Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 123.8 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.02.2014
Размер123.8 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект библиотечного урока «Сказки ключницы Пелагеи», посвященный 120-летию со дня рождения С.Т.Аксакова.

По мотивам сказки «Аленький Цветочек».

Цели урока:

-познакомить учащихся с личностью писателя С.Т. Аксакова;

- обобщить знания сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»;

-научить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя;

-развивать монологическую речь, мышление, память;

-развивать читательскую компетенцию;

-воспитывать любовь к сказкам, вызывая у детей положительные эмоции.

-развить внимание и навыки работы в команде.

Оборудование:

-индивидуальные тексты сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова;

-учебная электронная презентация (видеоролик);

- раздаточный материал;

- интерактивная викторина;

- зеркальце, детская корона-венец, яркий цветок, перстень

Сценарий

Ведущий:

Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми…

(на фоне музыки)

Выступление учеников:

1) Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские, редкие отношения. Мать разделяет и горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть

2) Сказку "Аленький цветочек" записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 -- 1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести "Детские годы Багрова-внука":

3) "Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и, которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, не молодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала рассказывать сказку.

4) Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об "Аленьком цветочке". С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я "Царь-девицу", "Иванушку-дурачка", "Жар-птицу" и "Змея Горыныча".

5) В последние годы жизни, работая над книгой "Детские годы Багрова-внука", Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку "Аленький цветочек" и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой.

Ведущий:

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами окажемся в чудесной, волшебной стране. В эту страну мы попадем, когда откроем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь.

Одна из таких незабываемых сказок – «Аленький цветочек». Это чистая, красивая, добрая история со счастливым концом. Написана она прекрасным русским писателем Сергеем Аксаковым еще в прошлом веке, но до сих пор пользуется большой популярностью.

Сейчас мы пройдемся по страницам этой сказки, представим себя ее героями.

Просмотр видеоклипа на песню «Аленький цветочек».

Давайте теперь проверим, внимательно ли вы читали сказку. Для этого мы разбились на 3 команды.

Ребята, у нас в гостях сегодня заколдованный принц из сказки «Аленький цветочек» и вам предстоит его расколдовать. Злая колдунья превратила его в Чудище! Чтобы расколдовать принца вам предстоит ответить на вопросы, а самые внимательные из вас смогут сорвать заветный аленький цветочек.

1. Словарная работа.

Задание: Соедини стрелкой устаревшие слова с их значением (по 5 слов каждой команде).

1. Пригорок муравчатый 1. Старая русская мера длины (2м13см)

2. Яства сахарные 2. Спать легла

3. Опочивать легла 3. Шелковая ткань, расшитая золотистыми нитями

4. Челядь дворовая 4. Стол с зеркалом

5. Парча 5. Еда, кушанье

6. Тувалет 6. Бугорок поросший мягкой и сочной травой

7. Паче зеницы ока 7. Слуги, дворовые

8. Сажень 8.Беречь больше, чем глаза

9. Казна 9. Жемчуг особенно крупный и круглый

10. Жемчуг бурмицкий 10. Деньги

11. Без сумления 11. Без сомнения

12. Девушка сенная 12. Стремительный, быстрый

13. Середович 13. Даже

14. Инда 14. Человек средних лет

15. Прыскучий 15. Служанка.

2. Составление плана текста.

Поэтапный подбор заголовков. На партах у учеников, сидящих по группам, в конвертах напечатанные названия частей сказки. Необходимо расположить заголовки в соответствие с содержанием сказки и наклеить на лист А4.

Проводится проверка этой работы.

I часть

«Заказы дочерей».

II часть

«Два подарка нашел».

III часть

«Заблудился в дремучем лесу».

IV часть

«Вот он - цветочек аленький!».

V часть

«Должен умереть, но есть одно спасение».

VI часть

«Встреча с любимыми дочерями».

VII часть

«Дочери мои любимые — выручайте!»

VIII часть

«Жизнь девушки во дворце».

IX часть

«Покажись мне, верный друг!».

X часть

«Да и страшен был зверь лесной, чудо морское...».

XI часть

«Недобрый сон».

XII часть

«Дома, с родными».

XIII часть

«Опоздала. Зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мертв».

XIV часть

«Полюби же меня теперь в образе человеческом».

3. Волшебная мозаика. ( параллельно с заданием 3.1 )

3.1. Выборочное чтение. Игра «Оживи картинку» (по 2 задания каждой команде).

- Какой эпизод изобразил художник?

- Найдите этот эпизод в тексте и прочитайте.

4. Игра «Найди продолжение» (по 2 задания каждой команде).

  1. Найти слова в тексте и продолжить:

И мало спустя времечка побежала молодая дочь купецкая, красавица писаная, во сады зеленые, входила во беседку свою любимую, листьями, ветками, цветами заплетенную…

ФРАГМЕНТ: Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается, — стала привыкать к своему житью-бытью молодая дочь купецкая, красавица писаная; ничему она уже не дивуется, ничего не пугается; служат ей слуги невидимые, подают, принимают, на колесницах без коней катают, в музыку играют и все ее повеления исполняют. И возлюбляла она своего господина милостивого день ото дня, и видела она, что недаром он зовет ее госпожой своей и что любит он ее пуще самого себя; и захотелось ей его голоса послушати, захотелось с ним разговор повести, не ходя в палату беломраморную, не читая словесов огненных.

Стала она его о том молить и просить; да зверь лесной, чудо морское, не скоро на ее просьбу соглашается, испугать ее своим голосом опасается; упросила, умолила она своего хозяина ласкового, и не мог он ей супротивным быть, и написал он ей в последний раз на стене беломраморной словесами огненными:

«Приходи сегодня во зеленый сад, сядь во свою беседку любимую, листьями, ветками, цветами заплетенную, и скажи так: “Говори со мной, мой верный раб”».

И мало спустя времечка побежала молодая дочь купецкая, красавица писаная, во сады зеленые, входила во беседку свою любимую, листьями, ветками, цветами заплетенную, и садилась на скамью парчовую; и говорит она задыхаючись, бьется сердечко у ней, как у пташки пойманной, говорит таковые слова: «Не бойся ты, господин мой, добрый, ласковый, испугать меня своим голосом: после всех твоих милостей не убоюся я и рева звериного; говори со мной не опасаючись».

  1. Найти слова в тексте и продолжить:

Захотелось ей осмотреть весь дворец, и пошла она осматривать все его палаты высокие…

ФРАГМЕНТ: Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой камкой[17] ровно она и с места не сходила, ровно она целый век тут жила, ровно легла почивать да проснулася. Заиграла музыка согласная, какой отродясь она не слыхивала.

Встала она со постели пуховой и видит, что все ее пожитки и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят, раскладены и расставлены на столах зеленых малахита медного, и что в той палате много добра и скарба всякого, есть на чем посидеть-полежать, есть во что приодеться, есть во что посмотреться. И была одна стена вся зеркальная, а другая стена золоченая, а третья стена вся серебряная, а четвертая стена из кости слоновой и мамонтовой, самоцветными яхонтами вся разубранная; и подумала Она: «Должно быть, это моя опочивальня».

Захотелось ей осмотреть весь дворец, и пошла она осматривать все его палаты высокие, и ходила она немало времени, на все диковинки любуючись; одна палата была краше другой, и все краше того, как рассказывал честной купец, государь ее батюшка родимый. Взяла она из кувшина золоченого любимый цветочек аленький, сошла она в зелены́ сады, и запели ей птицы свои песни райские, а деревья, кусты и цветы замахали своими верхушками и ровно перед ней преклонилися; выше забили фонтаны воды и громче зашумели ключи родниковые; и нашла она то место высокое, пригорок муравчатый[18] на котором сорвал честной купец цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. И вынула она тот аленький цветочек из кувшина золоченого и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук ее и прирос к стеблю прежнему и расцвел краше прежнего.

  1. Найти слова в тексте и продолжить:

Видят они, что отец как-то нерадостен и что есть у него на сердце печаль потаенная…

ФРАГМЕНТ: И только честной купец успел надеть его на правый мизинец, как очутился он в воротах своего широкого двора; в ту пору в те же ворота въезжали его караваны богатые с прислугою верною, и привезли они казны и товаров втрое противу прежнего. Поднялся в доме шум и гвалт, повскакали дочери из-за пялец своих, а вышивали они серебром и золотом ширинки[12] шелковые; почали[13] они отца целовать, миловать и разными ласковыми именами называть, и две старшие сестры лебезят пуще меньшей сестры. Видят они, что отец как-то нерадостен и что есть у него на сердце печаль потаенная. Стали старшие дочери его допрашивать, не потерял ли он своего богатства великого; меньшая же дочь о богатстве не думает, и говорит она своему родителю:«Мне богатства твои ненадобны; богатство дело наживное, а открой ты мне свое горе сердешное».

И возговорит тогда честной купец своим дочерям родимым, хорошим и пригожим: «Не потерял я своего богатства великого, а нажил казны втрое-вчетверо; а есть у меня другая печаль, и скажу вам об ней завтрашний день, а сегодня будем веселитися».

  1. Найти слова в тексте и продолжить:

А сестрам то в досаду было, и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе; взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили…

ФРАГМЕНТ: День проходит, как единый час, другой день проходит, как минуточка, а на третий день стали уговаривать меньшую сестру сестры старшие, чтоб не ворочалась она к зверю лесному, чуду морскому. «Пусть-де околеет, туда и дорога ему…» И прогневалась на сестер старших дорогая гостья, меньшая сестра, и сказала им таковы слова:

«Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить, и стоит меня тогда отдать диким зверям на растерзание».

И отец ее, честной купец, похвалил ее за такие речи хорошие, и было положено, чтобы до срока ровно за час воротилась к зверю лесному, чуду морскому, дочь хорошая, пригожая, меньшая, любимая. А сестрам то в досаду было, и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе; взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили, и не ведал того честной купец и вся его прислуга верная, челядь дворовая.

  1. Найти слова в тексте и продолжить:

И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать…

ФРАГМЕНТ: Сходит он по другой лестнице из мрамора зеленого, из малахита медного, с перилами позолоченными, сходит прямо в зелены сады. Гуляет он и любуется: на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот так и просятся, инда, глядя на них, слюнки текут; цветы цветут распрекрасные, Махровые, пахучие, всякими красками расписанные; птицы летают невиданные: словно по бархату зеленому и пунцовому золотом и серебром выложенные, песни поют райские; фонтаны воды бьют высокие, инда глядеть на их вышину — голова запрокидывается; и бегут и шумят ключи родниковые по колодам хрустальным.

Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежалися, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени — неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным: «Вот аленький цветочек, какого нет краше ни белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».

  1. Найти слова в тексте и продолжить:

Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным…

ФРАГМЕНТ: И отпустил он дочерей своих, хороших, пригожих, в ихние терема девичьи. Стал он собираться в путь, во дороженьку, в дальние края заморские. Долго ли, много ли он собирался, я не знаю и не ведаю: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Поехал он в путь, во дороженьку.

Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным; продает он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева, он меняет товар на товар и того сходней, со придачею серебра да золота; золотой казной корабли нагружает да домой посылает. Отыскал он заветный гостинец для своей старшей дочери: венец с камнями самоцветными, а от них светло в темную ночь, как бы в белый день. Отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери: тувалет хрустальный, а в нем видна вся красота поднебесная, и, смотрясь в него, девичья красота не стареется, а прибавляется. Не может он только найти заветного гостинца для меньшой, любимой дочери — аленького цветочка, краше которого не было бы на белом свете.

5. Кроссворд (параллельно с заданием 5.1).

5.1.Характеристика главных героев.

Охарактеризовать персонажей сказки, используя опорные слова.

I группа – образ околдованного королевича

околдованный королевич

зверь лесной

одиночество

аленький цветочек

добрая душа

рассеялись колдовские чары

любовь и благодарность

На картине я вижу околдованного королевича, который впервые предстает перед купцом в образе зверя лесного. Проклятие злой волшебницы обрекло его на одиночество во дворце. Только аленький цветочек был единственным ему утешением. Но в безобразном теле околдованного королевича жила добрая душа: всех гостей принимал он с почестями. Лишь благодаря доброму отношению к Настеньке рассеялись колдовские чары злой волшебницы. Любовь и благодарность королевича побеждает зло и ненависть.

II группа – образ меньшой купеческой дочери

меньшая купеческая дочь

бескорыстная любовь

дворец чудища

диковинки дворца

избавиться от колдовских чар

прекрасный принц 

оценила доброту

стойкий

На картине я вижу меньшую купеческую дочь, Настеньку. Бескорыстная любовь Настеньки к отцу спасла его от лютой смерти. Победив страх перед неизвестностью, меньшая купеческая дочь отправилась во дворец чудища. Любуясь на все диковинки дворца, не забыла она об отце и сестрах. Ее чуткое отношение к зверю лесному помогло избавиться от колдовских чар. Не безобразное чудище, а молодой прекрасный принц в золототканых одеждах предстал перед девицей, его полюбившей. На её месте были и другие, но только она одна оценила доброту королевича. Судьба благоволит людям стойким в своих привязанностях.

III группа – образ старших дочерей.

старшие дочери

отрицательные черты

жадность

богатство и счастье

трусость и малодушие

зависть

симпатия

На картине я вижу старших дочерей купца. Аксаков показывает их отрицательные черты характера. Одолеваемые жадностью, они заказали самые дорогие подарки, какие можно себе представить. Но полученные драгоценности не принесли сестрам ни богатства, ни счастья. Отказавшись выручить отца в трудной ситуации, они проявили трусость и малодушие. Не сочувствие к Настеньке, а зависть к ее богатой жизни во дворце подтолкнула сестер перевести стрелки часов. Жадные и завистливые, они не вызывают симпатии у читателей.

6. Интерактивная викторина.

7. Конкурс рисунков.

8. Подведение итогов. Награждение победителей.

Мог ли кто-нибудь из обширной семьи Аксаковых предположить, что именно этой, дотошно реставрированной сказке, суждено бессмертие? Что именно она, бесхитростная фантазия о том, как черное зло жизни побеждается любовью и благодарностью, станет на столетия символом семьи Аксаковых? Что слова «Аленький цветочек» будут первыми, приходящими на ум после того, как будет произнесено слово «Аксаков»?

Каждый возраст находит в этой сказке себе отраду, это бессмертная и красивая сказка, а главное в ней – доброта. И чем дальше человек от детства, тем больше тянет его в страну всеобщего детства Сергея Тимофеевича Аксакова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск