«российский государственный педагогический университет им. а. и. герцена»
ПРОГРАММА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
по направлению
050300.62 Филологическое образование
профиль «Русский язык как неродной и литература»
Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утверждено на заседании кафедры
межкультурной коммуникации
Протокол № 10 от 02.04.2012 г.
Зав. кафедрой
Лысакова И.П. ________________
|
| Утверждено на заседании Совета
филологического факультета
РГПУ им. А.И. Герцена
Протокол № 8 от 17.04.2012 г.
Председатель Совета
Шубина Н.Л. _________________
|
Курс
| 4
| Семестр
| 8
| Формы обучения
| заочная
| Количество недель
| 4
| Форма отчетности
| зачёт
|
Требования к организации педагогической практики (извлечение из ГОС по направлению «540300 Филологическое образование»; номер гос. регистрации 722 пед/бак (новый):
Учебно-исследовательская практика проводится на базе образовательного и начуно-исследовательского учреждения, в котором преподаются профильные дисциплины филологического направления. В ходе практики студентам предоставляется возможность сбора экспериментальных данных по заранее сформулированной программе исследования, связанной с определённым аспектом изучения процесса овладения обучающимися содержанием профильных дисциплин направления. По итогам практики студентом представляется отчёт, в котором фиксируются полученные экспериментальные данные и результаты их обработки. Цель учебно-исследовательской практики: овладение навыками и умениями организации педагогической деятельности в поликультурной школе.
Задачи учебно-исследовательской практики: 1) получение знаний об особенностях учебного процесса в полиэтнической школе в результате анализа деятельности учителя и поведения учеников на уроке; 2) формирование умений анализа коммуникативно-речевой ситуации в школьном полиэтническом коллективе: выявление потенциальных инофонов; анализ учебного дискурса; анализ лексическо-грамматического наполнения учебника по предмету; анализ средств обучения с точки зрения диалога культур. Основные понятия дисциплины: русский язык как неродной, русский язык как иностранный, инофон, поликультурная школа, язык этнической самоидентификации, язык обучения, языковая интерференция, языковая транспозиция, толерантность, социально-языковая депривация.
Основное содержание учебно-исследовательской практики:
Исследовательская работа
Анкетирование и тестирование учащихся – потенциальных инофонов с использованием тестовых методик, разработанных для школьного профиля методикой обучения русскому языку как иностранному (О.Н.Каленкова, Т.Л.Феоктистова), и выявление на этой основе учащихся-инофонов.
Аналитическая работа
Анализ типичных ошибок, выявленных у учащихся-инофонов на основе изучения их устных ответов на уроках и письменных работ. Составление картотеки ошибок.
Практическая работа
Посещение не менее шести любых уроков (любой предмет) с целью анализа коммуникативно-речевой ситуации на уроке и анализа средств обучения.
Проектная работа
Обязательная работа: анализ средства обучения
Дополнительная работа (дополнительный модуль – на выбор): разработка
методического сопровождения к одному из посещённых уроков, ориентированного на инофонов
лексико-грамматического комментария к тексту урока;
лингвострановедческого комментария к тексту урока;
системы дополнительных упражнений;
переформулирование системы заданий и т.д.
Организация итоговой аттестации (с критериями оценивания):
Осуществляется в форме зачёта.
Критерии оценивания см. Приложение 1, Технологическая карта учебно-исследовательской практики.
Формы отчёта:
Аналитический отчёт (см. Приложение 2, Аналитический отчёт)
Защита отчёта и его презентация.
Организация самостоятельной работы:
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература:
Маслова Ю.А. Педагогическая практика в школе: технологии оргпнизации исследовательской деятельности: Методическое пособие для студентов. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2010.
Маслова Ю.А. Технологии оргпнизации научно-исследовательской работы учителя. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2010.
б) дополнительная литература:
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2009.
Аналитические материалы по вопросам организации обучения детей-мигрантов в Санкт-Петербурге // Сайт комитета по образованию. Доступ http://k-obr.spb.ru/
Бережнова Л.Н. Этническое самосознание как основа реализации межкультурной и межэтнической коммуникации // Русский язык как неродной – путь к жизненному и профессиональному успеху: Материалы Круглого стола РОПРЯЛ / РГПУ им. А.И. Герцена; 27.01.2006 г. – СПб., 2006. – С.80-83.
Быстрова Е. А. Диалог культур на уроках русского языка: Пособие по развитию речи учащихся 7–9 классов общеобразовательных школ. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. – 144 с.
Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В. Русский язык: от ступени к ступени. Комплект учебных пособий для детей младшего и среднего школьного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком (в 3 ч.). Части 1, 2, 3. М.: Издательский дом «Этносфера», ОАО «Московский учебник», 2007.
Каленкова О. Н. «Уроки русской речи» для детей-инофонов младшего школьного возраста // Русистика и современность: Материалы XIY международной научно-практической конференции. 29 сентября – 1 октября 2011. Т. 2. Методика преподавания русского языка как иностранного и обучение русскому языку как неродному в поликультурной среде. – СПб., 2012. – С. 261–265.
Каленкова О.Н., Фектистова Т.Л. Методические материалы для тестирования детей-инофонов по русскому языку. – М.: Изд.дом «Этносфера», 2009. – 78 с.
Кочнева С. В., Уша Т. Ю. Формы и средства педагогической поддержки детей-инофонов (из опыта работы) // Русистика и современность: Материалы XIY международной научно-практической конференции. 29 сентября – 1 октября 2011. Т. 2. Методика преподавания русского языка как иностранного и обучение русскому языку как неродному в поликультурной среде. – СПб., 2012. – С. 338–345.
«О реализации Программы интеграции детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду и их социально-культурной адаптации к условиям столичного мегаполиса»: Приказ Департамента образования г. Москвы от 30.06.2006 г. № 402. Доступ www.alppp.ru/.../prikaz-departamenta-obrazovanija-g--moskvy
Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа “Толерантность”) : Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 сентября 2010 года N 1256 . Доступ // http://dmrecord.ru/index.php/tolerance
в) электронно-библиотечные системы (ЭБС):
№ п/п
| Дисциплина
| Ссылка на информационный ресурс
| Наименование разработки в электронной форме
| Доступность
|
| Учебно-исследова-тельская
практика
| http://ibooks.ru/
| Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов
| Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
| http://www.iprbookshop.ru/
| Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов
| Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
| http://www.biblioclub.ru
| Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн
| Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
| http://e.lanbook.com
| Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань»
| Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Лекционные занятия: НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
Практические занятия: НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
Лабораторные работы НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
Разработчик:
|
| Доцент; канд.филол.наук, доцент
|
|
|
| Уша Т.Ю.
| Приложение 1 Технологическая карта учебно-исследовательской практики
Смежные дисциплины по учебному плану:Технологии методики обучения, современный русский язык, этнолингвистика, компьютерная лингводидактика, лингвострановедение, религиоведение
| ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам)Ожидаемый результат
| Задание по проверке качества знаний
| Аудит. или внеаудит.,
сам. работа
| Мин к-во бал.
| Макс к-во бал.
| 1. Знает и понимает основные понятия курса «Технологии методики обучения»
2. Знает и понимает основные понятия курса «Современный русский язык»»
3. Знает принципы организации лексического минимума по РКИ из курса «Технологии методики обучения РКИ и РКН»
4. Умеет анализировать фонетические, лексические, грамматические ошибки инофонов
| Выявляется в ходе практики
| Внеаудиторная
|
|
|
|
|
| Итого:
| 0
| 0
| БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине)
| Задание по проверке качества знаний
| Аудит. или внеаудит.,
сам. работа
| Мин к-во бал.
| Макс кол-во бал.
|
|
|
| 10 - 30
5 - 15
5 - 15
5 - 15
5 - 15
| Знает тестовые методики, применяемые в обучении неродному языку
| Анкетирование и тестирование учащихся – потенциальных инофонов с использованием тестовых методик, разработанных для школьного профиля методикой обучения русскому языку как иностранному и выявление на этой основе учащихся-инофонов.
| Внеаудиторная
| Умеет анализировать
1) типичные ошибки, выявленные у учащихся-инофонов на основе изучения их устных ответов на уроках и письменных работ. 2) коммуникативно-речевую ситуацию (КРС) и педагогический дискурс (ПД) на уроке 3) средство обучения
| 1) письменный анализ ошибок в устных ответах и письменных работах инофонов; составление картотеки ошибок
2) заполнение бланка анализа КРС на уроке
3) заполнение бланка анализа средства обучения
| Самостоятельная
| Способен обобщать результаты наблюдений, делать выводы и предлагать приёмы оптимизации обучения детей-инофонов в полиэтнической школе
| 1. Выводы по результатам анализа в отчёте о практике
2.Выступление на заключительной конференции
| 1. Самостоятельная
2. Аудиторная
| Итого минимум:
| 30
| 90
| Всего с вводным модулем:
| 30
| 90
| ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ Ожидаемый результат
| Задание по проверке качества знаний
| Аудит. или внеаудит.,
сам. работа
| Мин кол-во бал
| Макс кол-во бал
| Разработка методического сопровождения к одному из посещённых уроков, ориентированного на инофонов
| лексико-грамматический комментарий к тексту урока; ИЛИ
лингвострановедческий комментарий к тексту урока; ИЛИ
система дополнительных упражнений; ИЛИ
переформулирование системы заданий и т.д.
| Самостоятельная
| 0
| 10
| Итого максимум:
| 30
| 100
| |