Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 35.67 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.02.2014
Размер35.67 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Литература > Доклад


Доклад преподавателя музыкально-теоретических дисциплин

Орел Ю.А. на школьной конференции, посвященной интеграции предметов общеобразовательного и музыкально-теоретического циклов на тему:

Подбор аккомпанемента

на индивидуальных уроках по гармонии

как форма работы,

интегрирующая различные предметы

музыкального и общеобразовательного циклов
Предмет Гармония преподается в школе "Тутти" в 10-11 классах. Согласно учебному плану уроки проходят в виде групповых и индивидуальных занятий (2 часа в неделю - групповые занятия, 0,5 часа в неделю на каждого ученика - индивидуальные).

С 1 по 9 класс учащиеся изучали такие музыкально-теоретические дисциплины, как Сольфеджио и Музыкальная литература. В учебных планах старших классов к ним добавляется новый предмет - Гармония. К этому времени ученики знакомы со многими аккордами в их элементарном виде, этот материал они проходили в курсе Сольфеджио. Задачей Гармонии является освоение закономерностей построения аккордов в четырёхголосии, изучение правил соединения аккордов друг с другом, приобретение практических навыков гармонизации мелодии и баса, а также игры на фортепиано различных заданий в гармоническом четырёхголосии. Кроме того, в курсе Гармонии ребята анализируют примеры из музыки, обращая внимание на стилевые особенности употребления гармонии, а также на ее формообразующую роль.

Традиционные формы работы на индивидуальных занятиях по гармонии:

  • проверка гармонизации мелодии, сделанной учеником дома;

  • игра секвенций, аккордовых последовательностей;

  • гармонический анализ;

  • построение и разрешение отдельных аккордов;

  • гармонизация коротких мелодических фрагментов с листа.

Помимо этих хрестоматийных видов работы предлагается использовать инновационную форму, такую, как подбор аккомпанемента к известным классическим мелодиям. Это задание способствует повышению интереса к предмету, развитию творческих способностей учащихся, расширению их кругозора.

Для данного вида работы мы пользуемся пособием Т.Литвиновой и М.Людько «Мелодии для гармонизации», изданным в СПб в 2007 году. Большинство примеров в этом издании заимствовано из вокальной музыки русских и зарубежных композиторов XVIII-XIX веков и приводится с текстом. Наличие текста помогает ярче представить себе характер и образную сторону музыки.

Подбор аккомпанемента, как правило, происходит по следующему плану:

  • ученик играет мелодию, определяет тональность;

  • после настройки в тональности ученик с помощью преподавателя составляет гармонический план и выбирает аккорды, в результате образуется аккордовая последовательность (на этом этапе обращается внимание на ритм смены гармонии, который связывается с характером музыки; отметим также, что аккорды, представляющие ту или иную функцию, выбираются исходя из уровня освоения предмета – так на первых порах T, S и D представлены только трезвучиями, затем, по мере изучения, включаются другие более сложные аккорды);

  • ученик играет составленную цифровку в хоральной, т.е. в традиционной для гармонии, фактуре;

  • преподаватель и ученик играют дуэтом: учитель – мелодию, ученик – аккомпанемент в хоральной фактуре (звучащая мелодия стимулирует ученика играть в нужном темпе и характере);

  • ученик выбирает фактуру аккомпанемента, исходя из характера музыки и литературного текста (фактурные модели могут быть предложены преподавателем, а могут быть сочинены учеником самостоятельно);

  • ученик исполняет цифровку в выбранной фактуре;

  • снова дуэт: учитель играет мелодию или поет ее с текстом, ученик исполняет сопровождение в выбранной фактуре (в итоге, цифровка превращается в художественный элемент музыкального произведения).

Подбор аккомпанемента неизменно вызывает энтузиазм и творческий подъем у учеников. Данная форма работы не только решает важную для предмета Гармония задачу закрепления навыка игры аккордовых цифровок, но и развивает координацию, будит воображение, расширяет кругозор, вдохновляет на творчество, обостряет музыкальный слух.

В этом задании предмет Гармония интегрируется со многими учебными дисциплинами. Связь с Музыкальной литературой прослеживается в использовании популярных классических мелодий, с Сольфеджио – в том, что подбор аккомпанемента развивает музыкальный слух. В обращении к стихотворной первооснове – связь с Литературой, а совместное музицирование педагога и ученика аппелирует к Камерному ансамблю. Сочинение фактурных моделей – это обращение к Композиции, наконец, ощущение музыкальной формы как процесса, возникающее при исполнении, сродни пространственному воображению, необходимому в Геометрии.

Подбор аккомпанемента объединяет в единое целое разрозненные учебные предметы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости, эта форма работы выявляет взаимосвязь всех компонентов обучения, обеспечивающую целостность и системность педагогического процесса.

Представляется, что подбор аккомпанемента – весьма важная и полезная часть занятий по Гармонии. Это подтверждает опыт применения ее на индивидуальных уроках по этому предмету в школе «Тутти» уже на протяжении нескольких лет.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск