Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 122.91 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.01.2014
Размер122.91 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

Хусаин Фаизханов


Имя Хусаина Фаизханова (1828 –1866) известно далеко за пределами его родного селения, а его вклад в развитие общероссийской науки и культуры ныне признают ведущие ученые страны.
Хусаин Фаизханов родился в 1828 году в деревне Сафажай (Сабачай) бывшей Курмышской волости Симбирской губернии (ныне деревня Красная Горка Пильнинского района Нижегородской области). Начальное образование он получил в деревне. Затем будущий ученый приехал в Казань, где сначала обучался в медресе 2-й Казанской мечети у Мухамад ар-Рахима Таканиши. Затем брал уроки у имам-хатиба, мударриса 6-й Казанской мечети Мухаррама ал-Менгари.


Хусаин Фаизханов получил прекрасное образование, блестяще владел несколькими восточными языками, преподавал востоковедение и языки в Санкт-Петербургском университете в 60-е гг. XIX века. 4 ноября 1857 года попечитель Санкт-Петербургского учебного округа кн. Щербатов в письме к министру народного просвещения сообщает: «…о допущении татарина муллы Хусаина Фаизханова, Казанского уроженца, к практическим занятиям в Санкт-Петербургском университете восточных языков, объяснив, что Фаизханов известен факультету своми занятиями, и зная не только турецкий и тарский языки, но также арабский и персидский, свободно владеющий русским языком, вполне обладает необходимыми для сего знаниями и совершенною способностью к педагогическим занятиям…». Два года длилась эта бумажная волокита. 

Только после настоятельного обращения студентов в «верха» в 1858 году Фаизханов получает возможность преподавать тюркские языки (татарский, турецкий) без жалованья и 27 ноября 1858 года ректор сообщает декану о разрешении министра принять Фаизханова на работу. Он также преподает арабский язык. 15 января 1858 года профессор А.О. Мухлинский докладывает на факультете о программе занятий Х.Фаизханова со студентами. При этом предпологалась, что Х.Фаизханов «будет занимать слушателей переводами с русского на турецко-татарский язык русской истории профессора Устрялова и упражнениями в турецко-татарских разговорах».

Все это показывает, что Х.Фаизханов был способным ориенталистом, знающим в том числе и множество языков. Русские востоковеды высоко ценили Фаизханова как ученого. Увидела свет лишь одна монография ученого — «Краткая грамматика татарского языка», изданная литографическим способом в 1862 году.

Он собрал много материала по истории татар и тюрок вообще, но не успел его опубликовать. Его мысли были обращены и в сторону просветительской деятельности в татарской среде. Его не устраивало то образование, какое получали тогда мусульмане, потому что в их образовании отсутствовали элементы светской учености. Он всерьез размышлял о европеизации обучения в татарских школах. Более того, им была написана (также неопубликованная) работа под названием «Ислах ал-мадарис» ( «Школьная реформа»), в которой он рассуждал о создании в Казани медресе с обучением на русском языке географии, европейским языкам, медицине, естествознанию и на тюркском языке — мусульманской юриспруденции и арабской филологии. 

Зная об этом проекте, вышедшем из-под пера Фаизханова, можно утверждать, что он стал одним из зачинателей идей новотатарского просвещения ( «новометодных мектебе»). 

Сохранились сведения о том, что он помогал по-новому организовать деятельность медресе в Овечьем Овраге и в своем родном Сафаджае. 

Сил на эту деятельность у Фаизханова было немного. Дело в том, что еще в 1857 году, живя в сыром и туманном Петербурге, Фаизханов заболел туберкулезом. А в 1866 году во время командировки в киргизские степи для изучения быта проживающих там народов умер. 

В заключение рассуждений о Фаизханове позволим себе привести слова о нем Шихабуддина Марджани, великого учителя Хусаина Фаизханова, пережившего своего ученика более чем на 20 лет. «Хусаин б. Фаизхан был человеком благонравным, чистосердечным, ясновидящим, благих намерений, проницательным, праведным, тонким и глубоким исследователем и мыслителем, сочинителем прекрасных произведений и множества лекций. Он постоянно занимался, изучая работы других ученых, и многое почерпнул у них, хорошо знал хронику событий, мировую историю, обстоятельства жизни правителей и был знатоком фикха и основ веры». 

Идеи Фаизхани, развитые Марджани, Гаспринским другими лидерами российских мусульман, несмотря на попытки забвения в годы Советского режима, вновь вошли в плоть и кровь сегодняшнего мусульманского сообщества.

Хусаин Фаизханов (1828 –1866) - выдающийся уроженец Нижегородчины. Имя Хусаина Фаизханова известно далеко за пределами его родного селения, а его вклад в развитие общероссийской науки и культуры ныне признают ведущие ученые страны. Хусаин Фаизханов родился в 1828 году в деревне Сафажай бывшей Курмышской волости Симбирской губернии (ныне деревня Красная Горка Пильнинского района Нижегородской области). Начальное образование он получил в деревне. Затем будущий ученый приехал в Казань, где сначала обучался в медресе 2-й Казанской мечети у Мухамад ар-Рахима Таканиши. Затем брал уроки у имам-хатиба, мударриса 6-й Казанской мечети Мухаррама ал-Менгари.
Хусаин Фаизханов получил прекрасное образование, блестяще владел несколькими восточными языками, преподавал востоковедение и языки в Санкт-Петербургском университете в 60-е гг. XIX века. 4 ноября 1857 года попечитель Санкт-Петербургского учебного округа кн. Щербатов в письме к министру народного просвещения сообщает: «...о допущении татарина муллы Хусаина Фаизханова, Казанского уроженца, к практическим занятиям в Санкт-Петербургском университете восточных языков, объяснив, что Фаизханов известен факультету своми занятиями, и зная не только турецкий и тарский языки, но также арабский и персидский, свободно владеющий русским языком, вполне обладает необходимыми для сего знаниями и совершенною способностью к педагогическим занятиям...». Два года длилась эта бумажная волокита.
Только после настоятельного обращения студентов в «верха» в 1858 году Фаизханов получает возможность преподавать тюркские языки (татарский, турецкий) без жалованья и 27 ноября 1958 года ректор сообщает декану о разрешении министра принять Фаизханова на работу. Он также преподает арабский язык. 15 января 1858 года профессор А.О. Мухлинский докладывает на факультете о программе занятий Х.Фаизханова со студентами. При этом предпологалась, что Х.Фаизханов «будет занимать слушателей переводами с русского на турецко-татарский язык русской истории профессора Устрялова и упражнениями в турецко-татарских разговорах».
Все это показывает, что Х.Фаизханов был способным ориенталистом, знающим в том числе и множество языков. Русские востоковеды высоко ценили Фаизханова как ученого. Увидела свет лишь одна монография ученого — «Краткая грамматика татарского языка», изданная литографическим способом в1862 году.
Он собрал много материала по истории татар и тюрок вообще, но не успел его опубликовать. Его мысли были обращены и в сторону просветительской деятельности в татарской среде. Его не устраивало то образование, какое получали тогда мусульмане, потому что в их образовании отсутствовали элементы светской учености. Он всерьез размышлял о европеизации обучения в татарских школах. Более того, им была написана (также неопубликованная) работа под названием «Ислах ал-мадарис» («Школьная реформа»), в которой он рассуждал о создании в Казани медресе с обучением на русском языке географии, европейским языкам, медицине, естествознанию и на тюркском языке - мусульманской юриспруденции и арабской филологии.
Зная об этом проекте, вышедшем из-под пера Фаизханова, можно утверждать, что он стал одним из зачинателей идей новотатарского просвещения («новометодных мектебе»).
Сохранились сведения о том, что он помогал по-новому организовать деятельность медресе в Овечьем Овраге и в своем родном Сафаджае.
Сил на эту деятельность у Фаизханова было немного. Дело в том, что еще в 1857 году, живя в сыром и туманном Петербурге, Фаизханов заболел туберкулезом. А в 1866 году во время командировки в киргизские степи для изучения быта проживающих там народов умер.
В заключение рассуждений о Фаизханове позволим себе привести слова о нем Шихабуддина Марджани, великого учителя Хусаина Фаизханова, пережившего своего ученика более чем на 20 лет. «Хусаин б. Фаизхан был человеком благонравным, чистосердечным, ясновидящим, благих намерений, проницательным, праведным, тонким и глубоким исследователем и мыслителем, сочинителем прекрасных произведений и множества лекций. Он постоянно занимался, изучая работы других ученых, и многое почерпнул у них, хорошо знал хронику событий, мировую историю, обстоятельства жизни правителей и был знатоком фикха и основ веры».
Идеи Фаизхани, развитые Марджани, Гаспринским другими лидерами российских мусульман, несмотря на попытки забвения в годы Советского режима, вновь вошли в плоть и кровь сегодняшнего мусульманского сообщества.
К сожалению, до сих пор большая часть трудов Фаизхани осталась в рукописях, многие из них были только недавно обнаружены и находятся в библиотеках Казани. Сейчас ведется работа по научному изданию трудов ученого и монографии, посвященной его личности и деяниям.

