Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 112.43 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.02.2014
Размер112.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
РАЗНОВОЗРАСНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (4-5 классы)
Предлагаемый материал является практической реализацией технологии развивающего обучения «Разновозрастное сотрудничество» и представляет собой проект разновозрастного урока русского языка для учащихся 4-го и 5-го классов. С описанием технологии можно познакомиться в книге «Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова», авторы: Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Краткое описание технологии развивающего обучения приводится в Приложении 3.
Тема урока: Грамматическая характеристика предложения.
Цели:

  • Составление алгоритма грамматической характеристики предложения.

Задачи «учителя»:

обобщение и систематизация знаний грамматической характеристики предложения.

Задачи «ученика»:

актуализировать способы определения эмоциональной окраски и цели высказывания, главных членов (грамматической основы) предложения, различения разных типов предложений в зависимости от состава грамматической основы – с одним главным членом и двумя, определения второстепенных членов предложения и их работы.

  • Формирование у учащихся умения взаимодействовать в разновозрастной группе.

Задачи «учителя»:

формирование умения ставить цели работы, разрабатывать соответствующие задания по теме, взаимодействовать с «учениками», объективно оценивать, контролировать и корректировать действия «ученика», быть толерантным;

Задачи «ученика»:

формирование умения фиксировать цели работы, принимать задания, слышать инструктаж «учителя», выполнять задания в отведенное время, быть толерантным/

Проект урока русского языка в 4-5 классах


этапы

урока

содержание урока

деятельность

учителей

деятельность учащихся

форма

работы

«ученики»

4 класса

«учителя»

5 класса

подготовительный этап




-осуществляют стыковку тем планирования;

-определяют место урока в учебном пространстве;

-определяют цель и задачи урока;

-осуществляют контроль за подготовкой учащихся 5-го класса;

-организуют индивидуальные консультации;

- формируют пары учащихся 4 и 5 классов, учитывая их особенности;

принимают информацию о проведении урока разновозрастного сотрудничества

-фиксируют для себя цель урока (продукт совместной деятельности);

-самостоятельно готовят задания для своих «учеников» и оценочные листы;

-консультируются у учителей;


индивидуальная самостоятельная

вызов

Учащиеся рассаживаются парами, ранее определенные совместно с учителями.


-формулируют цели урока;

-проводят инструктаж по разъяснению задач, сообщают регламент времени для каждого вида деятельности;

фиксируют для себя цель урока (продукт совместной деятельности)




общеклассное обсуждение

осмысление

«Учителя» 5 класса предлагают выполнить задания «ученикам» 4 класса, приготовленные заранее.

Задания направлены на актуализацию следующих способов действий:

-определение цели и эмоциональной окраски высказывания;

-определение главных членов предложения;

-различение разных типов предложений в зависимости от состава грамматической основы – с одним главным членом и двумя;

-определение второстепенных членов предложения и их работы.

(см. приложение № 1)

контролируют выполнение пятиклассниками функции «учителей»

выполняют задания

-контролируют выполнение задания, корректируют деятельность;

-оценивают сформированность умений «учеников» в оценочном листе;

парная

работа

Учителями организуется общеклассное обсуждение, в результате которого у «учащихся» систематизируются знания о предложении. Обсуждается порядок действий при составлении грамматической характеристики.


организуют учебный диалог среди «учеников»

выделяют и фиксируют критерии грамматической характеристики предложения

контролируют выполнение задания, корректируют деятельность «учеников»

общеклассное обсуждение


В процессе обсуждения происходит создание алгоритма грамматической характеристики предложения.


контролируют выполнение пятиклассниками функции «учителей»

оформляют порядок грамматической характеристики в виде схемы, таблицы, алгоритма

контролируют выполнение задания, корректируют деятельность «учеников»

парная

работа

рефлексия

Осуществляется демонстрация общепринятого оформления записи и составление грамматической характеристики предложения.

(см. приложение № 2)

знакомят учащихся с правилами записи грамматической характеристики предложения

составляют грамматическую характеристику предложения, применяя свой алгоритм или схему

контролируют выполнение задания, корректируют деятельность «учеников»

парная

работа


Приложение № 1
Примеры составления заданий для учащихся 4 класса


умения

задания

Max оценка

правильности выполнения

задания

оценка

«учителя»

определение цели и эмоциональной окраски высказывания


Определи цель данных высказываний.

Поезд опоздал. …………………………...

Поезд опоздал? …………………………..
Определи эмоциональную окраску высказываний:

Отец приехал……………………………..

Отец приехал!............................................


4 б.




определение главных членов (грамматической основы) предложения

Определи главные члены данного предложения.
Водяной пар превращается в капельки воды.

2 б.




различение разных типов предложений в зависимости от состава грамматической основы – с одним главным членом и двумя



Определи грамматические основы предложений. По их количеству определи типы предложений.

Водяной пар превращается в капельки воды.

………………………………………….
Капельки увеличиваются, потоки воздуха поднимают их вверх.

…………………………………………...

4 б.




определение второстепенных членов предложения и их работы

Определи работу зависимых членов. Дай характеристику предложениям в зависимости от наличия в них второстепенных членов предложений.

Водяной пар поднимается с земли высоко вверх.

…………………………………………….

Пар охлаждается. ………………………


4 б.




составление по алгоритму грамматической характеристики предложения


Составь грамматическую характеристику данного предложения.

Водяной пар превращается в капельки воды.

…………………………………………….

…………………………………………….


5 б.




Общий балл

19 б.




Приложение № 2

Примеры алгоритмов грамматической характеристики

предложения, составленных учащимися 4-го класса
Как составить грамматическую характеристику предложения?
Укажу признаки предложения в данной последовательности:

  1. Тип предложения по цели высказывания


повествовательное вопросительное

2. Тип предложения по эмоциональной окраске




восклицательное невосклицательное

3. Простое - сложное




одна две

грам. основа грам. основы

4. Состав грамматической основы:

один два

главный член главных члена

предложения предложения
5. Распространённое или нераспространенное

есть второстепенные нет второстепенных

члены предложения членов предложения

распространённое нераспространённое
Как составить грамматическую характеристику предложения?


п/п

мои действия

1.

укажу тип предложения по цели высказывания


повествовательное

или

вопросительное

2.

укажу тип предложения по эмоциональной окраске

восклицательное

или

невосклицательное

3.

определю количество грамматических основ

простое

или

сложное

4.

определю состав грамматической

основы


один

или

два главных члена предложения


5.

определю наличие второстепенных членов предложения

распространённое

или

нераспространённое

Приложение № 3

Характеристика технологии

разновозрастного сотрудничества
Особенности переходного этапа образования (4-5 класс) заданы особенностями основной школы, к которым выпускники начальной школы оказываются в большинстве своем не готовыми.

Основная школа предъявляет не детские требования к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников. Неготовность взять высокую планку этих требований создает угрозу эмоциональному благополучию детей. Однако снизить уровень этих требований, означает получить несамостоятельных, безответственных и неготовых к дальнейшей жизни и учению выпускников основной школы.

Сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости.

Содержание учебных курсов средней школы сложнее и разнообразнее, чем содержание начального обучения. Оно требует не только освоения общих способов действий, но и умения работать с разными системами понятий.

Каждая из перечисленных особенностей основной школы требует предварительной подготовки детей к новой жизни. На переходе от начальной к основной ступени образования необходимо строить новые формы жизни младших подростков, которые сочетали бы черты начального и основного образования, но качественно отличались от обеих ступеней.

Образовательный процесс желательно строить в тех же условиях, что и в начальной школе. Предметное движение должно представлять собой рассмотрение уже изученного детьми, но с другой позиции, что позволит учащимся не просто повторить, а провести обобщение известных способов действий через опробование их в новых, специально созданных учителем условий.

Средством, которое позволит таким образом разворачивать учебный материал пятого класса, авторы развивающего обучения образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова считают разновозрастное сотрудничество.

Учебное сотрудничество детей разного возраста может решить ряд педагогических задач:

- отвечая притязаниям младших подростков на равноправные, ответственные отношения с миром взрослых, работа в позиции «учителя» может служить одной из мер профилактики подросткового негативизма;

- работа ребенка в позиции учителя продолжает развивать учебную самостоятельность школьников;

- учебное сотрудничество между младшими и старшими детьми дает возможность учителю организовать изучение материала на переходном этапе таким образом, чтобы пятиклассники смогли работать над обобщением своих знаний с другой позиции;

- разновозрастное сотрудничество дает каждому ребенку попробовать свои силы в ситуации, когда нет давящего авторитета учителя и всего класса;

- позволяет обогатить опыт выполнения работ, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, полагание цели и планирование совместных действий);

- ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации.

В подготовке и проведении разновозрастного урока авторы выделяют несколько этапов.

1 этап – планирование и подготовка

Между учителями начальной школы и учителями 5-го класса происходит согласование учебных программ и стыковка календарно-тематического планирования. Проведению разновозрастного урока предшествует серьезная подготовительная работа пятиклассников по обсуждению сценария, подготовки необходимых материалов и средств.

2 этап – проведение урока

При небольшом количестве обучающихся урок проводится в одной классной комнате.

Вся работа на уроке проходит в парах. Еще до урока «учителя» должны знать, кого они будут учить, а так же чему и как. При создании пар необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. При нехватке «учителей», наиболее сильные пятиклассники могут заниматься двумя учениками.

В начале урока взрослый учитель проводит инструктаж по разъяснению задач младшим и старшим школьникам и сообщает регламент времени для каждого вида работ. Затем «учителя» сразу приступают к выполнению своих обязанностей, и за каждой партой разворачивается микро-урок.

3 этап – подведение итогов разновозрастного урока

На заключительном этапе работы, который проводится раздельно по классам, возможны разные формы подведения итогов. Например, написание сочинений, ответы на вопросы, составленные учителем, проведение после разновозрастного урока проверочной работы для пятиклассников, устный разговор (обмен мнениями) о проведенном уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск