Урок по основам православной культуры в 4 классе Тема: Христианин в труде Разработала: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №14» г. Калуги
Наместникова Валентина Павловна. Цель урока:
- развитие и углубление представлений учащихся о заповедях Бога. Задачи урока:
Познавательные:
- помочь учащимся понять заповедь труда как основополагающее задание Бога человеку творчески возделывать и преображать окружающий мир;
- установить понятие пост. Развивающие:
- развивать мышлениена основеустановления логической связи между четырьмя заповедями Бога;
- развивать умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения. Воспитывающие:
- создавать условие для духовного развития учащихся;
- установить, что не всякий труд облагораживает мир и человека. Ожидаемые результаты:
-учащиеся узнают о первом грехе людей;
- установят логическую связь между четырьмя заповедями Бога;
- обсудят заповедь о посте;
- вспомнят пословицы, поговорки и художественные произведения о труде. Основные термины и понятия: Библия, заповедь, райский сад, «древо познания», мудрость, пост, лень, гордыня, трудиться в поте лица. Оборудование:мультимедийная установка, презентация. Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом презентации, творческая работа учащихся. Ход урока
Организационный момент.
Приветствие и проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
-Какая война называется справедливой? (оборонительная)
- Чьи это слова: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Иисусу Христу-цитата из Евангелия)
- В каком году французский император Наполеон привел свою армию в Россию? (1812)
- Справедливой ли была Отечественная война 1812 года для России?
- Какие народы встали на защиту нашей Родины?(русские , украинцы, белорусы,грузины, башкиры и т. д.)
- Продолжите русскую поговорку: «Невольник- не…..(богомольник)
- Какое событие произошло в 1380 году? (Куликовская битва)
- Какой князь возглавил русские полки и дал отпор монголо-татарам в 1380 году? (Дмитрий Иванович Донской)
- Каких монахов благословил Сергий Радонежский на битву с врагом?
- Почему князя Дмитрия Ивановича прозвали Донским? (за победу на Куликовом поле)
- Почему воин-христианин не боится смерти? (верит в бессмертие души)
Мотивация учащихся к учебной деятельности.
Дома воина ждала большая голодная семья и работа, работа, работа.Чтобы свежий каравай оказался на столе, крестьянину приходилось много и тяжко потрудиться.
С ранней весны до поздней осени вся семья трудилась в поле: пахали, бороновали, сеяли, косили, жали, молотили, мололи, толкли. И вот все работы в поле завершены.
Зимой мужик тоже был весь в трудах: чинил порванную упряжь, сапожничал, мастерил что-нибудь. Некоторые уходили из родной деревни на заработки – в город или другую местность.
Не бездельничали зимой и женщины. Всё свободное от многочисленных хозяйственных забот время они проводили за прялкой. Из полученных на прялках нитей – пряжи - ткали холсты, шили одежду, украшали вышивкой. Тут требовалось большое мастерство.
- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (о труде).
- Правильно. Тема нашего урока: «Христианин в труде» (Слайд 1)
Вы узнаете о первом грехе людей, какой «труд» напрасен(Слайд 2)
Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя о первом грехе людей.
(Слайд 3)
В мире слов разнообразных, Что блестят, горят и жгут, — Золотых, стальных, алмазных, — Нет священней слова: «труд»! В.Брюсов Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей и не было смерти. (Слайд 4) Людям были даны четыре заповеди(Слайд 5): - умножения жизни («плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю»); - возделывания и хранения сада; - познания мира («нареки имена животным»); - поста.
(Слайд 6).Эта четвертая заповедь говорила: «не вкушай плодов древа познания добра и зла». В православии ее воспринимают как заповедь о посте по той причине, что пост – это временное воздержание от чего-то хорошего ради того, чтобы приобрести нечто лучше. Все деревья райского сада были насаждены Творцом, и всеми их плодами человек мог пользоваться – кроме плодов древа познания. Человек должен был бы вкусить и эти плоды, но не сразу. Сначала он должен был окрепнуть в своем служении добру и следовании Богу. Человек должен был потрудиться: изменяя мир, он должен был менять и себя. В «древе познания» не было никакого зла. Более того – оно было святыней. (Слайд 7). Но вместо пути труда человек предпочел пойти путем магии. Что такое магия Мол, просто съем этот плод – и сразу стану мудрым. Но мудрость никогда не дается без труда и опыта. (Слайд 8). Самые первые грехи в истории человечества – это лень и гордыня. Человек гордо решил, что Творец был неправ, поставив ему столь странное ограничение («не вкушай…»). Он решил стать «как бог», но без Бога и безо всякого труда. И это кончилось бедой. Люди перестали видеть Бога и утратили свое бессмертие. (Слайд 9,10).Но Бог не оставил людей. Он обещал им послать Спасителя (Христа)и ввел в нашу жизнь необходимость повседневного труда – уже «в поте лица своего». 2. Чтение текста учебника.
- Какие заповеди получили первые люди от Творца?
- Какая из заповедей связана с темой нашего урока – трудом?
-Что такое пост?
- Почему лень и гордыня стали первыми грехами?
- Всякий ли труд хорош?(Слайд 11)
Любой труд почётен, если у него правильная цель.
Христиане трудятся не только ради себя и своей семьи. Есть труды на благо Отечества. Это любой труд человека, когда он трудится ради пользы другим людям, а не только ради денег. Например, геологи ищут полезные ископаемые для всех, врачи заботятся о здоровье сограждан, военные, летчики, моряки, машинисты поездов и многие другие работают на благо других и своей Родины.
Есть способы заработка, которые вредят другим людям и никто из христиан не станет ими заниматься.
Это продажа сигарет, водки, наркотиков, разные развлечения, казино, бои без правил.
- Что значит «работать на совесть»?
- Кто является автором поговорки « кто не работает - не ест»? 3.Творческая работа учащихся.
1)Распределите приведенные пословицы на две группы, назовите каждую группу и прокомментируйте результаты своего труда (Слайд 12). Землю солнце красит, а человека - труд.
Труду везде почет.
Не всяк трудится, а всяк ест.
Не учи безделью, учи рукоделью.
Кто ленив с сохой, тому все год плохой.
Умение и труд - радостьпринесут.
Господь повелел от земли кормиться.
От работы не будешь богат, а будешь горбат. 2) (Слайд 13).Закончите пословицы о труде.
Без труда нет (плода).
С трудом и мороз не (страшен).
Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня) 3) -Как вы думаете, кто придумал «Работа не волк, в лес не убежит»? (Слайд 14)
(Лентяи).
Послушайте стихотворение и скажите, про кого оно:
«Завтра! Завтра! Не сегодня!» -
Так ленивцы говорят. –
«Завтра всё я сделать рад.
Хоть в день праздника Господня!
А сегодня отдохну,
Завтра свой урок начну.
Завтра не хочу лениться!
Завтра – надо потрудиться!
Б.Фёдоров. – О ком это стихотворение?(О ленивых.)
– Какой пословицей можно им ответить? («Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».)
4) Вспомните и назовите художественные произведения о труде.
(Ш. Перро «Золушка», А.С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке», « С. Маршак Двенадцать месяцев», р.н. сказка «Морозко»). 5) Работа с иллюстративным материалом
- О труде написаны не только литературные произведения, но и созданы картины. (Слайд 15,16,17) - Какие результаты приносит полезный труд?(Слайд 18) 6) Представьте, что вы в будущем будете владельцами предприятия. Что Библия опосредованно говорит владельцам предприятий? Как вы будете трудиться, чтобы не навредить себе и людям?
Итог урока.
- И так, что же такое труд? (Слайд 19).
Труд – это не просто средство пропитания (хотя очень точны слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»).
Труд – это еще и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Труд дает человеку опыт, знания, закаляет его характер.
Рефлексия. (Слайд 20).
- На уроке я узнал (а), что…
- Оказывается, что…
Домашнее задание.
Стр. 92-93, вопросы стр.93, рассказать о труде одного из членов семьи.
Используемая литература.
КураевА. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. Учебник для 4-5 класс. – М. Просвещение, 2012
Обернихина Г.А.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие для учителя. – М. Просвещение, 2012
|