МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Рассмотрено Принято Утверждено
на заседании ШМО на заседании приказом директора школы учителей истории и педагогического совета от 5. 09. 2013 № 534 С
обществознания Протокол от 30. 08. 2013 № 1
МБОУ СОШ № 8
Протокол от 30. 08. 2013 № 1
Рабочая программа
по обществознанию для 9 класса
на 2013-2014 учебный год
Составлена на основе Программы курса «Обществознание 8-9 кассы, 10-11 классы» для общеобразовательных учреждений А. И. Кравченко, М.: Русское слово, 2013 г.
Учебник: А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. Обществознание. М.: Русское слово, 2010-2013 г. г.
Автор-составитель:
Веревкина С. М.
учитель истории,
обществознания
Кстово
2013 г.
Содержание
1.Пояснительная записка: с. 2
- цели обучения
- место предмета
2. Распределение учебных часов по разделам программы. с. 3
3. Требования к уровню подготовки обучающихся к окончанию 9 класса. с. 4
4. Используемый учебно-методический комплекс. с. 4
5. Календарно-тематическое планирование. с. 5-14
6. Литература. Методические пособия для учителя. с. 15
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию, Программы курса «Обществознание 8-9 кассы, 10-11 классы» для общеобразовательных учреждений А. И. Кравченко, М.: Русское слово, 2013 г.
Рабочая программа отражает базовый уровень подготовки обучающихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет объем освоения, элементы содержания образования и требования к уровню подготовленности обучающихся. Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Основные цели обучения:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; - развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; - формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданско-общественной деятельности, межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Место предмета На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.
2
2. Распределение учебных часов по разделам программы
Введение – 1 час
Политическая сфера – 9 часов
Человека и его права – 12 часов
Духовная сфера – 8 часов
Повторение - 6 часов (текущее - по 1 часу в трех разделах программы, итоговое – 3 часа)
Итоговый контроль – 1 час
Резервный урок
3
3.Требования к уровню подготовки обучающихся к окончанию 9 класса
Обучающиеся должны в результате изучения курса:
Знать-Понимать: - основные понятия курса; - нормы, правила, выступающие регуляторами общественной жизни; - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; - сущность власти, государства, характеристику форм правления, форм национально-государственного устройства и политических режимов, роль политики, граждан, партий и движений, системы выборов в жизни общества, значение местного самоуправления; - роль права в жизни общества и государства, взаимоотношение органов государственной власти и граждан, роль Конституции в жизни государства, основные положения Конституции Российской Федерации; - сущность понятия преступление, механизмы правового регулирования.
Уметь: - объяснять причинно-следственные и функциональные связи социальных объектов; -анализировать политические режимы и формы правления, социальную информацию, общественные события и процессы; - определять нормы права, признаки преступления, что такое гражданское общество, признаки правового государства, толерантное отношение, взаимовлияние культуры и общества; - раскрывать роль культуры, образования, науки, религии, морали в современном обществе и роль культуры в формировании мировоззрения; - объяснять взаимосвязи социальных объектов, в том числе взаимодействия человека и общества, гражданина и государства; - приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в политической, духовной сферах; - оценивать поведение людей и свои собственные действия с точки зрения права и нравственности; - решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие ситуации в политической, духовной сферах деятельности человека; - формулировать и аргументировать свою точку зрения; - объяснять ключевые понятия, явления, процессы; - применять нормы, выступающие регуляторами общественной жизни, к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; - работать в группе, вести диалог, участвовать в дискуссии; -определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; - осуществлять самоконтроль и самооценку; - получать социальную информацию из различных источников; - применять полученные знания и умения в общественной и повседневной жизни
4. Используемый учебно-методический комплект
1. Программы курса «Обществознание 8-9 кассы, 10-11 классы» для общеобразовательных учреждений А. И. Кравченко, М.: Русское слово, 2013 г.
2. Учебник: А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. Обществознание. М.: Русское слово, 2010-2013 г. г.
3. Рабочая тетрадь 9 класс: И. С. Хромова. Обществознание. М.: Русское слово, 2012 г.
4
5. Календарно-тематическое планирование №
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Домашнее задание
| 1.
| Введение. Задачи и содержание курса.
| 1
| Объяснение нового материала
| Общая характеристика задач и содержания курса.
| Иметь представление о задачах и содержании курса
| эссе
|
| 2.
| Власть
| 1
| Объяснение нового материала
| Власть: понятие, история возникновения, виды. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Пирамида власти. Разделение властей
| Определять понятия, анализировать жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти, работать с текстом
| параграф 1
| 3.
| Государство
| 1
| Комбинированный урок
| Понятие государство, его признаки, функции, причины возникновения. Политическая система. Суверенитет
| Определять причины зарождения государства, функции, признаки, анализировать виды монополий государства, работать с текстом, формулировать собственное мнение
| параграф 2
| 4.
| Национально-государственное устройство
| 1
| Комбинированный урок
| Две тенденции в межнациональных отношениях. Централизованное государство. Общенациональное государство. Формы национально-государственного устройства (федерация, унитарное государство, конфедерация, содружество). Причины распада национальных государств
| Объяснять процесс создания централизованных государств, причины распада национальных государств, знать черты форм национально-государственного устройства, сравнивать
| параграф 3
| 5.
| Формы правления
| 1
| Комбинированный урок
| Формы правления: понятие, виды. Монархия и республика – различные формы правления. Их характеристика. Демократия, ее основные признаки.
| Сравнивать две формы правления. Знать сущность демократии, демократические ценности.
| параграф 4, таблица
| 6.
| Политические режимы
| 1
| Комбинированный урок
| Политический режим: понятие, типы, формы. Демократия. Тоталитаризм. Авторитаризм. Развитие демократии в современном мире. Политический режим в Российской Федерации
| Объяснять особенности политических режимов, аргументировать фактами из истории
| параграф 5
| 7.
| Гражданское общество и правовое государство
| 1
| Применение знаний и умений
| Понятие гражданского общества. Пути его становления. Гражданин, гражданство, гражданское общество. Правовое государство, его признаки
| Знать сущность гражданского общества и правового государства, формулировать собственную точку зрения. Работа с документом
| параграф 6
| 8.
| Голосование, выборы, референдум
| 1
| Комбинированный урок
| Основные формы участия граждан в политической жизни. Голосование. Процедура голосования. Референдум
| Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни страны, высказывать суждения о поведении различных социальных групп в политической жизни страны, работа с таблицей
| параграф 7
| 9.
| Политические партии
| 1
| Комбинированный урок
| Политическая партия, ее основные признаки, функции, классификация, особенности содержания программ, роль партий в обществе.
| Сопоставлять материал, связанный с особенностями политических партий, формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию. Знать основные признаки, функции, классификацию политических партий
| параграф 8, таблица
| 10.
| Политическая сфера
2.Человека и его права (12 часов)
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
|
| Определять основные понятия 1 раздела. Решать проблемные задания, выполнять творческие задания
| Повторить главу 1
| 11.
| Право
| 1
| Объяснение нового материала
| Понятие право. Его функции, отрасли, роль в жизни общества и государства. Понятие нормы права, понятие юридическая ответственность. Иерархия норм права. Правовая культура.
| Знать функции, отрасли, роль права в жизни общества и государства, понятие нормы права, понятие юридическая ответственность, иерархию норм права. Объяснять понятие правовая культура. Сравнивать нормы права и морали.
| параграф 9, схемы, таблица
| 12,13
| Закон и власть
| 2
| Объяснение нового материала, комбинированный урок
| Власть и закон: история отношений. Принцип разделения власти. Система высших органов государственной власти в Российской Федерации ( Президент, Федеральное Собрание, правительство, судебная система). Правоохранительные органы. Прокуратура, адвокатура, полиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Гражданство.
| Уметь давать разъяснение понятиям Федеральное собрание, правительство, Президент РФ, суд, прокуратура, адвокатура, гражданин, гражданство. Оценивать политико-правовые явления, объяснять сущность принципа разделения власти, формулировать свою позицию
| параграф 10
| 14.
| Конституция
| 1
| Урок-практикум
| Конституция: понятие, структура. Первые конституции и их значение. Основы конституционного строя РФ, правовой статус человека и гражданина. Права, свободы человека и гражданина РФ, их гарантии, конституционные обязанности гражданина. Федеративное устройство России. Международно-правовая защита прав человека. Особенности правового статуса несовершеннолетних
| Объяснять основы правового статуса гражданина РФ, анализировать проблемы прав человека.
| параграф 11
| 15,16
| Право и имущественные отношения
| 2
| Объяснение нового материала, комбинированный урок
| Правовые основы гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Физические и юридические лица. Право собственности. Виды гражданско-правовых договоров. Сделки и договоры. Права потребителей
| Знать основные нормы, регулирующие имущественные отношения, характеризовать институт права собственности, приводить примеры прав потребителя и способов их защиты, работать с текстом
| параграфы 12,13
| 17.
| Труд и право
| 1
| Комбинированный урок
| Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних, их правовой статус. Трудовой договор.
| Характеризовать трудовое право как отрасль права, трудовой контракт, правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях, виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения, работать с текстом
| параграф 14
| 18,19
| Право, семья, ребенок
| 2
| Объяснение нового материала, применение и совершенствование знаний
| Семейное право как отрасль права. Семья, порядок и условия вступления в брак. Расторжение брака. Права и обязанности родителей и детей
| Характеризовать брачно-семейные отношения, приводить примеры правового регулирования семейных отношений
| параграф 15
| 20.21
| Преступление
| 2
| Объяснение нового материала, комбинированный урок
| Преступление (понятие, состав). Признаки, формы вины. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Понятие и цели уголовного наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Административные правонарушения, их виды.
| Анализировать состав преступления, определять, является ли содеянное преступлением, оценивать изученные правовые явления
| параграф 16
| 22.
| Человека и его права
3. Духовная сфера (8 часов)
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
|
| Определять основные понятия 2 раздела. Решать проблемные задания, выполнять творческие задания
| Повторить главу 2
| 23.
| Что такое культура
| 1
| Объяснение исторического материала
| Духовная сфера, ее особенности. Культура личности и общества. Культурный комплекс. Культурное наследие
| Характеризовать духовную жизнь человека и общества, разъяснять сущность понимания культуры у различных народов
| параграф 17
| 24, 25
| Нормы и формы культуры
| 2
| Объяснение нового материала, урок-практикум
| Понятие культурной нормы. Виды культурных норм. Мораль, ее ценности. Моральный выбор. Санкции в обществе. Элитарная, народная, массовая культура. Манеры, обычаи, привычки, традиции, нравы, вкусы. Субкультура. Молодежная культура. Контркультура
| Анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев, разъяснять понятия вкусов, увлечений людей, обрядов, церемоний, нравов, ритуалов, знать формы культуры, выделять главное, работать с документами
| параграфы 18, 19
| 26.
| Религия
| 1
| Объяснение нового материала
| Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни общества. Мировые религии. Архаические религии. Свобода совести
| Определять виды религий, характеризовать мировые религии, рассуждать
| параграф 20
| 27.
| Искусство
| 1
| Применение и совершенствование знаний
| Что такое искусство, его функции. Объекты и субъекты художественной культуры и искусства. Влияние искусства на современное общество. Признаки произведения искусства
| Понимать, кто является субъектом художественной культуры, анализировать произведения искусства, работать с текстом
| параграф 21
| 28.
| Образование
| 1
| Объяснение нового материала
| Образование – важнейший институт общества, способ передачи и усвоения знаний и опыта человечества. Значимость образования в условиях информационного общества. История образования. Структура современного образования. Права, обязанности участников учебного процесса
| Разъяснять эволюцию системы образования, особенности правового статуса ученика современной школы, выделять главное, формулировать свою точку зрения, работать с текстом
| параграф 22
| 29.
| Наука
| 1
| Объяснение нового материала
| Наука, ее функции, значение в жизни современного общества. Классификация наук. Особенности современной науки. Ее структура. Ответственность , принципы труда ученого.
| Определять, что такое наука, ее функции, какие существуют учреждения науки, какие виды высших учебных заведений есть в РФ
| параграф 23
| 30.
| Духовная сфера
| 1
| Повторительно-обощающий урок
|
| Определять основные понятия 3 раздела. Решать проблемные задания, выполнять творческие задания
| Повторить главу 3
| 31, 32, 33
| Итоговое повторение
| 3
| Повторительно-обощающий урок
|
| Определять основные понятия курса. Решать проблемные задания, работать с документами, разбирать практические ситуации
| Повторить изученное в курсе
| 34.
| Итоговый контроль
| 1
|
| тестирование
|
|
| 35.
| Резервный урок
| 1
|
|
|
|
| |