О Хусаине Фаизханове

 

Село Сафаджай и курганов тишина и покоя обитель.

Здесь жил Хусаин Фаизханов душ татарских искусный целитель.

Не искал должностей, и награды для науки делал что мог

Изучал народа обряды, был истории тюркской знаток.

Слыл величиной в научном мире, не теряя с Татарией связь

Много лет работал в Северной Пальмире, щедро своим опытом делясь.

И не стал голос Родины глуше иногда предвечерней порой

Вспоминал Сафаджай и Тетюши на мостах, над застывшей Невой

Он лелеял множество планов, был глубокий и тонкий мыслитель

Хусаин Фаизханов – историк и просветитель

Учёным был воистину народным, не мысля для себя судьбы иной.

Отзывчивым и благородным, остался в памяти людской.

СЕМЬЯ Хусаина ФАИЗХАНОВА

 

Становление личности, как известно, начинается в семье. Не был исключением и Хусаин Фаизханов. Хусаин родился в семье крестьянина в деревне Сафаджай Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне село Красная Горка Пильнинского района Нижегородской области).

Генеалогическое древо его семейства частично восстановил известный татарский ученый, мыслитель, просветитель Шигабутдин Марджани (1818–1889), учитель Хусаина Фаизханова, которому выпала доля пережить своего любимого ученика. «Кусочек» шеджере Фаизханова в реконструкции Марджани выглядит следующим образом: «Абу Мухаммад Хусаин бин Фаизхан бин Файзулла бин Биккина бин Исмагил бин Тенгри Берди аль-Джабали ас-Сабачаи аль-ханафи». Кроме восстановления перечня идущих друг за другом имен предков Хусаина Фаизханова, приведенный фрагмент говорит о давних сафаджайских (сабачайских) корнях ученого: ас-Сабачаи, а также о принадлежности семьи, как подавляющего большинства нижегородских татар, к ханафитскому толку ислама: аль-ханафи. Годы рождения и смерти предков Хусаина Фаизханова, как было принято в семейных шеджере, Марджани не указывал.

Сопоставим цепочку имен, приведенную в труде Ш. Марджани, с материалами ревизских сказок XIX столетия: 1834, 1850 и 1857 годов, хранящимися в Государственном архиве Ульяновской области. Отметим, что работа такого рода делается впервые. Забегая вперед, скажем также, что ревизские сказки не только подтверждают правильность перечня имен, сделанного соратником Х. Фаизханова и его учителем Ш. Марджани, но и дают возможность расширить наши представления о семье известного востоковеда. Не следует удивляться тому, что имя Хусаина Фаизханова из ревизии в ревизию фиксировалось в списках, составляемых в деревне Собачий Остров, хотя Х. Фаизханов там не проживал. Дело в том, что он почти всю свою жизнь по официальному статусу принадлежал к ведомству Алатырской удельной конторы Симбирской губернии как государственный крестьянин, так же как и все остальные жители Сафаджая, его односельчане, и лишь в 1861 году был переведен на службу, как тогда говорили, по учебному ведомству.

Прадед Хусаина Фаизханова — Биккиня Исмаилов (Исмагилов) родился в 1752 году и прожил 84 года, встретив смерть в 1836 году. Есть возможность, опираясь на демографические данные разных периодов истории деревень Нижегородчины, утверждать, что для татарских деревень края такая продолжительность жизни не была чем-то удивительным. Добавим, что жена Биккини Исмаилова — Танюк Текаева прожила еще более долгую жизнь. Она была старше мужа на 16 лет и пережила его: в 1850 году ей исполнилось 114 лет. Такую продолжительность жизни, исходя из демографических данных того времени, уже не назовешь типичной.

Деда Хусаина Фаизханова, сына долгожителей Биккини Исмаилова и Танкж Текаевой — Файзуллы (Фейзуллы), в списках восьмой ревизии мы не видим. Следовательно, он умирает до 1834 года, то есть раньше своего отца.

В 1834 году в семье восьмидесятидвухлетнего Биккини Исмагилова и его девяностовосьмилетней тогда жены нет взрослых сыновей. Они уже умерли. В 1819 году похоронили старшего сына Хабибуллу, а затем не стало и Файзуллы. Всю работу взвалил на свои плечи вошедший уже в возраст Фаизхан (Фейзухан) Фейзуллов, внук Биккини Исмагилова, родившийся в 1802 году. Ему помогала жена Шишея, которая была по возрасту моложе мужа Фаизхана на 7 лет. К 1834 году Шишея родила пятерых детей: трех мальчиков – Хусаина (Хусейна), Багаутдина, Аляутдина и двух девочек: Хадимю и Марьям. Семья будущего ученого состояла в 1834 году из 9 человек, живших под одной крышей: двух престарелых супругов, пятерых детей (от 11-летнего Хусаина до годовалой Марьям) и двух основных работников.

Таким образом, интересующий нас Хусаин Фаизханов — первенец в семье своего отца — Фаизхана. Его родители были в момент рождения будущего ученого, судя по переписям 1823 года, очень молоды. Отцу Хусаина исполнился 21 год, а мама была еще, по современным меркам, девочкой: она родила сына в 14 лет.

Позже, о чем позволяют судить материалы последующих переписей, семья увеличивается. Шишея родила еще двух детей: дочь Зулеху и сына Махбубярана и скончалась раньше мужа: между двумя переписями 1850 и 1857 годов, подарив ему в общей сложности семерых детей. Еще при её жизни Фаизхан Фейзуллов взял в дом вторую жену — Хабибю Абузярову, что говорит о его достаточных материальных возможностях. Татары-крестьяне того времени, несмотря на позволяющие многоженство мусульманские традиции, редко могли себе позволить содержание двух и более жен. Это в большей степени было типичным для исламских священнослужителей, и то далеко не всех, а наиболее зажиточных. В описываемой конкретной ситуации мы сталкиваемся с иным примером.

Вторая жена крепкого хозяина Фаизхана – Хабибя была моложе мужа на 18 лет. Ее первыми детьми стали рожденная в 1840 году девочка Махутжамяль и ее сестра Фатыма — 1843 года рождения. В 1850 году 30-летняя Хабиба родила еще одного ребенка – мальчика, будущего ученого Алляма Фаизханова. Затем на свет появились сестры: Айша, Кявсярь и Сявчиан.

Состав семьи и время рождения детей говорит о том, что в раннем детстве Хусаин мог некоторое время общаться с братьями — Багаутдином, который был младше его на пять лет, и Аляутдином, появившемся на свет позже, чем Хусаин на 8 лет. Но это общение было чрезвычайно кратким из-за того, что в силу ряда обстоятельств Хусаин недолгое время жил в родной деревне. Тем более эпизодичным было, по-видимому, общение со сводными сестрами. Некоторое исключение составил брат Габделгаллям (Аллям), общавшийся в 1866 году со сводным братом в период незадолго до его смерти.

Остановимся еще на одном существенном моменте, важном для биографического повествования: на времени рождения известного ученого. В свое время профессор Н.И. Веселовский опубликовал в одном из томов знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона краткую информацию о Х. Фаизханове, которую закончил фразой: «Умер в 1866 году на 38-м году жизни». Тем самым он обозначил год рождения ученого как 1828-й. Эта же дата названа в «Русском биографическом словаре», выдержки из которого приводит в своей книге «Заветная мечта Хусаина Фаизханова», изданной в 1980 году, Миркасым Усманов. И этот же год начертан на надгробной плите, поставленной позже на могиле ученого в родной деревне: см. фотографию могилы, включенную в нижегородское издание: Мулла Хусейн. Материал книжной выставки, посвященной 175-летию со дня рождения Хусаина Фаизханова. Нижний Новгород, 2003. С. 41.

Рождение второго сына — Багаутдина, зафиксированное во всех ревизских сказках, как относящееся к 1828 году, ставит под сомнение признанную дату рождения Хусаина – 1828 год. Многолетний опыт исследования нами ревизских сказок подсказывает и то, что близнецами Хусаин и Багаутдин не были, иначе бы этот крайне редкий факт (о чем говорят опять-таки переписи населения татарских деревень) был зафиксирован. Добавим, что в 1826 году у Хусаина появилась сестра Марьям. И опять-таки близнецами Хусаин и Марьям не являлись.

На основании анализа ревизских сказок становится очевидным, что сведения о последовательности рождения сыновей у Фаизхана Фейзуллова, предложенные жителям Сафаджая внуком Габделгалляма Фаизханова Ф. А. Фаизхановым, не точны. Он восстанавливал имена сыновей Фаизхана по воспоминаниям родственников по прошествии многих лет и считал (видимо, на основании официально признанной даты рождения Хусаина — 1828 год), что первым сыном был Аляутдин, вторым — Багаутдин и третьим — Хусаин). Непроверенные данные стали вводить в заблуждение и тех, кто впоследствии пытался заниматься составом семьи Фаизхана.

Ученый М. Усманов обратил в указанной работе внимание на труд известного муфтия, писателя, журналиста Ризаэтдина Фахретдина и на ту информацию, которая давалась Р. Фахретдином в его биобиблиографическом своде «Асар» («Следы»), сделанном на материалах архива ОМДС в конце XIX века. Р. Фахретдин утверждал, что Х. Фаизханов умер в 45 лет от роду, то есть в 1821 году. М. Усманов считает эти сведения неточными и указывает, что дата рождения – 1821 год, повторенная позже в «Истории Татарской АССР», изданной в 1955 году, неправильна. Но, возможно, эта категоричность утверждения несколько излишня.

Посмотрим в контексте рассматриваемого сюжета на данные ревизских сказок селения Сафаджай, не вводимые ранее в научный оборот. По всем трем указанным ревизским сказкам годом рождения Хусаина Фаизханова следует признать 1823 год. По ревизской сказке 1834 года Хусаину Фаизханову 11 лет, по переписи 1850 года перед нами встает образ 27-летнего человека. И, наконец, по сведениям ревизии 1857 года, указан возраст Хусаина Фаизханова — 34 года. Таким образом, ни одна из «сказок» не дает дату — 1828 год. Возможно, ближе к реальности был все-таки именно Риза Фахретдин, назвавший год 1821-й временем рождения Хусаина. Однако тогда нам пришлось бы признать, что Шишея родила сына в 12 лет, что маловероятно. Дальнейшие уточнения затруднены тем, что нам неизвестны дата и месяц рождения ученого. Мусульманская традиция не предполагает особого внимания датировке рождения, больше акцентируя сведения об уходе человека из земной жизни.

В своей книге «Мулла Габдулгаллям Фаизханов», изданной в 2005 году, С. В. Сабиров писал предположительно, что в силу большой разницы в возрасте Хусаин и Габделгаллям, вероятно, были рождены разными женщинами, и сетовал на то, что «очень трудно установить имена матерей и остальных братьев и сестер» двух известных ученых. Ревизские сказки, хранящиеся в Ульяновском архиве, помогли нам проделать работу, позволившую узнать дополнительную информацию о знаменитых сафаджайцах и их родственниках.

Итак, известный ученый из татар Хусаин Фаизханов родился в 1823 году, был человеком крестьянского происхождения, период детства которого прошел в российской татарской мусульманской деревне. Важнейшим было, прежде всего, влияние постоянно бывших рядом людей – родных и односельчан. Казалось бы, истоки жизни давали мальчику четкую определенность на будущее, типичную судьбу деревенского татарина того времени: воспитание в кадимистском (традиционном мусульманском) духе, работа на земле, отход на заработки в летнее время, низкий уровень светской образованности. Тем не менее, все случилось в его жизни, как известно, по-другому. Но об этом позже.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск