Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 153.36 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.01.2014
Размер153.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Нетрадиционные формы урока как средство повышения интереса к изучению предмета. 1 – 14 c.
Журавлёва Людмила Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия№24», г. Междуреченск Кемеровской области, 652870, ул.Лазо – 30, т. (38475)-2-72-49.

Аннотация

В статье «Нетрадиционные формы урока как средство повышения интереса к изучению предмета» автор рассматривает общее и частное нетрадиционных форм уроков в методике преподавания русского языка и литературы, которая включает разнообразное содержание необходимых методов и приёмов в обучении.

Работа имеет практическую направленность. Методика нетрадиционных форм представлена уроком русского языка в 5 классе, в разделе «Синтаксис. Пунктуация», а также уроком литературы в 7 классе, в разделе «Литература 19 века».
Урок – гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приёмы обучения.

Различные формы проведения уроков не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученику постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.

С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На обострение проблемы массовая практика отреагировала нестандартными уроками, имеющими главной целью: удержание интереса учащихся к учебному процессу. Они явились реакцией учительства на новые цели школы, связанные с развитием личности учащихся, на сложившийся шаблон в проведении уроков, вызывающих у школьников равнодушие к учёбе. Поиск средств развития личности учащегося заставил обратиться к психологической теории, потребовал знания психологических механизмов, действующих в учебном процессе, в частности, его мотивации, запросов и потребностей школьников.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, а другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников.

В современной методической литературе понятие «нетрадиционные формы уроков» до сих пор не имеют чёткого определения: «нестандартный урок», «нетрадиционные технологии уроков», «нетрадиционные виды урока»…

Можно выделить два основных подхода к нетрадиционному уроку.

Первый подход трактует нетрадиционный урок как отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов.

При втором подходе имеются в виду формы уроков, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе.

В рамках заданной программой обучения общей цели, не совсем обычные уроки преследуют свою собственную цель: поднять интерес учащихся к учёбе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие уроки по объёму и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль обучения, положительные эмоции, ощущения себя в новом качестве. Всё это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя не совсем обычный урок – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы. С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Общим недостатком необычных уроков является отсутствие классификаций, помогающих учителю разобраться в сущности этого явления. То, что оно состоялось, а не продолжает оставаться научной абстракцией, подтверждается возрастающим вниманием учителей к необычным урокам.

Совсем необычный урок развивает те процессы, которые начались в не совсем обычном уроке по всем параметрам, от собственной цели и содержания до формы и методов. Возникает необходимость различать эти виды педагогической деятельности.

Классификация обычных методов и уроков – великое множество. Что касается нетрадиционных - то попытки классификации имеются, но при этом используется традиционная типология урока, дополненная их нестандартными формами.

В учебном пособии И.П.Подласого «Педагогика» выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки – деловые игры, уроки – игры, уроки игры «Поле чудес», уроки – ролевые игры и т.д. они отнесены к разным типам, хотя очевидно, что эти уроки одного типа.

В другой классификации, которую предлагает В.А.Щенёв, использована традиционная типология уроков, дополненная их нестандартными формами.

Один из эффективных способов подготовки нестандартных уроков – «разборка» его на детали, чтобы стали видны и понятны плюсы и минусы взаимодействия всех частей. Но прежде чем разбирать, имеет смысл определиться в том, что принимается за главное. В связи с этим требуется умение учителя «выделять основное». Это необходимо для того, чтобы всё второстепенное подчинить главному, чтобы не распыляться по мелочам.

Доктор педагогических наук, профессор Кульневич Сергей Владимирович и кандидат педагогических наук, доцент Лакоценина Тамара Петровна сопоставляют нетрадиционные формы урока с традиционным обучением.

В общей классификации необычные уроки занимают место между традиционными и личностно ориентированными. В таком варианте они выполняют пробелы репродуктивного обучения.

Как показывает практика, нетрадиционные уроки предполагают:

- использование коллективных способов работы;

- развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску;

- заинтересованное отношение к учебному материалу;

- активизация деятельности учащихся;

- овладение способами управления коллективной деятельностью;

- становление новых отношений между учителем и учеником;

- оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учёбе.

Преимущества системы в работе учителя очевидна. Главное в системе – порядок, это ее основное назначение.

Всё это система, но только как форма, которая не имеет смысла без содержания. Содержание определяется тем типом системы, к которому она принадлежит. Два основных типа систем – закрытые и открытые.

Уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становится развивающим.

Принципы педагогики сотрудничества в общем виде это: отношения взаимопонимания с учениками; учение без принуждения; принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила; принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения, чувства долга и ответственности; принципы самоанализа, соответствующей формы, интеллектуального фона класса и личностного подхода.

Помимо принципов, исследователи относят к весьма значимым периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, анализ.

Критерии оценки на необычном уроке разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются последним до или в начале урока. Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них – это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы.

Критерии оценки могут быть различны при разных видах и формах учебной работы. Групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы (учащиеся получают одинаковые оценки) или же на группу «выделяется» определенное число «5», «4», «3», и ученики сами «распределяют» их между собой (обсуждение в группах). Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке.

Оценка может выставляться учителем; учителем и капитаном (при групповой работе); учащимися (при индивидуальной форме работы, когда учащиеся анализируют выступления одноклассников; или при групповой работе – после обсуждения работы каждого члена группы). Оценка может выставляться по ходу урока (если оценивается устная работа), после урока ( в случае, когда необходимо оценить письменную работу). Критерии оценки устных выступлений и письменных работ различны и могут выражаться в баллах, жетонах и т.п.
Уроки – семинары в системе изучения русского языка в 5 – 8 классах.

Уроки – семинары – эффективная форма обучения, которая помогает систематизировать изученный материал, показывает взаимозависимость различных языковых явлений, уровень внутри и межпредметных связей.

На семинаре совершенствуется монологическая и диалогическая речь учащихся, углубляются их теоретические знания и практические умения.

На уроке – семинаре учащиеся выступают сами и слушают одноклассников; учатся выделять главное, конспектировать, делать записи, рецензировать, включать новую информацию в свой активный запас знаний. Они овладевают некоторыми ораторскими приёмами, позволяющими привлечь внимание слушателей, учатся работать со справочной литературой, пользоваться аппаратом книги, овладевают умением выбрать нужную книгу и представить её.

Уроки – семинары позволяют расширить образовательные функции урока русского языка в соответствии с современными требованиями. (Фёдорова М.В. «Уроки – семинары в системе изучения русского языка в школе (5-9 классы).

Занимательно о пунктуации

Урок – семинар

5 класс

2 часа

Цель: обобщение и систематизация знаний по синтаксису и пунктуации; совершенствование лингвистической и монологической речи учащихся; знакомство с дополнительной литературой по русскому языку.

Вопросы

1. Что изучает синтаксис? Что такое пунктуация?

2. Секрет названия и происхождения знаков препинания. Можно ли отменить пунктуацию?

3. Постановка знаков препинания. (Показать схемы пунктуации)

Практическое задание

1. Выберите один из пунктов данного вопроса и выполните практическое задание, производя лингвистический эксперимент по вопросу: какие знаки препинания любят:

а) А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, М.Ю.Лермонтов (по выбору) (стиль художественный);

б) авторы статей в газетах и журналах (стиль публицистический);

в) авторы учебников (стиль научно – популярный)?

Литература

1. Александрова Г. Занимательный русский язык.

2. Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение.

3 Волина В. Весёлая грамматика.

4. Граник Г.Г. Секреты пунктуации.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка.

6. Энциклопедический словарь юного филолога.

Ход семинара

1. Ученик читает стихотворение Ю.Коринцева «Знаки препинания».

Ученик ты будешь славный,

Коль начнёшь писать с заглавной

И возьмёшь в соображенье

Точкой кончить предложенье.
Не забудь и знаки прочие:

Запятую, многоточие…

Знаки препинания

Нужны нам, как дыхание.

2. Учитель напоминает тему семинара, она записана на доске, и спрашивает, какие слова из прочитанного стихотворения могут быть эпиграфом к уроку. («Знаки препинания нужны нам, как дыхание»)

3. Дети записывают в тетрадь число, тему и эпиграф к уроку. Объясняют постановку знаков препинания.

4. Ученики представляют литературу, подобранную к уроку – семинару.

5. Выступления ребят по первому вопросу, где они сообщают, что узнали о синтаксисе и пунктуации, о происхождении этих терминов. Сравнивают толкование этих понятий в разных словарях.

6. Инсценировка стихотворения С.Я.Маршака «Знаки препинания».

1-й:

У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

2-й:

Прибежал

Чудак –

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

Ура!

Долой!

Караул!

Разбой!

3-й:

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:

Кто?

Кого?

Откуда?

Как?

4-й:

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они

В диктовке

На каждой остановке.

5-й:

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие

И прочие,

И прочие,

И прочие.

6-й:

Заявили запятые:

Мы особы занятые, не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

7-й:

-Если нет над вами точки,

Запятая – знак пустой!

Отозвалась с той же строчки

Тётя точка запятой.

8-й:

Двоеточие, мигая,

Закричало: -Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой.

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

9-й:

- Нет, - сказало многоточие,

Еле глазками ворочая, -

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

10-й:

Вопросительный знак

Удивился: - То есть как?

11-й:

Восклицательный знак

Возмутился: - То есть так!

12-й:

- Так сказала точка,

Точка-одиночка, -

Мной кончается рассказ

Значит, я важнее вас.

7. Учитель: Назовите самое выразительное высказывание о знаках препинания.

8. Записывается предложение К.Г.Паустовского, анализируется с точки зрения пунктуации:

«Знаки препинания – это нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.»

9. Выступление учеников по второму вопросу.

Учащиеся предлагают подобрать однокоренные слова к точке, запятой.

Приводят примеры, где названия знаков препинания входят во фразеологизмы.

- Можно ли отменить пунктуацию?

(Дети приводят примеры – истории о знаках препинания).

10. Учитель предлагает исправить ошибки:

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

В нашем селе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Рябчики говорят: «Охотники любят дремать на деревьях».

Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо.

11. – Прочитайте текст, данный в рукописи первой половины 15 века, его нужно «осовременить», расставляя знаки препинания:

Тоеосеникнязьсеменъдмитриевичъсуздальскийприидератьюкновъгородунижнемуаснимъцаревичентякьстысячьютатарълюдижезатворилисявъгороде

- Нужны нам знаки препинания?

12. Даётся сообщение по третьему вопросу.

Демонстрируют схемы знаков препинания, рассказывают, когда ставится тот или иной знак препинания.

13. Инсценируется отрывок из рассказа А.П.Чехова «Мыслитель».

14. – Прав ли Перекладин? В чём он прав?

15. Читается отрывок из рассказа А.П.Чехова «Восклицательный знак»

- Прав ли Яшкин, осудивший Меринова? Почему?

16. Сообщения по практическому заданию.

17. Итоговое задание.

Предложение записано на доске:

В тот день когда: доблестный Игорь ведущий? Войска из лесов и болот увидел что в поле где? Стояли враги поднялось! Зловещее облако пыли? Он сказал? Как? Сладко умереть за отчизну.

- Запишите предложение, правильно расставив знаки препинания.

Один ученик выполняет это задание у доски.

18. Заключение.

- Семинар закончен.

- Понравился ли урок? Почему?

- Чьи выступления запомнились, чем?

- Какую книгу вам захочется рассмотреть, полистать, почитать? Почему?

19. Домашнее задание: повторить схемы знаков препинания.

20. Выставляются оценки.
Уроки с игровой состязательной основой

Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием, поэтому относить их к какой-либо группе весьма сложно. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. У игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснениям (уроки-экспедиции, исследования).

Эта группа объединяет уроки нескольких типов. Организуя их, нужно учесть возрастные особенности школьников, удовлетворить их тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности. Эти уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.

Для игровых форм урока характерно:

- моделирование определенных видов практической деятельности;

- моделирование условий, в которых протекает деятельность;

- наличие ролей, их распределение между участниками игры;

- различие ролевых целей участников игры;

- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

- наличие общей цели игрового коллектива;

- групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.

Процесс игры способствует развитию учащихся, углублению и повышению оперативности знаний.

Урок углубления теоретических знаний, урок-исследование проводится по определенным темам, где углубление необходимо.

Включая ребят в активную исследовательскую деятельность на уроке-практикуме, нужно учитывать способности учащихся, их умение решать проблемные ситуации.
Литературный ринг

7 класс

Цель: систематизация и проверка знаний учащихся; развитие внимания, памяти; воспитание чувства любви к родной литературе, чувства коллективизма.

Оборудование: иллюстрации из произведений, портреты писателей, конверты с заданиями.

Ход урока

- Ребята, наш урок называется «Литературный ринг», поэтому он состоит их трёх раундов, как в настоящем соревновании на боксёрском ринге. Только соревноваться вам надо не в кулачном бою, а в литературных знаниях и начитанности.

Разминка

- Я проговорила про кулачный бой. Скажите, в каком произведении описывается кулачный бой? Почему? Кто выигрывает этот поединок? Какова концовка произведения?

- А теперь переходим к игре.

- В литературном ринге принимают участие 3 команды.

1-я команда_______________________________________

2-я команда_______________________________________

3-я команда_______________________________________

- Конечно, для того, чтобы оценить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи. Это :_________________________________________________________

- Послушайте условия игры: на обдумывание ответа командам даётся 1 минута, за плохое поведение снимается 2 бала.

- Итак, игра началась. (Команды представляются: название, девиз, эмблемы.)

Первый раунд

- Первый раунд мы посвящаем той области Литературии, отношение к которой у человека в жизни меняется. Это Поэзия. Ещё малышами мы слышали строки колыбельной песни. Став старше, мы сами учим стихи и читаем их тем, кто приходит в гости, на школьных праздниках, на уроке литературы.

1-е задание

- По последним рифмам отгадайте название стихотворения и автора, восстановите полностью четверостишия:

1 - команда 2 – команда 3 – команда

_____ кроет ______ каюсь я, _________ одинокий

_____ крутя ______ снова, _________ голубом.

_____ завоет, ___________ я _________ далёкой

_____ дитя. _______злого. _________ родной?

2-е задание

- В течении минуты подберите рифму к словам. Составьте небольшое стихотворение, используя слова, которые вам попались в конвертах :

ДЕНЬ ФУТБОЛ ОКУНЬ

3-е задание

- Соберите строчку из произведения, отгадайте его название, кто является автором? (Задание находится в конвертах)

Второй раунд

«Детектив»

- Детективы любят все. Кто не восхищался проницательностью сыщика-любителя Дюпона из рассказов Эдгара По, сметливость старушки миссис Марпл. Но мне кажется, что среди всех персонажей, обладающих способностью распутывать самые сложные преступления, наиболее популярен сыщик из произведения Конан Дойла. Назовите его. (Шерлок Холмс)

Ребята, вам на время придётся превратиться в сыщиков. Как вы помните, у каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил об интересующих его людях. Я этой картотекой попользовалась и хочу вас с некоторыми словесными портретами познакомить. Вы должны будете назвать литературного героя, кто автор произведения.

1 – задание

Фоторобот

1. «Настоящая казацкая папаха, чуб, торчащий на голове, длинные усы, суровый взгляд и постоянная его спутница – люлька».

2. «Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили её, то платочком, то серёжками.»

3. «Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счёт.»

4. «… человек в ситцевой рубахе и расстегнутой жилетке, золотых дел мастер…»

5. «На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с Чёрное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с чёрными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом.»

6. «Маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портках. На голове целая шапка давно уже нечёсаных, путаных волосах.»

2 – е задание

Особо важная личность

- В предыдущем задании вы определяли человека по описанию внешности, одежды, особым приметам, то следующее будет заключаться в том, чтобы распознать по фотографии. (Портреты писателей)

Третий раунд

Блиц – раунд

- Это быстрый раунд. Я буду задавать вопросы, отвечает тот, кто первым поднимет руку.

- «Есть ещё порох в пороховницах?»

- «Но что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»

- «Дураку закон не писан.»

- «Цуцык этакий…»

- «Терпи, казак, атаманом будешь!»

- «Я ему покажу кузькину мать!»

Распознавание произведений по иллюстрациям.

Домашнее задание (Инсценировка произведений 19 века)

Подведение итогов. Выставление оценок.
Сознание современного ученика не принимает привычного педагогического давления – ни прямой передачи «культурных» смыслов, ни убеждений по культурному образцу «это надо делать так, потому, что это – правильно». Жёсткая система управления уроком постепенно уступает место гибкой системе. Постепенно и содержание нашей деятельности перед уроком и во время его проведения наполняется не чужими, а нашими личными смыслами. Гибкость отношений учителя проявляется не столько во все увеличивающемся объёме всё более изощренных «технологий взаимодействий» с учениками, сколько в изменении своего личного отношения к организации и содержанию изучаемого материала.

Список используемой литературы

1. Карпушина Н.Нетрадиционная форма урока: замысел, организация, анализ [ Текст] / Н.Карпушина//- Первое сентября. – 1988. - №9. – С.15.

2. Кульневич С.В. Современный урок. Часть 2.[ Текст ]/ С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – М.: Изд-во «Учитель», 2005. – 288с.

3. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы.[ Текст] / Автор – сост. Н.О.Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2003. – 92с.

4. Подласый И.П. Педагогика.[ Текст] : учеб.пособие для вузов / И.П.Подласый. – М.: ВЛАДОС – пресс, 2004. – 365с.

5. Фёдорова М.В. Уроки – семинары в системе изучения русского языка в школе. (5-9 классы) [Текст] : методическое пособие / М.В.Фёдорова. – Санкт – Петербург: Паритет, 2004. – 96с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск