Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/12
Дата публикации22.01.2014
Размер1.31 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

1. «Чудесные гибриды». Урок–исследование (2 часа)


Цель урока: познакомить ребят с новой частью речи – причастием, проанализировать его грамматические, морфологические и синтаксические признаки.

Оборудование: схемы, рисунки, иллюстрации по теме, опорный конспект, индивидуальные карточки, материал к кроссворду.

Примечание: класс делится на 3–4 группы, которые будут совместно работать, составляя опорный конспект «Причастие».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя (вступление).

– Ребята, обратите внимание на название нашего урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Предположения детей).
– Сегодня я расскажу вам лингвистическую сказку.

Старый ученый–языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты, не ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько новых сортов.

Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного и наречия? – размышлял как-то ученый–садовник. – Только будет ли толк, они так далеки друг от друга?

Но сказано–сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, не наречия, а особые части речи, у которых были признаки «папы» – глагола и «мамы» – прилагательного. У другой формы открылись признаки «папы» – глагола и «мамы» – наречия. Так и стали они работать за двоих и работают до сих пор.

– А как называется первая «гибридная» часть речи, вы узнаете, разгадав кроссворд.

III. Разгадывание кроссворда

Каждая группа получает карточку, отгадывает грамматическое явление и записывает в клеточки кроссворда, помещенного на доске. У каждой группы по два вопроса.

Вопросы I группе

  1. Знак препинания в сложном бессоюзном предложении.

  2. Произношение одного из слогов слова с большей силой и длительностью.

Вопросы II группе

  1. Слова, различные по значению, но одинаковые или близкие по лексическому значению (в единственном числе).

  2. Часть речи, обозначающая признак предмета или принадлежность кому-либо (чему-либо).

Вопросы III группе

  1. Часть речи, обозначающая действие предмета.

  2. Служебная часть речи, связывающая члены предложения и части сложных предложений.

Индивидуальные вопросы к учащимся

  1. Знак, использующийся при однородных членах предложения с обобщающим словом.

  2. Знак, использующийся в бессоюзном сложном предложении.

  3. Какое общее название носят части слова?

Ответы к кроссворду:

1. Запятая. 2. Ударение. 3. Синоним. 4. Прилагательное.

5. Глагол. 6. Союз. 7. Двоеточие. 8.Тире. 9. Морфема.

– Как вы думаете, верно ли записано название части речи, которое получилось у нас в кроссворде? (Неверно).

– Подберите на позицию 4 любой термин или слово таким образом, чтобы название части речи в кроссворде звучало правильно. (Например, лексическое [значение] – 11 букв; разночтение – 11 букв и др. Для более точного подбора слова можно оставить это задание на дом, а на следующем уроке в классе провести конкурс «Кто больше?»)







3.С

4.П






















И

Р







7.Д




9.М




2.У

Н

И







В




О

1.З

Д

О

Л

5.Г




О




Р

А

А

Н

А

Л




Е

8.Т

Ф

П

Р

И

Г

А

6.С

Т

И

Е

Я

Е

М

А

Г

О

О

Р

М

Т

Н




Т

О

Ю

Ч

Е

А

А

И




Е

Л

З

И







Я

Е




Л







Е
















Ь

























Н

























О

























Е
















IV. Грамматические признаки причастий.

– Итак, мы с вами выяснили, что часть речи, совмещающая в себе признаки прилагательного и глагола, называется причастием.

– Какие же конкретные грамматические признаки имеет причастие?

На этот вопрос вы должны будете ответить.

1. Работа с текстом.

На доске иллюстрация дерева (клена) и 2 варианта текста.

I вариант

Поющий клен

В осенних сереющих сумерках в один и тот же час старый наполовину засохший клен под окном начинал петь. Между редкими пожелтевшими листьями покачивались десятки поющих птах. В безветренном прохладном воздухе мелко дрожащие листья раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями, но получался слитный стройный хор, где каждый голос вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с желто-зелеными грудками походили на зеленеющие листья. Казалось, что клен расцвел. Запоздавшим утром поющие птицы улетали и клен умолкал, голый и неподвижный.

(Д. Гранин)

II вариант

Клен, который поет

В осенних сумерках, которые сереют, в один и тот же час старый клен под окном, который наполовину засох, начинал петь. Между редкими листьями, которые пожелтели, покачивались десятки птах, которые пели. В безветренном прохладном воздухе листья, которые мелко дрожали, раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями, но получался стройный хор, который сливался, где каждый голос вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с желто-зеленоватыми грудками походили на листья, которые зеленеют. Казалось, что клен расцвел. Утром, которое запоздало, птицы, которые поют, улетали и клен замолкал, голый и неподвижный.

(Д. Гранин)

– Сравните два варианта текста. Какой из них вам больше нравится? Почему он кажется вам лучше?

– Каковы недостатки второго варианта текста?

– Чем были заменены конструкции со словом «который»?

Выписать из текста данные выражения:

Птицы, которые поют – поющие (какие?) птицы.

Поющие образовано от глагола настоящего времени поют

при помощи суффикса –ющ-.

Птицы (что делающие? какие?) поющие.

– Что обозначает это слово? (Признак, но и действие – признак по действию).

– Это грамматическое значение причастия. Дайте полное определение причастию.

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Запись в опорный конспект грамматических признаков причастия.

V. Работа над определением морфологических признаков причастия (составление опорного конспекта).

1. Нахождение в 1-м варианте текста причастий

Х

(словосочетаний «существительное+причастие»).

Определение суффиксов причастий (устно).

Запись их в опорный конспект:

-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -нн-,

-ем-, -им-; -енн-

Суффиксы – яркий морфемный признак причастий.

2. Работа по группам.

Ученики первой группы определяют морфологические признаки причастий, заимствованные от прилагательных, а ученики второй и третьей групп – заимствованные от глаголов (II группа – анализирует первую половину текста «Поющий клен» (4 предложения), а III группа – вторую половину текста (5–8 предложения).

Например:

I группа:

Клен (какой?) поющий – причастие ед.ч., м.р., И.п.;

Сумерках (каких) сереющих – мн.ч., П.п.

II группа:

Клен (какой?) засохший – причастие невозвратное, совершенного вида, прошедшего времени, действительное.

Листьями (какими?) пожелтевшими – причастие совершен-ного вида, невозвратное, прошедшего времени, действительное.

III группа:

Листья (какие?) зеленеющие – причастие несовершенного вида, настоящего времени, действительное.

Утром (каким?) запоздавшим – причастие совершенного вида, невозвратное, прошедшего времени, действительное.

После окончания работы ученик из I группы зачитывает причастие и указывает его морфологические признаки от прилагательного, продолжает ученик из II (или III) группы, который зачитывает морфологические признаки того же причастия от глагола.

– Чем отличаются суффиксы причастий прошедшего времени?

– Каковы суффиксы страдательных причастий? Назовите их.

3. Обобщение. Заполнение опорного конспекта (на доске и в тетрадях).

В итоге совместной работы групп опорный конспект должен иметь следующий вид:

Причастие

1. Грамматические признаки:

– признак предмета по действию;

– самостоятельная часть речи;

– какой? (что делающий?).

2. Морфологические признаки:

от прилагательного:

– число (ед. и мн.);

– род (м., ж., ср.) в ед.ч.;

– падеж (И., Р., Д., В., Т., П.)

от глагола:

– вид (совершенный, несовершенный);

– возвратность (-сь, -ся);

– время (настоящее, прошедшее);

– наклонение (действительное или

страдательное)

3. Синтаксические признаки:

– сказуемое (краткое причастие);

– определение согласованное.

VI. Словообразование действительных причастий.

Игра «Кто быстрее?»

– Скажите, от какой части речи образуется причастие? (От глагола, при помощи определенных суффиксов).

– Сейчас вы попробуете образовать действительные причастия от глаголов, данных в карточке. (Работа с первой половиной карточки).

Дети работают по группам, у каждой группы своя карточка с глаголами, от которых нужно образовать действительные (1-я половина карточки) и страдательные (2-я половина) причастия.


Карточка первой группе

I. Исправляют ошибки; решают задачу, плавают в реке,

любят кошек, лечат животных.

II. Мариновать грибы, прочитать книгу, разбить чашку,

распилить бревно, хранить подарок.




Карточка второй группе

I. Несут груз; отправляют посылку, толкают тележку,

растворяют окно, стоят на часах (на посту).

II. Построить дом, вспахать поле, нарисовать картину,

смазать механизм, забросить мяч.




Карточка третьей группе

I. Подгоняют стадо; рабочие устают, машина работает,

урожай созрел, розы растут и цветут.

II. Стадо подгонять, нарисовать пейзаж, образовать круг,

натянуть холст, вырубить рощу.

– Какие суффиксы вы использовали при образовании действительных причастий?

– От основы какого времени образуются действительные причастия?

– Какие суффиксы использовали для образования страдатель-ных причастий?

– От какой основы они образуются?

Учащиеся обобщают то, что узнали об образовании действительных и страдательных причастий в настоящем и прошедшем временах по схемам:

Действительные причастия




а) Настоящее время: основа наст.вр.+ -ащ (-ящ), -ущ (-ющ)


б) Прошедшее время: основа инфинитива+ -вш (-ш)

Страдательные причастия




а) Настоящее время: основа наст.вр.+ -ем (-ом), -им.


б) Прошедшее время: основа инфинитива + -енн -нн, -т.

VII. Итог урока

VIII. Домашнее задание:

А) Работать с опорным конспектом (составить по нему рассказ).

Б) Составить карточку с десятью предложениями, используя 5 действительных и 5 страдательных причастий.

В) Самостоятельно проанализировать статью о краткой форме причастий, подобрать 3 примера по данной теме.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск