Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 99.48 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.02.2014
Размер99.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: Открытия русских землепроходцев в Азии
Тип урока: урок проблемно-диалогический с элементами исследования.
Цель урока: 1) познакомить с исследованиями русских землепроходцев и казаков в

Азии;

2) продолжить формирование умений работы с географическими картами и

другими источниками информации по теме;

3) продолжить воспитание патриотизма, любви к родному краю, Родине,

уважения к подвигу русских путешественников.
Оборудование: физическая карта мира, атласы, портреты путешественников, рабочая тетрадь.

Настенная «Физическая карта мира», значки: звездочки, стрелочки, кораблики – приготовить!

Опережающее задание: Группа исследователей готовит материал о путешествиях:

1. 1639г. - Ивана Москвитина

2. 1648г. – Федот Попов

- Семен Дежнев

3. XVIIвек – Владимир Атласов

- Василий Поярков (сам-но)

- Ерофей Хабаров (сам-но)

Краевед: О братьях Лаптевых

Толковый словарь: повторение терминов (Задание для слабого ученика)
Ход урока
I Создание проблемной ситуации 5-7минут
« А вы, русские, какое участие примите в этом широком движении, которое несет нас ко входу в новый мир? Что будут думать о вас? Какими великими доблестями щедро наделит вас история?»

Запись на интерактивной доске доске

Французский географ Элизе Реклю
- Как вы думаете, о каком широком движении говорит Реклю?

Я думаю, что здесь речь идет о новых открытиях или исследованиях. Они же несут нас в новый мир, мир знаний.

- Какие путешествия и открытия на территории России в средневековье вам уже известны?


Рассказ должен сопровождаться показом по контурной карте на интерактивной доске.

(Все остальные следят за ответом и повторяют по своим атласам)

Торговый путь «из варяг в греки». Он начинался в Балтийском море – р.Нева –Ладожское озеро – р.Волхов – оз. Ильмень – р.Ловать – волоком до р. Днепр – Черное море – через проливы и в Средиземное море.

Поморы плавали за рыбой и морским зверем по Белому и Баренцеву морю до архипелага Шпицберген и Новая Земля.

К востоку от Камы протянулись Уральские горы, которые в XVI веке перешли русские. Они достигли притока реки Оби-Иртыша.

И там они увидели тайгу, богатую пушным зверем.
* Постановка проблемного вопроса.

- Известно, что на юге России климат теплее, а русские путешествуют по северным морям.

Поэтому, какой у вас возникает вопрос?

- Почему русские путешествовали в Сибирь по северным морям и через устья северных рек?
Это и есть наш ключевой вопрос. Запишите его в карту урока.

* Давайте попробуем выдвинуть свои версии.

(Начинаются словами - Я считаю…!.)

Для этого я вам предлагаю воспользоваться физической картой России.

Версии записываем на доске. ( Ключевые слова.) Вторая часть доски пока пуста.


Версия

Подтверждение версии

1. Климат




2. Рельеф




3. Многолетняя мерзлота




4. Непроходимая тайга




5. Скорость продвижения больше




6. Географические карты




7. Добыча пушнины и др. ресурсов






1.Климат в прибрежных районах мягче, чем в центре Азии.

2. По физической карте видно, что в Сибири много гор, а они затрудняют

путешествия.

3.Многолетняя мерзлота

4. Непроходимая тайга……………………

5. Скорость больше. Быстрее плыть, чем пробираться пешком
* Определяем план совместных решений нашей проблемы: почему путешествовали по северным морям а не по южным, более теплым территориям Сибири. Что нам нужно, для этого?

(план записать на доске и в презентации) №4

  • Временная шкала и вопросы повторения, которые предлагает учебник.

  • Знакомство с географической картой.

  • Знакомство с исследованиями Сибири.



* О чём говорит временная шкала учебника?

(шкала в начале *18 на стр.194....XVII - XVIII века)

Повторение пройденного.

* Какие вопросы предлагают нам повторить?

( работа с учебником). Те, кому трудно будет вспомнить, можете открыть в учебнике страницу158 – 160.

Итак, первый вопрос…. (зачитывают дети!)
1. Какие горы лежат на границе Европы и Азии?

Открыли рабочую тетрадь и выполняем задание на стр. 68,

пользуясь физической картой России атласа, а один человек это задание выполнит на нашей волшебной доске.

( 1 человек выполняет эту работу на контурной карте интерактивной доски. Ученик ставит себе отметку сам. Учитель оценивает словом ). !

* Второй вопрос нашего повторения зачитываем.

2. Когда русские появились в Сибири? (в XVI веке перешли русские.)
* Повторите, пожалуйста, ключевой вопрос урока ещё раз.

(Почему русские путешествовали в Сибирь по северным морям и через устья северных рек?)
* А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Открытия русских землепроходцев в Азии

(Тему записываем в карту урока)
* Обратимся к нашему плану. Что вы скажите?


Iблок Знакомство с географической картой «Пути русских землепроходцев и казаков в Сибири» (записано на доске)
Для дальнейшей работы нам понадобится карта учебника на стр.195. (появляется на интерактивной доске)
* Кто желает это задание выполнить у доски?

(ученик рассказывает у доски: как называется карта, какие используются условные знаки и что они обозначают.)
- Может у кого-то есть какие дополнения или замечания по ответу?

(самооценка)


  • В условных обозначениях есть слово ОСТРОГИ.

Что оно означает? Стр. 194

Острог (сибирский) это тип оборонительного сооружения русских в Сибири и на Дальнем Востоке в конце XVI - XVIII вв.
Волок — перевал между водоразделами судоходных рек, через который тащили суда с сухим путём — «волоком».
- Запишите, пожалуйста, эти термины в карту урока !
* А теперь отправляемся в путешествия, чтобы найти доказательства или опровержения наших версий!
II –блок Походы по Средней и Восточной Сибири.
* Посмотрите ребята, как выглядели карты в то время. Эта карта города Братска того времени.


* Что вам напоминает эта карта?

Географические карты напоминали рисунки
* А теперь постарайтесь ответить на наш ключевой вопрос.

Почему русские путешествовали в Сибирь по северным морям и через устья северных рек?)
+ (Составление географических карт северных морей - это одна из причин путешествия по этим морям)

- Посмотрите, ребята, чья версия подтвердилась?

+ Молодцы, вы правильно сумели выдвинуть свою версию.
* Исследование Сибири, действительно, начиналось по северным морям и через устья сибирских рек.

Как же это происходило? Для этого давайте поработаем в группах с текстом учебника.
Работа в группах с текстом учебника (На экране план)

Работаем с планом и текстом учебника. Отобрать для ответа только то, что позволит дать ответ на наш ключевой вопрос.

I группа - Исследование Сибири по реке Енисей и притокам реки Оби Фрагмент инт. д.

Текст на стр. 194 – 195, карта учебника.

План. № 8

1. Когда происходило исследование?

2. Маршрут, по которому проходило исследование русскими, нужно показать по карте.

3. Особенности природы и занятие местных жителей. (Используйте карту природных зон атласа и иллюстрации)

4. Правильность, каких версий подтверждаете своими исследованиями.

Вывод. В нижнем течении природа суровая, очень короткое лето. В среднем течении уже тайга, которая состоит из густых зарослей хвойных деревьев. Через тайгу очень сложно пробираться. Это подтверждает некоторые выдвинутые нами версии(климат, непроходимая тайга, многолетняя мерзлота), которые позволяют дать ответ на наш главный вопрос урока:

! почему русские путешествовали в Сибирь по северным морям и через устья северных рек? Потому что….. более суровый климат на суше, непроходимая тайга, многолетняя мерзлота.

(самооценка работы)

- Чьи версии подтвердились? Молодцы.

II- группа – Исследования по реке Лена. Средне-Сибирское плоскогорье. Фрагмент инт. д.

Текст на стр. 195 (первый и второй абзацы и до В1638году…), карта учебника.
Вывод: Ещё более суровые зимы в бассейне реки Лены, потому что здесь климат более континентальный. Здесь намного холоднее, и леса более густые, труднее пробираться, плохая видимость.

Летом в Сибири очень много комаров и мошки, поэтому жители Сибири ждут, когда будут первые морозы, которые погубят насекомых.

Это подтверждает некоторые выдвинутые нами версии (климат, тайга, рельеф), которые позволяют дать ответ на наш главный вопрос урока:

! почему русские путешествовали в Сибирь по северным морям и через устья северных рек? Потому что…. здесь климат более континентальный и холоднее, леса более густые, труднее пробираться через них, плохая видимость, гористый рельеф местами.

Да и врагов по воде меньше, чем на суше. Ведь из Европы шли не только добывать пушнину, но и грабить местных жителей, о чем говорится в истоической литературе. Надеюсь, что на уроках истории вы подробнее познакомитесь с этим вопросом.

(самооценка работы)

- Чьи версии подтвердились? Молодцы.

III- группа. Исследования вдоль рек Яна, Индигирка, Колыма

Текст на стр. 195 (последний абзац и до В1638году…), карта учебника.
Вывод: мы видим на фото, что там имеются горы. Это видно и на карте атласа. Горы затрудняют путешествия, поэтому удобнее путешествовать по рекам и северным морям. Верхоянск- полюс холода северного полушария.
Это подтверждает некоторые выдвинутые нами версии (рельеф, климат), которые позволяют дать ответ на наш главный вопрос урока:

! почему русские путешествовали в Сибирь по северным морям и через устья северных рек? Потому что….. к востоку ещё более суровый климат и горный рельеф.

(самооценка работы)
«С чего начинается Родина?» (фрагмент песни в исполнении Марка Бернеса)

- Ребята, позвольте мне обратить ваше внимание сегодня на название одного из морей, которое упоминается в вашем тексте.

Это море Лаптевых. Оно в XVII-XVIII веках называлось Студеным. Но сейчас мы называем морем Лаптевых. Кто догадался, почему мне захотелось включить вам эту прекрасную песню?

А теперь, Даниил нам расскажет о Лаптевых.

Рассказ о братьях Лаптевых.
* Итак, мы дошли до исследований в районе озера Байкал.

IV - группа. Исследования в районе озера Байкал

Текст на стр. 196 (первый абзац), карта учебника.

Вывод: 1661г. – заложен г. Иркутск, который стал главным городом Сибири на тот момент. Озеро Байкал окружено горами. Зимы очень суровые.

! почему русские путешествовали в Сибирь по северным морям и через устья северных рек? Потому что… передвижению мешали горы и по рекам было легче передвигаться и быстрее.
- Чьи версии подтвердили сейчас? Молодцы, что вы сумели выдвинуть достаточно сложную версию. Действительно, по рекам быстрее плыть, чем через горные районы пробираться.

( самооценка работы)

Мне очень хочется, чтобы сейчас сели удобно и… полюбовались бы красотами самого красивого, самого глубокого, самого чистого в мире озера, который таит в себе много загадок. Фрагмент о Байкале.

* * *

III блог Выражение решения, применение новых знаний
* Снова настраиваемся на рабочий лад и

подведем итоги этих исследований.

* Какой вклад внесли все поморы и землепроходцы в развитие русской науки и картографии? На инт. д.

  • Русские прошли всё побережье Северного Ледовитого океана.

  • Проплыли по рекам: Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Яна, Колыма, Кара и другие.

  • Во время путешествия составляли описание этих мест и чертежи, на основе которых Семен Ремизов составил «Чертеж всей Сибири» Это был первый атлас Сибири.

- В VII веке поморы, казаки, землепроходцы, охотники-промысловики за 50 лет прошли всю Сибирь и вышли к Тихому океану.( Из Архангельска –поморы, а по суше казаки)


Возвращаемся к нашей главной проблеме .

- Назовите ключевой вопрос урока.

-Почему русские в основном путешествовали в Сибирь по северным морям и через устья северных рек?

- Как вы считаете, решили мы нашу проблему урока?

- Теперь называем версии, которые на уроке нам удалось подтвердить.

- Перечислите, пожалуйста, доказательства этих версий

- Есть версии не подтвержденные? (если есть такие, постараемся доказать или опровергнуть)
- Чьи версии мы подтвердили?

Молодцы, что вы смогли грамотно, опираясь на свои знания, отобрать сразу правильные варианты ответа.

* Выполнение заданий карты урока со звездочками на отметку.
У нас на уроке работали группы. Ответственные, оцените, пожалуйста, работу вашу. (Оценка их работы.)

Птице нужен воздух,
рыбе нужна вода,


а человеку – Родина.

Михаил Пришвин.

Поэтому, ребята, мы должны знать историю и географию нашей Родины. Этим мы сейчас и занимаемся на наших уроках.

Спасибо вам за то, что позволили, своей работой на уроке, попутешествовать вместе с вами.

Д-З: * 18, р.т. задания 74 -76 на выбор.

(записано на доске)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск