Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 210.01 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.01.2014
Размер210.01 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Литература > Вопрос
ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

«Учительские находки»



1.

Название

Ты готов сделать свой выбор? (По рассказу Наталии Толстой «Выбор России».)

2.

Краткая аннотация

Данный урок является одним из заключительных этапов системы уроков, направленных на рецензирование художественных произведений.

Предшествующие этапы:

  • Система уроков, посвященных чтению произведений новейшей художественной русской литературы, состояла из ознакомления с российской историко-литературной ситуацией этого периода посредством лекций учителя, докладов учащихся, организации выставки новейшей художественной русской литературы, просмотра видеосюжетов, непосредственного углубленного чтения произведений

Л. Петрушевской («Время ночь»), Л. Улицкой

(«Веселые похороны»), Т. Толстой («На золотом крыльце сидели»), Н. Толстой («Выбор России»).

  • Система уроков по теоретическому (лекции-беседы) и практическому (творческие работы и их анализ и редактирование) сопоставлению жанров ЭССЕ и РЕЦЕНЗИИ. Целью этих уроков явилась необходимость внести ясность в представление учащихся о своеобразии

каждого из этих жанров.

ЕГЭ по русскому языку потребовал привлечь еще большее внимание к интерпретации художественных и публицистических произведений. В ходе уроков было показано, что рецензия – это академический, подчиняющийся более закрепленным канонам жанр, нежели эссе, которое в большой степени служит и самовыражению эссеиста, его субъективного мнения, субъективных ощущений. Вследствие этого сочинение в рамках ЕГЭ по своему жанровому своеобразию ближе к эссе.

Для лучшего понимания сходства жанров и их различия наряду с эссе было написано и несколько рецензий.



3.

Учебный предмет

Литература

4.

Уровень образования школьников

Одиннадцатый класс средней общеобразовательной школы

5.

Форма учебной работы

Классно-урочная и факультативная


-2-
6. ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ
Предшествующее домашнее задание

1. Прочитать рассказ Наталии Никитичны Толстой «Выбор России» и подготовиться к устной интерпретации по вопросам:

  • Какое впечатление оставил рассказ? ( Интересно ли содержание? Волнует ли

оно? Передать содержание.)

  • Каков авторский замысел произведения?

  • Какова сюжетно-композиционная организация рассказа и, соответственно, ее роль в раскрытии авторского замысла?

  • Какие персонажи населяют художественное пространство рассказа? Какую роль играет система персонажей в раскрытии авторского замысла?

  • Какие ассоциации у читателя вызывает произведение? Какие художественные особенности, средства выразительности способствуют созданию этих ассоциаций, а значит – проникновению в авторский замысел?

  • Какая лексика обнажает авторскую мысль, т.е. подтекст рассказа?

  • Какова проблематика произведения?

  • Можно ли, исходя из художественной организации рассказа, говорить об авторской нравственной позиции?

  • Какие вопросы, в соответствии с проблематикой произведения, мы вместе с автором могли бы задать каждый себе и друг другу?

  • Ты готов сделать свой выбор? Каков он? Мотивация выбора? (Выход на дискуссию по актуальным проблемам современности.)

2. Желающие могут в соответствии с темой урока, сюжетом, проблематикой и художественным миром рассказа сделать фотографии окружающей современности или принести готовые, сопроводив фотографии подписями, а также иллюстрировать художественный мир произведения собственными рисунками, сопроводив рисунки цитатами из рассказа.

3. Желающие могут сделать компьютерную презентацию своих работ.
Последующее домашнее задание

Написать сочинение по рассказу в жанре рецензии.

(Примечание для коллег: после проверки рецензий – факультативные занятия по

редактированию работ.)
Реквизиты урока

  • Выставка новейшей русской художественной литературы.

  • Выставка литературоведческого и критического материала по новейшей русской художественной литературе.

(Примечание для коллег: литературоведческого и критического материала по творчеству Наталии Толстой мною не найдено.)

  • Выставка фотографий.

  • Выставка иллюстраций.


Используемое оборудование

  • Компьютер и прочее оборудование для проецирования презентаций на большой экран.

Форма урока - беседа по вопросам – с выходом на дискуссию о современности (показ

презентаций).

-3-


Мотивация выбора художественного произведения и форм работы


  • Творчество Н. Толстой своеобразно по стилистике, интересно своей проблематикой, актуально (в частности, рассказ «Выбор России»).

  • Учитывая массовое снижение интереса к чтению среди старшеклассников, загруженность выпускников, я надеялась привлечь к чтению и истолкованию малой формы, рассказа о нашей современности, с тем чтобы стимулировать дальнейшее чтение и в этой связи – пробуждать самосознание, формировать

нравственную и гражданскую позиции молодого поколения.

  • Развитие навыков самостоятельной интерпретации художественного произведения.


Цели урока


  • Обучающие:

- развивать читательское мастерство проникновения в ткань художественного

произведения;

- развивать и совершенствовать культуру устной речи и коммуникативные навыки;

- развивать культуру письменной речи.

  • Нравственные:

- способствовать проявлению лучших качеств личности: сопереживание,

сочувствие, духовность, самосознание.

  • Адаптационные:

- способствовать самореализации старшеклассников в социуме через становление

нравственной позиции и гражданственности.


Виды работы на уроке


  • Сообщение учащегося о Н. Толстой (краткая биографическая справка).

  • Беседа.

  • Дискуссия, сопровождаемая просмотром презентаций.


Использованная литература


  • Толстая Т.Н., Толстая Н.Н. // Сёстры: Сборник. – М.: Подкова, 1998. – 400с.

  • Лихачев Д.С. // Внутренний мир художественного произведения: Вопросы литературы, 1968. - №8. – С.79

  • Хализев В.Е. // Теория литературы. – ГУП издательство «Высшая школа», 1999

-4-
В помощь коллегам, проявившим интерес к моей разработке, публикую здесь рассказ Наталии Толстой согласно реквизитам издания.


ВЫБОР РОССИИ

Светлана работала библиографом в центральной библиотеке, сидела в углу за столиком. До этого три года оттрубила в новых поступлениях. Дальнозоркий взгляд читателя, оторвавшегося от ученых записок, блуждая по стеллажам, натыкался на Светлану, но не задерживался на ней. Худенькая, бесцветная, незамужняя.

Жила Светлана с мамой в очень тесной, но своей, своей однокомнатной квартире. Семьи в таких условиях не создать, но ведь и мама не вечна… Один блондин, с утра до вечера торчавший в читальном зале, нравился ей, но он никогда не обращался к библиографу – сам знал, что брать и где. Подходили в основном пишущие диссертацию. Светлана могла бы написать научную работу «Психологические типы любителей ученых степеней». Про молодых соискателей она думала так: только институт физкультуры окончил, а уже строчит про роль замаха при броске по кольцу, чертит диаграммы. Встретишь такого в лесу – испугаешься: чистый гамадрил. А ведь защитит. И профессором станет.

Пожилой тоже не встречал у Светланы сочувствия: туда же, спохватился. Раньше надо было думать. «Гипербола в лирике Лучезара Пипкова». Кто сегодня про это читает? Только сам Пипков, сидя на Солнечном берегу и потягивая «Монастырскую избу».

С заведующим межбиблиотечным абонементом Долинским Светлана столкнулась в комнате для курения.

- Что вы, Юрий Зиновьевич, такой невеселый?

- Ох, Светлана, я на пределе, валюсь с ног: баллотируюсь в местное самоуправление.

- Господь с вами. Зачем вам это нужно?

- Значит, нужно. Вы бы не иронизировали, а помогли. Мне нужен наблюдатель в избирательную комиссию.

- За кем наблюдать?

- Чтоб без подтасовок, без жульничества, особенно когда будут подсчитывать результаты.

- Неужели подтасовывают?

- Вы как маленькая. Не будьте наивной. Ну как, поможете? Вам заплатят.

- А что, приду. Мать честная, так это же послезавтра!

На избирательный участок Светлана пришла в десять утра, предъявила бумагу с печатью, села на стул и начала наблюдать.

Стать депутатами могли пять человек, а хотели – восемнадцать. На столах лежали брошюрки с жизнеописаниями кандидатов и с их фотографиями.
-5-

Глазычев Даниил Степанович

Прошел путь от продавца до директора магазина секонд хэнд «Второе дыхание». Женат, дочурка Женевьева ходит в детский садик.

Предвыборная программа:

- добиться озеленения мест для выгула собак;

- переоборудовать чердаки в клубы для ветеранов, имеющих хобби, подвалы – в спортзалы для подростков, состоящих на учете.

Грызодуб Наталия Никитична

В шестнадцать лет, когда враг стоял у ворот любимого города, с оружием в руках ушла в лужские леса. По возвращении в Ленинград поднимала город из руин, восстанавливала хозяйство.

Не создав своей семьи, все силы и умение отдает работе в Совете ветеранов жилконторы. В настоящее время работает в регистратуре стоматологической поликлиники.

Предвыборная программа:

- бороться за раздельный сбор мусора из мусорных баков;

- на лестничных площадках оборудовать места для отдыха жильцов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Дальше шли истории жизни Мамкина, Горбоконя, Заливайко, Хряпикова, Фастфудова, Штейнлухта… А вот и наш!


Долинский Юрий Зиновьевич

Родился в 1953 году. Заочно окончив Герценовский институт, связал свою судьбу с межбиблиотечным обменом. Свободное время отдает литературному творчеству. Один из авторов поэтического сборника «Краски Предальпья». Разведен. Воспитывает сыновей-близнецов.

Девиз Юрия Зиновьевича:

- меньше слов, больше дела;

- вернуть району книгоношу;

- do ut des. *

- Да, подумала Светлана, не густо. С таким багажом не победить. И латынь не спасет, наоборот, она-то и погубит. Другие биографии она читать не стала, по лицам и так все видно. У кандидата Мамкина бородка и очки, а все равно понятно, что дурак. Хряпиков лыс, как колено, но смотрит игриво, наверно, балагур: жена свинину натушит, подаст на стол, а он подтрунивает, шутки шутит.

После получасового безлюдья в дверях показался старичок с палкой. Члены комиссии заулыбались.

* Даю (тебе), чтобы (ты) дал (мне). Лат.

-6-


- Дедушка, какой у вас адрес? Загородный проспект? Это ко мне.

- Пенсии мало, - вздохнул дедушка, доставая паспорт.

- Урна вон там. Пометьте, кто вам понравился, и опускайте. Паспорт смотрите не бросьте.

- Старичок прошаркал к урне и с третьей попытки пропихнул бумагу в прорезь.

- Пенсии мало, - снова обратился он к окружающим. – Прибавили бы.

- Отец, выход здесь, - подсказал милиционер.

Старика развернули и подвели к выходу. И опять наступила тишина. Сидеть стало холодно, делать абсолютно нечего. Избиратель не шел. Вдруг Светлана заметила какое-то движение. Появилась еще одна урна, моток бечевки и некий Петр Васильевич. Светлане показалось, что он только что выпил и закусил.

- Наблюдатели, два человека. Кто пойдет по квартирам с Петром Васильевичем?

Кроме Светланы, идти вызвалась Люба, наблюдатель от кандидата Хряпикова. Люба была молодая тетка с бюстом такого размера, на который готового лифчика не купишь, надо шить на заказ. Она была любительница рассказывать первому встречному про то, что никому, кроме нее самой, неинтересно. Как только вышли на улицу, Люба затараторила:

- У нас кот забрался на шкаф, уши прижал, прыгнул и попал прямо в горшок, - свекор ночью сходил, а вынести горшок не успел. Мы так смеялись. Анжела, дочка, говорит: зачем кот на шкаф залез? Рудик, сын: от тебя прячется. Мы с мужем смеемся, а кот опять на шкаф лезет. Анжела, дочка, сердится, Рудик, сын, дразнится, свекор тряпку ищет, лужу подтереть. Мы так смеялись…

Если она не заткнется, думала Светлана, я толкну ее в сугроб и убегу проходными дворами.

- Пришли, - сказал Петр Васильевич, заглядывая в список. – Шестой этаж, Габуния Рута Вахтанговна, девяносто два года.

За шкафом, на высокой постели лежала бесплотная женщина с синими губами. Петр Васильевич поставил урну перед одром. Светлана и Люба встали у притолоки.

- Рута Вахтанговна, вы можете выбрать не более пяти кандидатов или проголосовать против всех. Это ваше право.

- Прочтите мне список, - прошелестела женщина, не открывая глаз. – Спасибо. Штейнлухта. Только Штейнлухта. Одного. А теперь идите, я устала.

- Следующая избирательница жила в квартире с коридором, уходящим за горизонт. Из комнат выглянули соседки, иронично улыбаясь.

- Ольга Михайловна, к вам! Идите голосовать.

- Из дальней двери показалась бабушка в валенках и коротком халатике с пояском. Поясок был от другого халата, предыдущего. Держась одной рукой за стену, она приближалась, прижав к груди паспорт.

- Деточки мои, я слепая, ничего не вижу. Отметьте за меня, кого надо.

- Не имеем права. Вы избиратель, не мы.

- Лидочка, - позвала слепая соседку, - иди отметь. Люди-то все хорошие, всех бы выбрала.

Лидочка поставила закорючку, нарочно не читая фамилий, и тут же ушла к себе.

Старушка развернулась, опять оперлась о стену и тут же ушла за горизонт до следующих выборов.

В квартире на Рубинштейна долго не открывали. Потом показалась голова женщины.

- Вы насчет выборов? Вряд ли у вас получится. Галина в запое.

- А нам Галина не нужна. У нас заявка от Иванова Виктора Сергеевича.

- Ну-ну, попробуйте.

-7-

Виктор Сергеевич лежал на матрасе без постельного белья. Соседка успела сообщить, что Иванов парализован уже четыре года и с постели не встает. Он смотрел в потолок, закинув руки за голову. На вид ему было лет пятьдесят. Посреди комнаты, расставив ноги, сидела женщина. Иногда она икала, а икнув, бормотала: «Ой, мамочки». Пахло мочой. На полу валялись сморщенные маринованные помидоры, из-под трехстворчатого шкафа высовывалась пустая бутылка. На табуретке стояла сковородка с макаронами, сваренными еще до запоя.

- Товарищи, - Иванов повернул голову, - подайте палку. Вон, у окна.

Петр Васильевич, осторожно обойдя Галину, взял палку и протянул ее Виктору Сергеевичу. Тот приподнялся, прицелился и швырнул палку в супругу.

- Убью суку, - прошептал он, откидываясь на подушки.

Женщина поднялась на четвереньки, но пришедшие больше не обращали на нее внимания.

- Виктор Сергеевич, не волнуйтесь. Вы имеете право выбрать пять кандидатов из восемнадцати, а можете проголосовать против всех.

- Я за Долинского голосую, - предупредил Виктор Сергеевич.

Он был совершенно спокоен, как будто это не он только что хотел пришибить пьяную женщину. Протолкнув бюллетень в щель, он повернулся к урне спиной и натянул одеяло на голову.

Следующей была супружеская пара на седьмом этаже.

- Лифт уже второй год не работает, - с уважением сказала избирательница, открыв дверь. Ее муж добродушно закивал из кресла гостям, как только Петр Васильевич ввалился в их узкую комнату. Оба супруга – она круглая, он высохший – по очереди извинялись, что побеспокоили занятых людей.

- Вы уж не обижайтесь, что мы вас позвали. У мужа рак легкого, я тоже инвалид первой группы. Раз в неделю выйду за продуктами, потом полдня отдышаться не могу.

Комната была не больше десяти метров. Всюду: на шкафу, на подоконнике, под кроватью – лежали продукты: подсолнечное масло, сахарный песок, греча-продел и греча-ядрица. Между окон – маргарин «Рама» и дрожжи. За окном, головой вниз, ногами вверх, курица. На кухне ничего оставить нельзя, а холодильник сломан.

- Витя, голосуй первый, - сказала жена.

- Первый так первый, - согласился муж. – Все равно без толку. Как их выберут, тут же все обещания побоку. Будут себе карманы набивать.

- Витя, не болтай, а то заберут тебя за длинный язык.

- От вас зависит. Кого выберете, с того и спрашивать будете, - дежурно откликнулся Петр Васильевич, подхватывая урну.

В коридоре Светлана и Люба чуть не сшибли мальчика, неслышно подъехавшего на трехколесном велосипеде.

- Что ты там под ногами крутишься? – крикнула невидимая мать.

Мальчик, не отрывая взгляда от чужих, уехал вглубь квартиры задним ходом.

Больше заявок о голосовании на дому не было, и Светлана пошла домой обедать. Юрий Зиновьевич очень просил быть к десяти вечера, когда начнут считать бюллетени.

Наконец избирательный участок закрыли для посетителей. Остались только члены комиссии и наблюдатели. У Светланы от праздного утреннего любопытства – пройтись по чужим квартирам – не осталось и следа. Хотелось только, чтобы Долинский все-таки победил и поставил во дворе у Пяти углов лавочку. Об этом просила одна бабушка из комнаты с печным отоплением.

Бюллетени считали, пересчитывали, сбивались. В отдельную кучку отложили штук сорок листков.

-8-

- А это что? – проявила бдительность Светлана.

- Это испорченные, с надписями. Прочитать?

- Не надо. А есть инструкция, какой бюллетень считается испорченным?

- Если крестик, или нолик, или любая пометка не вышла за рамку квадратика, то всё в порядке.

- А как там у Долинского?

- Сейчас посмотрим. Вот тут, в одном экземпляре, написано «иудей», а в другом, извините, - «засранец».

- За рамку не вышло?

- Нет. Аккуратненько написали. Уложились. Плюсуем к голосам.

Когда Светлана садилась в полночный автобус, она уже знала, что на ее участке Долинский прошел с минимальным перевесом. И никак не отвязаться было от мысли, что его судьбу решили те два бюллетеня, два заветных слова, крик души неизвестных избирателей.
1998
ХОД УРОКА


  1. Вступительное слово учителя

Выбор…

Мы делаем свой выбор ежедневно. Незначительный. Взять зонтик или не брать? Фундаментальный. Какую выбрать жизненную дорогу: профессию, спутника жизни, социальную форму дня сегодняшнего и будущего?

Я очень надеюсь, уважаемые одиннадцатиклассники, что общение с книгой, с художественной литературой, в какой-то мере помогает вам делать тот или иной выбор.

Сегодня мы с вами попытаемся прочитать еще одно произведение новейшей художественной литературы, рассказ Наталии Никитичны Толстой «Выбор России».

Но сначала – краткая биографическая и творческая справка.


  1. Сообщение ученика

Наталия Толстая – кандидат филологических наук, доцент кафедры

скандинавской филологии Санкт-Петербургского университета. Преподает

шведский язык. Она лауреат литературной премии имени Сергея Довлатова.

По отцовской линии – внучка писателя Алексея Николаевича Толстого и

поэтессы Н.В. Крандиевской.

Рассказы Н.Толстой – о трагической судьбе «маленького человека», нашего

современника, жителя коммуналки, о его личной и социальной неустроенности.

Трагизм в том, что безысходность становится нормой жизни то ли из-за

изуродованности сознания многих обывателей, то ли по причине непреодолимости

социальных препятствий, то ли по слиянности обеих причин в плотную массу.

Сюжеты и конфликты – повседневно-будничные, взятые из городской уличной,

домашней и учрежденческой обыдещины.

Н.Толстая пишет короткие рассказы, но их узкие рамки вмещают большой

жизненный материал. Глубокий подтекст произведений позволяет увидеть

авторскую позицию.
-9-
3. Беседа

(Пояснение: чтобы избежать дублирования результатов беседы и рецензии по

рассказу как цели следующего урока, беседа дается в форме тезисов.)


  • Какое впечатление оставил рассказ?

Злободневный, волнующий своей проблематикой. Показаны близкие каждому реалии будничной социальной действительности и нравственного состояния общества.

  • Каков авторский замысел произведения?

Привлечь внимание читателя к болевым точкам современности, разбудить самосознание, растормошить душу, выработать гражданскую позицию.

  • Какова сюжетно-композиционная организация рассказа и ее роль в раскрытии авторского замысла?

Сюжет основан на показе предвыборной кампании, когда члены избирательной

комиссии на дому собирают голоса «маленьких людей», не имеющих физических

возможностей проголосовать на избирательном участке, но верящих в законность

и надеющихся быть услышанными властьпридержащими.

Узость временных и пространственных границ рассказа имеет смысл типизации

действительности: частное указывает на повсеместное.

  • Какие персонажи населяют художественное пространство рассказа? Роль системы персонажей в раскрытии авторского замысла?

Небольшое жанровое пространство рассказа вмещает довольно много

персонажей: это кандидаты в депутаты, как появляющиеся на страницах

произведения, так и представленные от имени их предвыборных программ, это

члены избирательной комиссии, это жители городских многоэтажек, нынешние

и будущие избиратели (мальчонка на велосипеде).

Такая организация системы персонажей обостряет читательские чувства, дает

импульс к осмыслению символики названия рассказа, создает обобщенный портрет

поколения.

  • Какие ассоциации у читателя вызывает произведение? Какие художественные особенности, средства выразительности способствуют созданию этих ассоциаций, а значит – проникновению в авторский замысел?

Художественная манера Н.Толстой направлена на работу ассоциативного

мышления у читателя. Автор создает образы-символы различными средствами

выразительности: символикой названия произведения; портретными штрихами

внешнего облика и внутреннего состояния персонажей; поэтикой имени

(«Светлана», «Женевьева», «Анджела», «Рудик» и прочие); лексическими

повторами («уходить за горизонт»); тропами («лыс, как колено» -

сравнение; «прошелестела женщина» - метафора, «сугроб» - здесь, в контексте

авторской мысли, - метафора); особенностями прямой и несобственно-прямой

речи персонажей, геометрическими аналогиями (чердаки, подвалы, клетки лифтов,

прорезь урны, узкие коридоры и коммунальные комнаты); особенностями вещного

мира (за окном висела «головой вниз, ногами вверх, курица»).

  • Какая лексика обнажает авторскую мысль, т.е. подтекст рассказа?

Канцеляризмы («предъявила бумагу с печатью», «инструкция», «бюллетень»);

вульгаризмы («блондин…с утра до вечера торчавший в читальном зале», «дурак»,

«молодая тетка»); сленг («секонд хэнд»); контекстуальная многозначность («одр», «урна», «сугроб») в сочетании с нейтральной лексикой делают более яркими как отдельные судьбы и характеры, так и портрет поколения в целом.
-10-



  • Какова проблематика произведения?

Проблемы социально-экономического, гражданского и нравственного выбора.


  • Можно ли, исходя из художественной организации рассказа, говорить об авторской нравственной позиции?

Авторская нравственная позиция выражена опосредованно. Читатель, знакомый с реалиями нашей действительности рубежа двадцатого века, может отметить протестные мотивы рассказа. Они – в сюжетно-композиционной организации

произведения, в системе персонажей (в основном показаны униженные, социально незащищенные «маленькие люди»), в символико-ассоциативной ткани рассказа,

в его проблематике.

Автор-гражданин побуждает читателя к размышлениям о сегодняшней жизни современной России и о ее будущем.


  • Какие вопросы, в соответствии с проблематикой произведения, мы вместе с автором могли бы задать каждый себе и друг другу?

Есть ли выбор у «маленького человека»?

Есть ли выбор у России?

Кто выберет Россию?

Какую Россию ты выбираешь?

Кого выберет Россия?

Ты готов сделать свой выбор?
4. Дискуссия о современности (по названным вопросам)азаны униженные, неные, незащи- незащи-

е мотивы рассказа.

ОПЫТ РЕЦЕНЗИИ
Первый импульс к тому, чтобы высказать свое мнение по поводу рассказа Наталии Толстой «Выбор России», мне дало восприятие рассказа как очень злободневного, «горячего». При последующих прочтениях стало понятно, насколько интересен художественный мир произведения.

Созданный в 1998 году, рассказ стал откликом писателя на социально-экономическое состояние России на пороге 21 века. Нельзя не заметить, что это небольшое по объему произведение обнажает и глубокие нравственные проблемы российского общества.

Гражданственная позиция нашего современника Н.Толстой (1943 – год рождения

писателя) имеет глубокие корни. Внучка А.Н. Толстого по отцовской линии, по материнской - внучка М.Л.Лозинского, она приняла в наследство не столько громкие имена, сколько (и это самое главное) культурные традиции, завет своей бабушки Т.Б.Лозинской: «Долг гражданина – помочь товарищу в беде».

«Выбор России», в отличие от многих рассказов Н.Толстой («Не называя фамилий», «Быть как все», «Школа» - перечень можно продолжить), не представляется автобиогра-

фичным, но по стилистике он, «отражая мир действительности в своих творческих ракурсах», вписывается в ряд художественной документалистики писателя.

Сюжет таков: Светлана, библиограф центральной библиотеки одного города, получила приглашение от заведующего межбиблиотечным абонементом Юрия Зиновьевича Долинского, баллотировавшегося в местное самоуправление, в день выборов быть

-11-

наблюдателем в избирательной комиссии, что она и делает. Сначала – на избирательном участке, потом – вместе с «неким» Петром Васильевичем и Любой она «собирает голоса» немощных граждан, побывав у них дома. День завершается работой в счетной комиссии. При этом выясняется, что на ее участке «Долинский прошел с минимальным перевесом».

Если не считать экспозиционной части, знакомящей читателя с двумя персонажами, Светланой и Долинским, и являющейся завязкой коллизии, временные рамки рассказа ограничены одним днем (с 10 до 24 часов). Да и пространственный мир произведения не менее узок: избирательный участок – четыре квартиры – избирательный участок.

Такой монтаж материала обусловлен и жанром, и авторским замыслом, и творческой манерой писателя. Проза Н.Толстой немногословна, компактна, динамична. Здесь нет замедленных широких описаний, событийных подробностей из жизни действующих лиц – это обозначено пунктирно. Автора больше интересует психологическое состояние

людей, окружающая их обстановка, пространство жизни.

Геометрические аналогии городского рассказа «Выбор России» выражают авторскую позицию и создают у читателя соответствующие ассоциации. С первых же строк автор намеренно погружает нас в атмосферу удушья, скученности, безысходности, замкнутого пространства.

Это угол для работы библиографа Светланы (а работа требует отдельной, хорошо освещенной комнаты). «Худенькой, бесцветной, незамужней девушке» под тридцать, она живет с мамой в однокомнатной квартирке, но зато «своей, своей»! «Так ведь и мама не вечна…» Через несобственно-прямую речь Светланы слышим мы и крик болезненной радости, и голос дочерней безнравственности, безысходности.

Это предвыборные обещания кандидатов переоборудовать чердаки в клубы для ветеранов, а подвалы – в спортзалы для трудных подростков. (Неужто ветераны и обездоленные дети не достойны лучшего? – слышен авторский голос.)

Это коммуналки с «уходящими за горизонт» коридорами; узкие, совсем по-Достоевскому, комнаты-«пеналы», неработающие «клетки» лифтов, кровать-«одр» почти столетней старухи, да еще и в углу, за шкафом; тесная прорезь избирательной урны.

Безымянный город, зимний, холодный, с «сугробами» (это единственный и неслучайный штрих городского пейзажа: авторская мысль – в семантике корня), в интерпретации автора предстает как типизированный образ. Городская провинциальная Россия 1998 года…

Т.Толстая намеренно не показывает иных избирателей, другую Россию, Россию меньшинства. Она фокусирует взгляд читателя на гипертрофированном изображении убогой действительности большинства, чтобы заявить свою нравственную и гражданскую позицию. Нравственное здоровье и социальное благополучие общества в первую очередь определяется отношением к старости, к детству и материнству. Автор не делает прямых обобщений, но всей художественной организацией рассказа ведет к мысли о безнравственном, даже преступном состоянии общества.

Давно замечено, чем аморальнее и непробиваемее действительность, тем с большим сарказмом звучит голос писателя-гражданина. Это двойственный голос: в нем боль и гнев сочетаются с любовью, отчужденность – с причастностью. Причастностью этой жизни, этим людям.

Небольшой рассказ густо населен образами российских обывателей, «маленьких людей» разных возрастов и устремлений: от мальчонки, нового жителя старой коммуналки – до 92-летней старухи; от алкоголички – до кандидата в местное самоуправление Долинского.


-12-


Каждый характер персонифицирован или отдельными портретными штрихами, или красноречивыми художественными деталями, или окружающим людей вещным миром, или особенностями речи персонажей, или поэтикой имени. Но, объединенные авторской позицией в систему образов, они создают обобщенный портрет «маленького человека» России конца 20 века. Это печальное зрелище человеческой злобы и подозрительности, снобизма и откровенной глупости, агрессивной и пассивной беззащитности, напуганности на много поколений вперед.

Одной из иллюстраций этого облика является всегда недобрый взгляд библиографа Светланы, который клеймит даже незнакомых людей: этот «гамадрил», а тот «дурак», этот «лыс как колено», а та «молодая тетка с бюстом необъятных размеров».

Жалость вызывают униженные, привыкшие уповать на доброго дядю, доверчивые и недоверчивые старики. Реплика бабушки: «Деточки мои, я слепая, ничего не вижу. Отметьте за меня, кого надо…» - вырастает в образ-символ гражданской и моральной слепоты.

А «кого надо» этим слепым, престарелым, парализованным, пораженным раком, спившимся, инвалидам – эти отверженным, этим париям общества? И что представляет из себя это общество?

«Кого надо» молодым?

«Кого надо» России?

Россия незащищенного человека предстает в символических образах: урна с узкой прорезью, где тонут пожелания избирателей, благие намерения кандидатов, людские судьбы; коридор, «уходящий за горизонт» и все-таки ведущий в тупик. Именно туда уходят «до следующих выборов» теперь уже никому не нужные «маленькие люди».

Ю.З. Долинский с минимальным перевесом голосов стал депутатом не потому, что избиратели поверили в него, и не потому, что его предвыборные обещания выгодно отличались от других посулов. Дело решили «два заветных слова, крик души неизвестных избирателей» - «иудей» и, простите, «засранец». Но самое-самое главное в том, что эти пропитанные ненавистью слова «аккуратненько» вписались в рамки квадратиков.

Какой авторский сарказм!

Такой финал рассказа, соотнесенный с символичным названием «Выбор России», стал органичной вершиной художественно выраженной авторской мысли, показав пафос любви к своей стране. Невозможно не провести аналогию с классическими строчками: «Люблю отчизну я, но странною любовью…»
Так есть ли выбор у «маленького человека»?

Есть ли выбор у России?

Кто выберет Россию?

Кого выберет Россия?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск