Скачать 325.86 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «________________________________________» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства Предметная область «Музыкальное исполнительство» (ПО.01.) Учебная программа «Фортепиано» «Струнные инструменты» (ПО.01.УП.03), (В.04.) «Хоровое пение» ((ПО.01.УП.02), «Народные инструменты» (ПО.01.УП.03), (В.04.) «Духовые и ударные инструменты» (ПО.01.УП.03.), (В.04.) для учащихся 1-5(6),1–8(9) классов музыкальных отделений Детских школ искусств Тверь. 2013 г.
Разработчик: Осипова А. А., преподаватель фортепиано ДШИ №1 им. М. П. Мусоргского Рецензенты
Учебная программа «Фортепиано» для учащихся 1-5(6)1–8(9) классов струнного, хорового, и народного отделения Детских школ искусств разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства 2012 г. Обучение детей игре на фортепиано является одним из важных направлений образовательной деятельности. Современная музыкальная педагогика должна учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных школах, а также их желание наряду с занятиями в музыкальной школе посещать танцевальные студии, спортивные секции, осваивать иностранные языки и т.д. Педагоги должны, учитывая все эти обстоятельства, находить эффективные формы работы, направленные на то, чтобы уроки по учебному предмету «Фортепиано» проходили качественно и с максимальной пользой для ученика. Репертуарный список данной программы дополнен новыми сборниками, что позволит расширить и разнообразить репертуар учеников. 2. Пояснительная записка. Настоящая программа ориентирована на воспитание профессионализма, творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся и является частью предметной области «Инструментальное исполнительство». «Фортепиано», как обязательный учебный предмет, должен проводиться на отделениях «Струнные инструменты», «Хоровое пение» «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты». Направленность программы - развитие у учеников навыков, практически необходимых любому музыканту: быстрой ориентации в нотном тексте, чтению с листа, игре ансамблем и аккомпанементов. Не следует требовать выучивания всех произведений наизусть, лучше больше уделить времени знакомству с более широким кругом музыкальных произведений. Нельзя не учитывать трудности, с которыми столкнется педагог и ученик на уроках фортепиано на народном, струнном и хоровом отделениях. На этот учебный предмет отводится по 0,5 или 1 часу в неделю. В основном ребята, для которых основным инструментом является баян, домра, скрипка и др. не имеют дома фортепиано. Поэтому в работе с ними надо исходить из того, что они видят фортепианную клавиатуру раз в неделю. Педагог должен посоветовать ученику приходить в свободное время в музыкальную школу и заниматься самоподготовкой. Для этого нужно давать учащимся конкретные, понятные задания, чтобы они не боялись выполнять их самостоятельно. Перед учениками возникают определенные трудности. Фортепиано очень отличается от тех инструментов, на которых они занимаются по специальности: большая клавиатура с множеством белых и черных клавиш, несколько октав, игра сразу двумя руками, педализация, особенности аппликатуры и т.д. Все это на первых порах немного пугает ученика. Педагог должен заинтересовать его, раскрыть возможности этого многогранного инструмента. Большое значение имеет распределение времени на уроке. Нельзя загружать ученика сразу чрезмерным количеством заданий. С другой стороны, урок надо проводить очень организованно, с максимально возможной пользой и отдачей. Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником, а также игра в ансамбле, концертные выступления /конкурсы, фестивали, внутришкольные концерты. Форма занятий – индивидуальная. 3. Цели и задачи учебного предмета Курс «Фортепиано» для учащихся народного, струнного и хорового отделений играет важную роль в процессе обучения. Цель курса – развить у ребят навыки игры на фортепиано и оказать им помощь в усвоении музыкально-теоретических дисциплин В течение срока обучения работа по предмету «Фортепиано» ведётся в следующих направлениях: - приспособление к инструменту; - освоение приёмов игры на фортепиано – как двигательных, так и приёмов звукоизвлечения; - изучение различных по стилю и характеру музыкальных произведений, подобранных с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся; - развитие эстетического вкуса и общей культуры учащихся - создание условий для развивающего обучения - развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора - оптимизация обучения - помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нём фантазию и любознательность через уроки творчества, гибкую щадящую форму контроля, через воспитание интереса к домашнему музицированию и открытым выступлениям; - наработка комплекса важных практических навыков игры на фортепиано - стимулирование музыкальных интересов учеников, развитие самостоятельности мышления и творческой инициативы; - создание благоприятного психологического климата, позволяющего получить «радость от работы за фортепиано и гордость за полученный результат». В репертуарных списках учебной программы «Фортепиано» представлены все разделы работы для каждого класса: этюды, полифония, пьесы, крупная форма, ансамбли, охватывающие разнохарактерные музыкальные произведения зарубежной и русской классики и современных композиторов. |