А. Ахматовой.

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя, проекты учащихся (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

Работа с книгой.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Сравнительный анализ стихотворений.


9.

4 часа

Поэтическое творчество О.Э. Мандельштама

1. Основные этапы творческой биографии О.Э. Мандельштама.

2. Гармония и внутренний трагизм лирики поэта.

3-4. Р.Р. Урок-лаборатория: «Как написать сочинение на основе восприятия и анализа лирического произведения». Д.С. по лирике О.Э. Мандельштама.

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя, проекты учащихся (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

10.

19 часов

Художественный мир М.А. Шолохова

1. Основные этапы творческой биографии М.А. Шолохова.

2. Идейно-художественное своеобразие «Донских рассказов» М.А. Шолохова.

3. Мир и человек в «Донских рассказах» М.А. Шолохова.

4. Особенности жанра и композиции романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

5. Быт и нравы казачества в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

6. Особенности системы образов романа.

7. Образ Григория Мелехова как сюжетный и идейный центр романа-эпопеи.

8. Особенности изображения войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

9-10. Тема гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

11-12. Урок-учебное исследование на основе сопоставления эпизодов разных эпических произведений. Д.С. по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».

13-14. «Мысль семейная» в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

15.Тема поиска жизненной правды в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

16.Проблема нравственного выбора в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

17.Смысл финала романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

18-19. Р.Р. Урок-лаборатория: «Как написать сочинение на основе характеристики образа героя». Д.С. по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя, презентации учащихся на тему «Герои Тихого Дона» (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

Работа с книгой.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Характеристики героев.

Урок-лаборатория


11.

2 часа

Творчество Е.И. Замятина.

1. Роман «Мы» как роман-антиутопия.

2. Тема судьбы человека в бесчеловечном мире. Особенности поэтики романа.

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

12.

2 часа

Творчество А.П. Платонова.

1. Принципы создания характеров и глубина философских обобщений в новелле А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире».

2. Мастерство Платонова-реалиста.

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

13.

7 часов

Художественный мир Б.Л. Пастернака.

1. Основные этапы творческой биографии Б.Л. Пастернака.

2. Философское осмысление мира и человека в лирике Б.Л. Пастернака.

3. Тема поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака.

4. Урок-учебное исследование на основе способов создания образа лирического героя в стихотворении. Д.С. по лирике Б.Л. Пастернака.

5. Идейное звучание и художественное своеобразие романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

6. Основная проблематика романа и образ главного героя.

7. Идейно-художественная роль стихотворений в романе и особенности авторской позиции.

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя, составление литературно-музыкальной композиции по творчеству Пастернака (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

Работа с книгой.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Сравнительный анализ стихотворений.

14.

3 часа

Поэзия М.И. Цветаевой.

1. Основные этапы творческой биографии М.И. Цветаевой.

2. Особенности образа лирической героини поэзии М.И. Цветаевой.

3. Своеобразие стиля и языка М.И. Цветаевой.

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя, составление литературно-музыкальной композиции по творчеству Цветаевой (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

15.

15 часов

Художественный мир М.А. Булгакова.

1. Основные этапы творческой биографии М.А. Булгакова.

2. Особенности изображения гражданской войны в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

3. Нравственная и философская проблематика романа.

4. Идейно-художественное своеобразие пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных».

5. Трагическое и комическое в пьесе.

6. Особенности жанра и композиции романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

7. Тема творчества и творца в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

8. Судьба художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

9. Урок-учебное исследование на основе сопоставления разных редакций произведения.

10. Сатирическое изображение действительности в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

11. Идейно-композиционная роль образов Воланда и его свиты в романе.

12. Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе.

13. Р.Р. Урок-лаборатория: «Как написать сочинение на основе характеристики авторской позиции в произведении».

14-15. Р.Р. Контрольное сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя, презентации учащихся на тему «Московские главы романа» (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

Работа с книгой.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Характеристики героев.

Урок-лаборатория



16.

4 часа

Русское литературное зарубежье

1. Судьбы русской литературы в эмиграции. «Золотое десятилетие» эмигрантской литературы 1925–1936 гг.

2. Идейно-художественное своеобразие сборника И.А. Бунина «Тёмные аллеи».

3. Идейно-художественное своеобразие романа В.В. Набокова «Приглашение на казнь».

4. Идейно-художественное своеобразие произведения И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателей (использование мультимедийных ресурсов и КТ).


17.

6 часов

Великая Отечественная война и литература

1-2. Осмысление подвига и трагедии народа в повестях В. Быкова «Сотников» и «Обелиск».

3-4. Человек на войне в повести В. Кондратьева «Сашка».

5-6. Изображение трагических будней войны в романе В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателей, проекты учащихся (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

18.

8 часов

Художественный мир А.Т. Твардовского

1. Творческая биография поэта, основная тематика и проблематика его произведений.

2. Лирический герой поэзии А.Т. Твардовского.

3. Тема войны в лирике поэта.

4. Жанровое своеобразие, особенности сюжета и композиции поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

5. Фольклорная основа поэмы, особенности повествования.

6. Изображение человека на войне в поэме.

7. Проблема субъективной боли лирического героя за судьбы своей страны и своего народа в поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти».

8. Урок-лаборатория: «Как охарактеризовать лирический сюжет произведения». Д.С. по творчеству А.Т. Твардовского.

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя, составление литературно-музыкальной композиции по творчеству Пастернака (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

Работа с книгой.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Урок-лаборатория.

19.

2 часа

Поэзия Н.А. Заболоцкого.

1. Концепция мира и человека в лирике поэта.

2. Особенности поэтического стиля Н.А. Заболоцкого.

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя, проекты учащихся (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

20.

6 часов

Творчество А.И. Солженицына.

1. Обличение тоталитарного режима в новелле А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

2. Гуманистический пафос новеллы А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

3-4. Своеобразие и мировое звучание романа А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

5-6. Судьба русской женщины в новелле А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателя, проекты учащихся (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

21.

6 часов

Проза второй половины XX века – 6 часов.

1. Основные темы, проблематика, традиции и новаторство русских прозаиков второй половины XX века.

2-3. Нравственная проблематика произведения В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой».

4-5. Образы «чудаков» в новеллах В.М. Шукшина.

6. Мифологическая основа и нравственная проблематика романа А.А. Кима «Белка».

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателей, проекты учащихся (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

22.

3 часа

Драматургия второй половины XX века

1. Тематика и проблематика пьес А.Н. Арбузова, А.М. Володина, В.С. Розова.

2-3. Смысл названия пьесы А.В. Вампилова «Утиная охота» и ее идейное звучание.

Лекция. Беседа.

Презентация биографии и творчества писателей, проекты учащихся (использование мультимедийных ресурсов и КТ).

Учебно-методическое обеспечение


Учебное пособие

Хрестоматия по русской литературе ХХ века под ред. М.Б. Ладыгина.

Дополнительная литература

Журналы, статьи, Интернет-ресурсы.


Перечень используемых информационных ресурсов

Электронные пособия:

    1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс

    2. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2009 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 классчс

    3. Веб-сайты, рекомендуемые издательством «РОСМЭН» (WWW.USBORNT.COM)

Перечень методической литературы

Великие россияне / Биографическая библиотека Ф. Павлёнкова. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007.

Викторины по русской литературе XX века/ Л.Л.Бельская – М.: Просвещение, 2009. – 256с

Егорова Н.В., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. – М.: ВАКО, 2002. – 304с.

Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся: Пособие для учителя литературы. – М.: Мнемозина, 1996. – 158с.

Лион П. Э, Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие.- М.: Дрофа, 2002.

Литературные викторины. / Бельская Л. Л. – М.: Просвещение, 2005. – 301с.

Малышева Л. М. Рифы и мифы вступительных экзаменов: Русский язык и литература. – М.: Школа-Пресс, 1994.

Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Школа-Пресс, 1994

Открытые уроки литературы : 9-11 классы / Н.С.Королева. – Ростов н/Д : Феникс, 2008

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) 10-11 классы (Профильный уровень)/ Под ред. В.Я.Коровиной. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 256с.

Репин А. В. Литература. Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Лицей, 2005.

Россия. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007

Словарь литературных терминов / Сост. И.В.Клюхина. – М.: ВАКО, 2009. – 80с.

Современная русская литература: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / Под ред. Проф. Б.А.Ланина – 2-е изд. – М: Вентана-Граф, 2006. – 336с

Урок литературы: Пособие для учителя /сост. Т.С.Зепалова, Н.Я.Мещерякова. – М.: Просвещение, 1983. – 160с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск