Скачать 1.31 Mb.
|
1. «Чудесные гибриды». Урок–исследование (2 часа)Цель урока: познакомить ребят с новой частью речи – причастием, проанализировать его грамматические, морфологические и синтаксические признаки. Оборудование: схемы, рисунки, иллюстрации по теме, опорный конспект, индивидуальные карточки, материал к кроссворду. Примечание: класс делится на 3–4 группы, которые будут совместно работать, составляя опорный конспект «Причастие». Ход урока I. Организационный момент. II. Слово учителя (вступление). – Ребята, обратите внимание на название нашего урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Предположения детей). – Сегодня я расскажу вам лингвистическую сказку. Старый ученый–языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты, не ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько новых сортов. – Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного и наречия? – размышлял как-то ученый–садовник. – Только будет ли толк, они так далеки друг от друга? Но сказано–сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, не наречия, а особые части речи, у которых были признаки «папы» – глагола и «мамы» – прилагательного. У другой формы открылись признаки «папы» – глагола и «мамы» – наречия. Так и стали они работать за двоих и работают до сих пор. – А как называется первая «гибридная» часть речи, вы узнаете, разгадав кроссворд. III. Разгадывание кроссворда Каждая группа получает карточку, отгадывает грамматическое явление и записывает в клеточки кроссворда, помещенного на доске. У каждой группы по два вопроса. Вопросы I группе
Вопросы II группе
Вопросы III группе
Индивидуальные вопросы к учащимся
Ответы к кроссворду: 1. Запятая. 2. Ударение. 3. Синоним. 4. Прилагательное. 5. Глагол. 6. Союз. 7. Двоеточие. 8.Тире. 9. Морфема. – Как вы думаете, верно ли записано название части речи, которое получилось у нас в кроссворде? (Неверно). – Подберите на позицию 4 любой термин или слово таким образом, чтобы название части речи в кроссворде звучало правильно. (Например, лексическое [значение] – 11 букв; разночтение – 11 букв и др. Для более точного подбора слова можно оставить это задание на дом, а на следующем уроке в классе провести конкурс «Кто больше?»)
IV. Грамматические признаки причастий. – Итак, мы с вами выяснили, что часть речи, совмещающая в себе признаки прилагательного и глагола, называется причастием. – Какие же конкретные грамматические признаки имеет причастие? На этот вопрос вы должны будете ответить. 1. Работа с текстом. На доске иллюстрация дерева (клена) и 2 варианта текста.
– Сравните два варианта текста. Какой из них вам больше нравится? Почему он кажется вам лучше? – Каковы недостатки второго варианта текста? – Чем были заменены конструкции со словом «который»? – Выписать из текста данные выражения: Птицы, которые поют – поющие (какие?) птицы. Поющие образовано от глагола настоящего времени поют при помощи суффикса –ющ-. Птицы (что делающие? какие?) поющие. – Что обозначает это слово? (Признак, но и действие – признак по действию). – Это грамматическое значение причастия. Дайте полное определение причастию. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Запись в опорный конспект грамматических признаков причастия. V. Работа над определением морфологических признаков причастия (составление опорного конспекта). 1. Нахождение в 1-м варианте текста причастий Х (словосочетаний «существительное+причастие»). Определение суффиксов причастий (устно). Запись их в опорный конспект:
Суффиксы – яркий морфемный признак причастий. 2. Работа по группам. Ученики первой группы определяют морфологические признаки причастий, заимствованные от прилагательных, а ученики второй и третьей групп – заимствованные от глаголов (II группа – анализирует первую половину текста «Поющий клен» (4 предложения), а III группа – вторую половину текста (5–8 предложения). Например: I группа: Клен (какой?) поющий – причастие ед.ч., м.р., И.п.; Сумерках (каких) сереющих – мн.ч., П.п. II группа: Клен (какой?) засохший – причастие невозвратное, совершенного вида, прошедшего времени, действительное. Листьями (какими?) пожелтевшими – причастие совершен-ного вида, невозвратное, прошедшего времени, действительное. III группа: Листья (какие?) зеленеющие – причастие несовершенного вида, настоящего времени, действительное. Утром (каким?) запоздавшим – причастие совершенного вида, невозвратное, прошедшего времени, действительное. После окончания работы ученик из I группы зачитывает причастие и указывает его морфологические признаки от прилагательного, продолжает ученик из II (или III) группы, который зачитывает морфологические признаки того же причастия от глагола. – Чем отличаются суффиксы причастий прошедшего времени? – Каковы суффиксы страдательных причастий? Назовите их. 3. Обобщение. Заполнение опорного конспекта (на доске и в тетрадях). В итоге совместной работы групп опорный конспект должен иметь следующий вид:
VI. Словообразование действительных причастий. Игра «Кто быстрее?» – Скажите, от какой части речи образуется причастие? (От глагола, при помощи определенных суффиксов). – Сейчас вы попробуете образовать действительные причастия от глаголов, данных в карточке. (Работа с первой половиной карточки). Дети работают по группам, у каждой группы своя карточка с глаголами, от которых нужно образовать действительные (1-я половина карточки) и страдательные (2-я половина) причастия.
– Какие суффиксы вы использовали при образовании действительных причастий? – От основы какого времени образуются действительные причастия? – Какие суффиксы использовали для образования страдатель-ных причастий? – От какой основы они образуются? Учащиеся обобщают то, что узнали об образовании действительных и страдательных причастий в настоящем и прошедшем временах по схемам:
VII. Итог урока VIII. Домашнее задание: А) Работать с опорным конспектом (составить по нему рассказ). Б) Составить карточку с десятью предложениями, используя 5 действительных и 5 страдательных причастий. В) Самостоятельно проанализировать статью о краткой форме причастий, подобрать 3 примера по данной теме. |