Скачать 262.95 Kb.
|
Пояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 9 классе МОУ «Сырцевская ООШ» с учетом: - требований федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку (базовый уровень); - авторской программы по русскому языку для образовательных школ , авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. (Программа по русскому языку для образовательных школ, гимназий, лицеев. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Дрофа, 2008) - требований к уровню подготовки учащихся 9 класса; - объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом МОУ «Сырцевская ООШ», - познавательных интересов учащихся; Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Общая характеристика учебного предмета В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Цели обучения: Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к обучению родному языку:
Основные задачи:
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. В календарном планировании выделена графа «Подготовка к ГИА» Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений. В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Уроки развития речи построены с учетом требования ГИА. Вместе с тем в программу включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), что соответствует объему часов учебной нагрузки, определенному учебным планом МОУ «Сырцевская ООШ»,. При реализации программы планируется использовать следующие принципы: Индивидуальный подход - учет индивидуальных особенностей ученика в процессе обучения. Доступность – подача учебной информации с учетом возрастных особенностей развития памяти, внимания и мышления. Целенаправленность – соответствие результатов определенной цели. Реалистичность – соответствие проектируемого пути развития ситуации и ресурсного обеспечения всем показателям возрастного развития учащегося. Преемственность – опора на ранее полученные знания и опыт учащегося. Результативность – овладение процессуальными умениями. Текущий контроль подразумевает использование следующих форм: домашние задания выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера; написание сочинений;изложений участие в олимпиадах, интеллектуальной игре «Медвежонок». Итоговой формой контроля является тестовая работа в формате ГИА Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: -производить виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический; - составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии содержанием и стилем создоваемого текста; -определять стиль и тип текста; -соблюдать все основные нормы литературного языка. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами; -находить и исправлять пунктоационные ошибки; -произвотить пунктуационный разбор предложения. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; -уметь обосновывать их выбор; -правильно писать слова с изученными орфограммами; -находить и исправлять орфографические ошибки; -производить орфографический разбор слов; -правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5-9 классах. По развитию речи. Определять тип и стиль текста; -создавать тексты разных стилей и типов речи, тезисы, конспекты; -писать сочинения публицистического характера, заявление автобиографию; -совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; -находить и исправлять языковые ошибки в своём тексте; -подробно и сжато излагать повествовательные тексты; -составлять простой план исходного и собственного текста; -совершенствовать содержание и языковое оформление текста, использовать языковые средства в текстах разного содержания; -грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи; -пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями. Раздел 3. Календарно- тематическое планирование курса
4.Содержание тем учебного курса 9 класс (68 ч) Международное значение русского языка (1 ч) Повторение пройденного в 5 - 8 классах (5 ч + 2 ч) Анализ текста, его стиля, средств связи его частей. Сложное предложение. Культура речи Сложные предложения (1 ч) СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч) Сложносочиненные предложения (3 ч + 2 ч) I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения. III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Сложноподчиненные предложения (19 ч + 5 ч) I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль. II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление). Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч) I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Сложные предложения с различными видами связи (5 ч+ 2 ч) I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Общие сведения о языке (3 ч) Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4 ч + 2 ч) Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы. Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику). Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи. 6. Формы и средства контроля по русскому языку в 9 классе. Контроль за результатами обучения в 9 классе осуществляется с учетом рекомендаций «Инструктивно-методического письма о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»:
Средства контроля
\ Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения. Основная литература
Справочная литература
|