№
| Особенности урока
| Тема урока
| Основные цели, задачи, ЗУН
| Повторение
| Теория, развитие речи, словарная работа
| Задания для учащихся.
|
1
| Вводный урок.
| Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
| Взаимлсвязь характеров и обстоятельств. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.Основные роды искусства слова. Богатство и разнообразие жанров
| Сказка, рассказ стихотворение, эпиграмма, басня. Авторская позиция, характер, персонаж
| Эпос, лирика, драма, жанр, форма и содержание.
| С.3 7
|
2
|
| Фольклор и его жанры. Былины. Вольга и Микула Селянинович.
| Воплощение в былине нравственных критериев народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств.. Достоинства героя. Красота поэтичность былины.
| Сказка, миф, притча. Трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила.
| Былина. Особенности построения сюжета былин. Элементы сказки. Ритм, размер, тонический стих.
| С. 8 -12
|
3
| Урок – игра.
| Илья Муромец и Соловей-Разбойник.
| Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты Ильи Муромца.
|
|
| Вопр. С. 12
|
4
| Вн. Чт. 1
Р. К. 1 Тест.
| Новгородский цикл былин
| Своеобразие былины. Поэтичность. Собирании былин. Собиратели. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов. Своеобразие былинного языка.
| Поэтичность, тоника, дольник,
|
| С. 13 14, вопр.
|
5
|
| Пословицы и поговороки
| Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение духа родного языка. Пословицы народов мира
| Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка.
| Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Метафора, эпитет, сравнение.
| Записать пословицы о труде, проиллюстрировать
|
6
|
| Из древнерусской литературы.
Поучение Владимира Мономаха. Повесть о Петре и Февронии Муромских
| . Нравственные заветы Древней Руси.Внимание к личности. Гимн люби, верности.
| Поучение
|
| Читать "Повесть о Петре и Февронии".отвечать на вопросы
|
7
|
| Повесть временных лет. Отрывок «О пользе книг»
| Формирование традиции уважительного отношения к книге.
| Летопись
|
| Пересказать поучения. В чем их актуальность?
|
8
| Кр 1
| Тестирование по теме «Фольклор и древнерусская литература»
| Проверить ЗУН по теме
|
|
| Найти материал о Ломоносове, составить рассказ
|
910
| Гр.раб
| М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого» «Ода на день восшествия ..Елисаветы Петровны»
| Краткая биография ученого. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
| Ода
|
| Выучить отрывок из оды
|
11
|
| Г. Р. Державин. «Река времен..», «На птичку», «Признание»
| Рассказ о поэте, Размышления о смысле жизни, судьбе. Понимание необходимости свободы творчества.
| Философская лирика, мысль и чувство.
|
| Выучить "Река времен"
|
12 13
|
| В. А. Жуковский «Лесной царь»
| Роковые таинственные силы, угрожающие человеку, как выражеине средневекового миросозерцания.
| Романтизм, баллада
| Художественный перевод
| Выучить балладу
|
14
| Эвристическая беседа с элементами лекции
| Богатство исторической тематики в творчестве А. Пушкина. Баллада "Песнь о вещем Олеге"
| Сюжеты русской летописи в поэзии Пушкина. Тема судьбы, рока в "Песне". Сюжет "Песни" и сюжет летописного эпизода. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение.
| Баллада и летописный эпизод
| Баллада Летопись.
| Прочитать поэму "Полтава". Выучить отрывок.
|
15
|
| Поэма А. С. Пушкина "Полтава". Основные проблемы, сюжет и герои.
| Создать условия для работы исследовательского характера. Описание Полтавской битвы и её героя. Образ Петра в поэме – образ вдохновителя победы.
| Сопоставительная характеристика героев: Петр и Карл. Звукопись
| Поэма. Лироэпический жанр. Метафора.
| Самост. Чт. "Борис Годунов"
|
16 17
|
| А. Пушкин. «Станционный смотритель»
| Изображение маленького человека и его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Драма отца в повести.
|
|
| Вопросы к тексту. Роль интерьера в тексте.
|
18
| К.р.
| Контрольная работа п творческтву А. С. Пушкина.
| Выявить степень усвоения ЗУН
|
|
| Вн. Чтен. "Поэты Пушкинской плеяды"
|
19
| Вн. Чт. 3
Р. К. 1
| Поэты Пушкинской плеяды. Н. М. Языков.
| «Чужбина», «Островок», «Пловец».Детство поэта. Певец Волги. Пушкин и Языков.
| Жанры стихотворных произведений. Ритм, рифма.
|
| Наизусть одно стих. По выбору и его анализ.
|
20
| Тест4 на знание текста.
| Историческая поэма М. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
| Помочь учащимся представить быт и нравыXVI века, представленные в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Домострой. Опричнина.
| Система образов в "Песне". Анализ 1 части.
| Исторические народные песни.
| Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю? Какими вы увидели персонажей 1 части? Прочитать 2 и 3 части. Каким вы представляете Калашникова. Перескажите сюжет 2 части.
|
21 22
|
Рр. 3
| Основные проблемы в "Песне…" Подготовка к сочинению.
| Помочь понять учащимся смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Образы Ивана Грозного, Кирибеевича, Калашникова. Благородство и стойкость против хитрости и власти. Неправый суд. Позиция Автора, народа.
| Романтическое изображение природы. Лироэпическое произведение.
| Связь поэмы с устным народным творчеством.
| Наиз нач 3 гл. Ворп. С 211. Подготовиться к сочинению по творчеству Лермонтова.
К вн чт "Три мушкетера"
|
23
| Рр. 4 КС 2
| Сочинение по поэме "Песня про царя Ивана Васильевича…"
| Выявить ЗУН в написании сочинения.1. Калашников и Кирибеевич. 2.
|
|
| Сообщение о Гоголе с. Перечитать 1 -3 гл "Тараса Бульбы".
|
24
|
| Историческая основа повести Н. Гоголя "Тарас Бульба"
| Помочь учащимся выяснить причины обращения писателя к событиям прошлого. Знакомство с героями. Анализ 1 главы.
| Основные роды художественной литературы. Определение элементов сюжета.
| Элементы сюжета. Работа над словарем эпохи.
| Составить сюжетно- композиционный план повести (начало). Записать в тетради место действия повести. Подготовить рассказ об Остапе и Андрии по 1, 2 гл. (по вариантам). Инд. Выразит пересказ эпизодов: Мать прощается с сыновьями, Степь, Поучение Тараса (выписать). Хутор. Характер Тараса в 1-2гл.
|
25
| Рр. 5
| Образ родины в повести "Тарас Бульба". Обучение анализу эпизода.
| Организовать работу по анализу 2 главы. Порядки в Бурсе и их влияние на братьев. Описание степи. Пересказ и элементы анализа эпизода. Что изображено, как, почему и зачем?
| Письм план рассказа Автора о братьях (2гл).
| Интерьер, пейзаж, портрет
| Перечитать и озаглавить 3-5гл. Наиз. Отр. "Степь". Вопр. К 3- 7гл.с.. Рассказ "Быт и нравы Запорожской Сечи" 3гл.
|
26
| Тест 5
| Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.
| Организовать работу учащихся по анализу 2,3 глав. Нравы и обычаи Сечи. Андрий и Остап в Сечи. Героическая борьба казаков за родину как одна из ведущих тем повести. Личность автора в повести. Остап и Андрий в бою сопоставительная характеристика героев (письм.).
| Герои и события в произведении. Обстоятельства и характеры. Образ автора.
| Характеристика героя. авторская позиция.
| Письм. Ответ. Андрий и Остап, их характеры, интересы, привязанности. ПРеречитать и озагл. 6,7гл. Пересказ близко к тексту описания польского и казацкого войска. Как проявляется авторское отношение к ним?. Вопр. С.
|
27
|
| Проблема нравственного выбора в повести "Тарас Бульба".
| Помочь учащимся осознать важность нравственного выбора в судьбе человека. Почему предал Андрий? Какое чувство, по мнению Гоголя, является главным в человеке? Как относится автор к поступку Андрия? Какова роль встречи Андрия с полячкой? Отношение Андрия к главному в жизни – семье, товарищам, родине. Выражение авторской позиции ( бой под Дубно, героическое поведение казаков, описание шляхтского войска).
| Анализ 5-7глав.
| Выразительное пересказывание.
| Перечитать 8,9главы, озаглавить. Подготовить выборочный пересказ из гл.9 о героизме одного из казаков. Выучить наизусть речь Тараса о товариществе.
|
28
|
| Героическая борьба казаков. Патриотические подвиги Тараса Бульбы.
| Организовать работу по выявлению основной идеи повести. Какими средствами создается обобщенный образ казачества? В чем сила братства русских людей? Ради чего живут и умирают казаки? Кто главный герой повести? Какова авторская позиция и как она проявляется в 8-9 главах?
| Главный герой, анализ эпизода
| характеристика героя. Былина. Былинный богатырь. Сжатый пересказ
| Составить выборочный пересказ "Как боролся и погиб за родину Тарас Бульба". Почему Тарас становиться заглавным героем повести?
|
29
| Рр. 6
| Изложение с элементом сочинения "Как боролся и погиб за родину Тарас Бульба?"
| Выявить ЗУН понимания текста и его анализа. Почему именно Тарас становится заглавным героем повести?
| Написать изложение. Ответить на вопрос.
|
| Перечитать и озаглавить текст до конца. Почему Тарас убивает сына? Пересказ: Подвиги Остапа. Казнь Остапа.
|
30
| Гр р
| Две жизни – две судьбы.
| Обеспечить усвоение ЗУН сравнительной характеристики героев. Завершить сопоставление Остапа и Андрия. Отношение автора к героям повести. Почему Андрий возглавляет гусарское войско? Как изображен Остап в бою? Каков смертный час каждого из героев?
| Сопоставительная характеристика. Анализ 9-11 глав.
| Взаимосвязь событий и героев. Характер.
| Устный рассказ "Сыновья Тараса". Самостоятельный анализ эпизода "Казнь Тараса". Для чего дан эпизод? Какую роль он играет в сюжете, какое место занимает в композиции? Как раскрывается в нем образ героя? Какие еще образы помогают пониманию основной идеи? Какова позиция автора?
|
31
|
| Трагедия и подвиг Тараса Бульбы.
| Обеспечить целостное восприятие повести. В чем суть подвига Тараса? Как автор оценивает поступки Тараса? Как вы понимаете смысл заглавия повести? Как автор рисует трагедию героя?Для чего эпизод с люлькой?
| Элементы сюжета (письм.). Заглавный герой.
| Роль пейзажа. Композиция.
| Письм. Сюжетная линия повести. Назвать эпизоды, связанные с Тарасом. Как раскрывается его характер в них? По схеме, данной учителем составить план характеристики Тараса.
|
32
| Рр. 7
| Подготовка к сочинению по повести "Тарас Бульба".
| Обеспечить усвоение ЗУН анализа эпизода, индивидуальной характеристики героя, сравнительной характеристики.
| Анализ эпизода, индивидуальная характеристика
| сравнительная характеристика.
| Обработать собранный материал материал. Подготовиться к сочинению. Вопр. С 255. Героическая личность вопр. С. 256.
|
33
| Рр 8,9
Кс3
| Сочинение по повести Н. Гоголя "Тарас Бульба".
| Выявить степень усвоения ЗУН в написании сочинения на литературную тему. 1."Тарас Бульба – герой повести Н. Гоголя". 2. Остап и Андрий (сопоставительная характеристика героев). 3. Анализ эпизодов по выбору учащихся: а\ Приезд Тараса в Сечь б\ Героическое сражение под Дубно (9 гл). в\ Встреча Тараса с сыновьями.
| Написать сочинение.
| сравнительная характеристика. Портрет, пейзаж
| Подготовиться к уроку-викторине по вн чт А. Дюма "Три Мушкетера". С. 257 – 259.
|
34
35
|
| И. С. Тургенев. "Бирюк"
| Мастерство в изображении жизни народа, быта крестьян. Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным.Мастерство пейзажа..
|
| Рассказ.. пейзаж, литературный герой, образ
| Рассказ по плану. Характеристика образа Бирюка.
|
37
|
| Стихотворения в прозе. "Русский язык", "Близнецы", "Два богача"
| Богатство и красота русского языка. Родной язык как духовная опора человека. Нравственность и человеческие взаимоотношения
| Нравственность, человечность духовная опора
|
| Наизусть "Русский язык"
|
38
|
| Русские женщины в поэме Н. Некрасова "Русские женщины"
| Историческая основа поэмы. Образ княгини Трубецкой. Величие духа русских женщин.
| Величие духа
| Поэма как жанр
|
|
39
|
| Н. Некрасов. Размышление у парадного подъезда. "Вчерашний день часу в шестом"
| Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза.
| Поэма
|
| Наизусть отрывок
|
40
|
| Сатирическая сказка С.-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественные особенности сказки «Повесть о том…»
| Сатирические сказки и их сюжеты. Герои сказок. Генералы и их кормилец мужик. сюжет сказки-повести. Социальная острота проблематики. Особенности создания сатирического образа. Сатира и гротеск. Из истории сатиры. Сатира в лирике и в прозе
| Герой, повесть , фольклор. Сатира Элементы сказки.
| Сказка-повесть. Гротеск, гипербола, эзопов язык.
| Чт. «Дикий помещик».
|
41
| Вн. Чт. 5.
Гр. раб
| С.-Щедрин «Дикий помещик».
| Опыт самостоятельного анализа сатирического произведения.
| План анализа произведения малого жанра.
|
| К вн. Чт. М. чит. Толстой "Детство"
|
42
| Самост чтение
| Л. Толстой. "Детство"
| Взаимоотношения детей и взрослых в гл. "Классы", "Наталья Саввишна", Проявлениеь чувств героев, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
|
|
| Чит. "Цифры", "Лапти"
|
43
| Самост. Чтен
| И. Бунин. "Цифры", "Лапти"
| Воспитание детей в семье. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Преданность и любюовь.
| Самопожертвование. Нравственные уроки
|
| Чит. рассказы Чехова
|
44
| Урок-инсценировка
| Юмористические рассказы Чехова «Хамелеон» и «Злоумышленник», "Размазня"
| Стремительность развития сюжета, необычайность оформления рассказов. Выразительность юмористических характеристик.
| Юмор
| Реплика, жизнелюбие. Юмореска. Портрет героя в юмористическом произведении.
| инсценировка рассказа.
|
45
|
| Край ты мой, родимый край!
| Знакомство с лирикой Бунина, Северянина, Бальмонта, Киплинга. Нравственная проблематика, богатство и разнообразие жанров и форм стиха.
| Ритм, рифма, размер стихотв., эпитеты, метафоры и др. тропы. Брюсов. Хвала человеку.
| Переводы
| Наих одно стихотворение
|
46
| Р. Р. 8
| М. Горький "Детство"
| Автобиографический характер повести. Изображение "свинцовых мерзостей жизни " в повести.
| Устное выборочное изложение
|
| Составить устный рассказ "В доме деда Каширина"
|
47
|
| "Яркое, здоровое, творческое" в русской жизни.
| Образы Алеши, бабушкти, Цыганка.
| Составление устного рассказа о герое
| Характеристика образа
| Составить рассказ о герое
|
48
|
| Основная идея в повести "Детство"
| Вера в творческие силы народа
| Идея произведения
|
| Чит. "В людях"
|
49
| Вн. Чт.
| Горький. "В людях"
| Самостоятельный анализ прочитанного. Высказывание своего мнения о произведении.
|
|
| Чит. Маяковский "Необычайное приключение…"
|
50
|
| В. Маяковский. Проблема творчества в лироэпическом произведении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»,
| Новаторство Маяковского. Герои поэмы: поэт и солнце. Гимн творчеству как основная идея произведения.
| Гимн, тема и идея произведения, афоризм.
| Тонический стих. Лесенка.
| Самост. чтение "Хорошее отношение к лошадям"
Л. Андреев "Кусака"
|
51
|
| Л. Андреев "Кусака"
| Чувство сострадания к "братьям нашим меньшим".
| Гуманизм, портрет, пейзаж
|
| Уст сочинение об основной теме рассказа. Чит. А. Платонов. "Юшка"
|
52
|
| Нравственные проблемы рассказа А. Платонова "Юшка"
| Лбюовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости и уважения к человеку.
| Особенности прозы А. Платонова
|
| Чит. стихотворения о Великой Отечественной войне. Наизусть по выбору.
|
53
| Вн. Чт.
| Поэзия о Великой Отечественной войне
| Мужество и патриотизм. Эмоциональность
| Патриотический пафос
| Ритм, размер, эпитет,
| выразительное чтение стихотворения. Чит. Ф. Абрамов. "О чем плачут лошади"
|
54
|
| Проблематика и герои рассказа Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».
| Эстетические, нравственные и экологические проблемы в рассказе. Рыжуха и её диалог с рассказчиком-автором. Связь природы и человека.
| Автор-рассказчик. Диалог.
| Природа и человек. Сюжет и аллегорические герои. Роман - повесть – рассказ.
| Какова основная идея рассказа?
|
55
|
| Е. Носов. "Кукла" как протест против равнодушия и безразличия.
| Сила внутренней, духовной красоты человека. Осознание огромной роли души человека.
| Духовность и бездуховность. Нравственные ценности. Прекрасное и низменное в душе человека.
| Взаимосвязь природы и человека
| Связное высказывание "О чем заставил задуматься рассказ?" саам. Чтен. Ю. Казаков "Тихое утро"
|
56
|
| Тема взросления в рассказе Ю. Казакова "Тихое утро".
| . Особенности характеров сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
| Подвиг. Взаимоотношения детей., взаимопомощь, взаимовыручка.
| Характер и образ
| сопоставительная характеристика персонажей. Читать наиз. Твардовский по выбору.
|
57
|
| А. Твардовский. "Братья", "Спасибо, моя родина", "Снега потемнеют синие", "Июль, макушка лета", "На дне моей жизни"
| Воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
| Тема, идея, выразительнве средства
| Выразительное чтение стихотворения
| Близко к тексту Д. Лихачев "Земля родная" Записать основные положения статьи
|
58
|
| Зарубежная поэзия. (Бёрнс, Байрон, японские хокку)
| Представления народа о справедливости в творчестве Бернса. Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу в стихотворении Байрона
| Особенности поэзии хокку
|
| Наизусть стихотворение по выбору.
|
59
|
| Д. Олдридж. Отец и сын (Последний дюйм)
| Взаимоотношения родителей и детей. Сила личного примера. Ответственность за близкого человека. Любовь к жизни.
| Индивидуализм, коллективизм
|
| Чит. О. Генри "Дары волхвов"
|
60
|
| Сила любви и преданности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"
| Жертвенность во имя любви. Вечные и общечеловеческие ценности
| Жертвенность
| Новелла
| Составить выступление "моя любимая книжка"
|
61
|
| Итоговое занятие "Моя любимая книжка"
| Подведение итогов
|
|
| Список литературы на лето.
|
62 - 68
|
| Резервные уроки.
|
|
|
|
|