Скачать 35.67 Kb.
|
Доклад преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Орел Ю.А. на школьной конференции, посвященной интеграции предметов общеобразовательного и музыкально-теоретического циклов на тему: Подбор аккомпанемента на индивидуальных уроках по гармонии как форма работы, интегрирующая различные предметы музыкального и общеобразовательного циклов Предмет Гармония преподается в школе "Тутти" в 10-11 классах. Согласно учебному плану уроки проходят в виде групповых и индивидуальных занятий (2 часа в неделю - групповые занятия, 0,5 часа в неделю на каждого ученика - индивидуальные). С 1 по 9 класс учащиеся изучали такие музыкально-теоретические дисциплины, как Сольфеджио и Музыкальная литература. В учебных планах старших классов к ним добавляется новый предмет - Гармония. К этому времени ученики знакомы со многими аккордами в их элементарном виде, этот материал они проходили в курсе Сольфеджио. Задачей Гармонии является освоение закономерностей построения аккордов в четырёхголосии, изучение правил соединения аккордов друг с другом, приобретение практических навыков гармонизации мелодии и баса, а также игры на фортепиано различных заданий в гармоническом четырёхголосии. Кроме того, в курсе Гармонии ребята анализируют примеры из музыки, обращая внимание на стилевые особенности употребления гармонии, а также на ее формообразующую роль. Традиционные формы работы на индивидуальных занятиях по гармонии:
Помимо этих хрестоматийных видов работы предлагается использовать инновационную форму, такую, как подбор аккомпанемента к известным классическим мелодиям. Это задание способствует повышению интереса к предмету, развитию творческих способностей учащихся, расширению их кругозора. Для данного вида работы мы пользуемся пособием Т.Литвиновой и М.Людько «Мелодии для гармонизации», изданным в СПб в 2007 году. Большинство примеров в этом издании заимствовано из вокальной музыки русских и зарубежных композиторов XVIII-XIX веков и приводится с текстом. Наличие текста помогает ярче представить себе характер и образную сторону музыки. Подбор аккомпанемента, как правило, происходит по следующему плану:
Подбор аккомпанемента неизменно вызывает энтузиазм и творческий подъем у учеников. Данная форма работы не только решает важную для предмета Гармония задачу закрепления навыка игры аккордовых цифровок, но и развивает координацию, будит воображение, расширяет кругозор, вдохновляет на творчество, обостряет музыкальный слух. В этом задании предмет Гармония интегрируется со многими учебными дисциплинами. Связь с Музыкальной литературой прослеживается в использовании популярных классических мелодий, с Сольфеджио – в том, что подбор аккомпанемента развивает музыкальный слух. В обращении к стихотворной первооснове – связь с Литературой, а совместное музицирование педагога и ученика аппелирует к Камерному ансамблю. Сочинение фактурных моделей – это обращение к Композиции, наконец, ощущение музыкальной формы как процесса, возникающее при исполнении, сродни пространственному воображению, необходимому в Геометрии. Подбор аккомпанемента объединяет в единое целое разрозненные учебные предметы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости, эта форма работы выявляет взаимосвязь всех компонентов обучения, обеспечивающую целостность и системность педагогического процесса. Представляется, что подбор аккомпанемента – весьма важная и полезная часть занятий по Гармонии. Это подтверждает опыт применения ее на индивидуальных уроках по этому предмету в школе «Тутти» уже на протяжении нескольких лет. |