Скачать 158.78 Kb.
|
Русский язык (3 класс, система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Проведен на семинаре по теме «Формирование компетентностей учащихся в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в условиях внедрения стандартов общего образования второго поколения. Составила и провела учитель 1 категории МОБУ СОШ с. Ломовка Белорецкого района Республики Башкортостан Ларина Лидия Николаевна. Тема: «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?» Тип урока: постановка учебной задачи. Задачи: 1) обнаружить проблему в проверке окончаний у слов, называющих действия;
4) формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий. Ход урока: 1. Организационный момент. Запись числа, классной работы. 2. Чистописание: ягода, коллекция -прочитать орфографически, написать, у соседа подчеркнуть самые красивые буквы. 3. Ситуация успеха. -Выделите в словах ягода и коллекция окончания и основу. Одинаковы ли эти окончания? Докажите (ж.р., ед.ч., им.п.) -Для чего нужны окончания названиям предметов? (указывают на род, число, падеж) -А названиям признаков? (род, число, падеж) Как определяются работы окончаний у названий признаков? (по работам названий предметов) -Скажите, умеем ли мы проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях? (да) -По какому закону они пишутся? (по ЗП) -Как он звучит? (слабую позицию пишу по сильной позиции) -Все ли окончания подчиняются этому закону? (нет) -Кто помнит нарушителей? - Какое из слов ( ягода, коллекция) пишется по закону письма, а какое нарушает его? Почему? -Хотите себя проверить? -Запишите слова в два столбика: 1- слова, окончания которых пишутся по ЗП; 2- слова с окончаниями-нарушителями (работа в паре) В санатори , на праздник_, под душ_м, у черно_ _ кота, в желт_й шляп_, мелк_й песок, в комнат_, на юбиле_, ход_т. 4. Ситуация « интеллектуального конфликта» -Проверим (каждое слово с доказательством) -Куда записали слово ходит? Почему? (выслушать мнения) (если есть дети, записавшие слово в 1 столбик, то записать его с проверкой и разобрать по составу: ход_т - ходить; если есть дети, записавшие слово во 2 столбик, то спросить, какое нарушение и есть ли оно в нашем списке) -Почему не записали? (название действия) -Учились мы проверять орфограммы в окончаниях слов, называющих действия? (нет) -А кто хочет научиться? 5. Фиксация «разрыва» в графико-знаковой моделе. - Подумайте, как зафиксировать нашу проблему в виде схемы (работа в паре)? 6. Формулирование учебной задачи в словесной форме. -Сформулируйте задачу дальнейших наших действий (научиться проверять окончания в словах, называющих действия) -Посмотрим, умеем ли мы выделять названия действий среди других слов нашей речи. Физкультминутка: если слово называет действие - шагаете, если нет- стоите. 7. Поиск решения задачи. - Итак, задачу перед собой мы поставили. С чего начнем исследование проблемы? -Вспомните, с чего мы начинали, когда учились проверять окончания в названиях предметов и признаков? (узнали, для чего нужны окончания) -Скажите, мы знаем, для чего нужны окончания названиям действий? -Что же нужно узнать сначала? (работы окончаний) -Кто помнит, как изменяются слова, называющие действия? (по временам) -В каком времени могут быть? -Посмотрим, как они изменяются в настоящем времени. Из предложения «Я беру телефон и звоню товарищу» выберите слова, называющие действия вместе со словом, обозначающее действующее лицо: Я беру и звоню. -Запишите в тетрадь. -Замените слово я словом ты и посмотрите, как изменятся названия действий. (Ты берешь и звонишь) -Замените словом он. (Он берет и звонит) -Выделите во всех изменениях окончания (в паре) Я бер(у)_и звон(ю). Ты бер(ешь) и звон(ишь). Он бер(ет)_и звон(ит). -Как вы думаете, почему другие люди назвали эти окончания личными? (указывают на лицо) -Замените слова я, ты, он словами мы, вы, они. (Проверить) -Выделите в паре окончания. Мы бер(ем) и звон(им) Вы бер(ете) и звон(ите). Они бер(ут) и звон(ят). -Это тоже личные окончания. На что они указывают? -Как вы думаете, одинакова ли работа окончаний в этих изменениях с теми, что записали раньше? (нет) -На какое число указывают окончания -у, -ю, ешь, -ишь, -ет,-ит? (ед.ч. - подписать в тетради) -А окончания -ем, -им, -ете, -ите, -ут, -ят? (мн.ч. - подписать в тетради) Какие же работы выполняют личные окончания в словах, называющих действия? (указывают на лицо и число) По таблице: слова-помощники (я,ты,он,мы,вы,они) Подписать лицо в тетради. -Изменение слов по лицам и числам называется спряжением. -Посмотрите, какую работу выполняют окончания в каждой паре, одинаковую или разную? (одинаковую) -Можно ли считать, что это одно и то же окончание? (нет) Почему? -Выделим гласные фонемы в окончаниях: Я беру и звоню. -Фонемы разные. Вспомните, как называются окончания, которые пишутся по-разному, но выполняют одну и ту же работу? (окончания-синонимы) -Сколько наборов личных окончаний обнаружили? (2) -В русском языке первый набор окончаний относится к 1 типу спряжения, а второй набор - ко 2 типу спряжения (на доске схема). -Какой буквой обозначена гласная фонема в окончаниях 1 спряжения ? (е) А во 2 спряжении? (и) -Сравните окончания мн.ч., 3 л. (в 1 спр. - у,ю; во 2 спр. - а,я) -Что интересного в окончаниях 2 лица, ед.ч? ( ь ) - Попробуйте в группе определить работы окончаний в названиях действий настоящего времени: встаешь, шумит, говорят, поем, бежите. 8. Итоговая рефлексия. -В каких словах мы уже умеем проверять окончания? -Как мы это делаем? -Какую новую задачу мы определили для себя на уроке? -Что нового узнали про слова, называющие действия? 9. Домашнее задание: на выбор -1) с.59 (учебник) выписать названия действий, выделить окончания и определить их работы; 2)С.76упр.212 (учебник) Список литературы.
Авторы: В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова |