Скачать 465.38 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ к УМК Г.И.Беленького, О.М.Хреновой 6 КЛАСС Пояснительная записка Общая характеристика программы Программа по литературе для основной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования (раздел «Литература»), представленного в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения; требований к результатам изучения предмета «Литература» на ступени основного общего образования; программы развития универсальных учебных действий и Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней предусмотрена преемственность с программой по литературному чтению для начальной школы. В соответствии с положением стандарта по литературе авторы предлагают собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, детализации содержания, выбору путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развитию, воспитанию и социализации учащихся. Программа включает четыре раздела. В пояснительной записке дана общая характеристика курса литературы на ступени основного общего образования; охарактеризован вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и требования к основным результатам изучения литературы на нескольких уровнях: личностном, метапредметном и предметном; определено место курса литературы в базисном учебном плане. В основном содержании представлен перечень изучаемых произведений, объединённых в содержательные блоки; даны краткие аннотации к литературным произведениям; указаны литературоведческие понятия и историко-литературные сведения, определяющие основное направление разбора художественных текстов. Примерное тематическое планирование по каждому классу включает перечень тем курса, объединённых в разделы по проблемно-тематическому, жанровому и историко-хронологическому принципам; указаны основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Для каждого раздела и темы обозначено примерное количество часов, отводимое на их изучение. Рекомендации по оснащению учебного процесса содержат перечень необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания литературы в основной общеобразовательной школе. Общая характеристика учебного предмета Специфика литературы как образовательной области определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщает их к духовным исканиям художников слова, к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Особую роль в этом отношении играет русская литература с её гуманистическим пафосом, патриотизмом и всечеловечностью. Основу курса литературы в школе составляет чтение, изучение и эстетическое освоение художественных произведений. Более глубокому и осмысленному их восприятию способствуют теоретико-литературные и историко-литературные знания. Продолжая курс литературного чтения, освоенного учащимися в начальной школе, литература в основной школе изучается на качественно ином уровне. Учебники в соответствии с программой включают: тексты произведений (полные или в некоторых случаях сокращённые) с необходимыми словарными комментариями; дидактические материалы: вопросы и задания, советы и рекомендации по самостоятельной работе, статьи (главы) историко- и теоретико-литературного характера, темы письменных работ, развёрнутые рекомендации по самостоятельному чтению, по внеклассной работе, проектные задания; краткие экскурсы в отечественную историю, позволяющие лучше понять изучаемые литературные произведения, а также обращение к произведениям других видов искусств. В каждом классе в качестве организующего начала выдвигается обобщающая проблема, не подавляющая специфики изучаемых произведений, а, наоборот, помогающая полнее и глубже освоить их содержание и особенности формы. Так, в 6-м классе – это человек, его внутренний мир как главный объект изображения в литературе. Учебники для 5–8-го классов представляют собой постепенно усложняющуюся систему, способствующую общему духовно-нравственному и литературному развитию учащихся, их гражданскому воспитанию. В 6-м классе учащиеся продолжают погружаться в мир литературы. Достижение определённого уровня начитанности позволяет им делать начальные обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений. Расширяется и усложняется круг устных и письменных работ. Более разнообразными становятся формы выполнения творческих заданий. Каждое произведение разбирается с учётом его идейно-художественного своеобразия, интересов и возможностей учащихся. Объединяя произведения по жанровому принципу (что целесообразно при изучении устного народного творчества), хронологически и проблемно-тематически, программа привлекает внимание учащихся к актуальным нравственным и художественным проблемам. 6-й класс включает проблемно-тематические разделы: «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека», «О, смех – великое дело!», «Человек в ситуациях нравственного выбора», «В детские годы». Но и там, где произведения сгруппированы по жанровому принципу (раздел «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»), акцентируется внимание на изображении человека: былинный герой, человек в древнерусской литературе, особенности литературного героя баллады. Чувство родины, тонкое восприятие картин природы, умение выразить вызванные ими чувства формируются при изучении разделов «О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» и «Движение весны». В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома), выразительному чтению (вслух) и тихому (про себя). Именно чтение и связанная с ним интерпретация художественного текста – основа изучения литературы в школе. Компьютерные технологии, которые широко применяются в учебном процессе, открывают большие возможности для привлечения к работе аудиовизуальных средств обучения. Однако при всей важности этих дополнительных материалов ведущей деятельностью на уроках литературы должно оставаться живое общение учащихся с книгой, с учителем, с одноклассниками. Именно общение способствует эмоциональному восприятию и осмыслению слова писателя, непосредственному выражению своих мыслей и чувств по поводу прочитанного. Теоретико-литературные знания, которыми учащиеся овладевают в соответствии с программой, не имеют самодовлеющего значения. Они только способствуют более глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке художественных произведений. Не только ограниченность учебного времени, но и необходимость расширять круг чтения, прививать любовь к чтению, развивать читательскую самостоятельность учащихся, когда умения, приобретённые на уроке, переносятся на внешкольное чтение и постепенно перерастают в читательскую компетентность, обусловливают наличие в программе трёх списков (трёх кругов) чтения. Произведения для чтения и изучения читаются и анализируются обстоятельно. Многие вопросы с целью овладения искусством анализа текста разбираются под руководством учителя. Произведения для чтения и бесед осваиваются в большей мере самостоятельно. На уроке они рассматриваются менее детально, чем произведения первого круга чтения. Учащиеся демонстрируют и развивают умения творчески использовать полученные знания в самостоятельном анализе, интерпретации и оценке литературных текстов. Возможны беседы о персонажах, идейно-художественных особенностях произведения, сопоставление литературного текста с экранизацией, театральной постановкой и т.д. Произведения для самостоятельного чтения (указаны в рубрике «Приглашаем в библиотеку») примыкают к изученным по тематике, проблематике, жанрам, героям и т.д. Они рекомендуются для свободного чтения по выбору учащихся. К ним можно обращаться на внеклассных занятиях, на специальных уроках по руководству внеклассным чтением или сопоставлять эти произведения с изучаемыми на основе общей темы, жанра, поднятых проблем, стилистики текста и т.д. Учителю предоставляется право определять последовательность изучения тем или отдельных произведений; переносить некоторые произведения из разделов «Для чтения и изучения» в раздел «Для чтения и бесед» и наоборот; выбирать методы и приёмы работы, формы проведения занятий; распределять время на освоение программного материала; определять виды и систему устных и письменных работ. Ориентиры в изучении произведений намечены в аннотациях, которые раскрывают те стороны содержания (проблематика, герои, события) и формы (композиция, жанр, язык), на которые следует обратить наибольшее внимание при анализе. Подобные аннотации не предопределяют единственно возможной трактовки. Учитель может, исходя из данных науки и критики, самостоятельно избирать аспекты разбора произведений литературы. Однако выбор преподавателя долями быть методически оправдан и соотноситься с образовательным эффектом, предусмотренным Федеральным государственным стандартом общего образования. В рубрике «Для чтения и бесед» аннотации предлагаются только в сложных случаях. Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования Являясь частью общественно-гуманитарного цикла, литература взаимодействует с другими дисциплинами: во взаимодействии с МХК, ИЗО и музыкой формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как обществознание и история, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся. Литература как искусство слова опирается на всё богатство национального языка: в единстве с русским языком развивает речевую культуру учащихся. Изучение русской литературы требует внимания к художественной речи. Перечисленные особенности литературы как учебного предмета определяют цель его изучения в основной общеобразовательной школе. Цель литературного образования в основной общеобразовательной школе – приобщение учащихся к богатству, нравственно-эстетическим ценностям русской и мировой литературы; овладение эстетической читательской деятельностью как способом переживания и понимания ценностного смысла подлинно художественных произведений, способом формирования собственного ценностного сознания; привитие потребности в такой деятельности. Достижение этой цели предполагает:
Результаты изучения предмета «Литература» в основной школе Личностные результаты Личностными результатами изучения курса литературы в основной школе являются:
Метапредметные результаты Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе состоят в освоении учащимися следующих универсальных учебных действий:
Предметные результаты Освоение произведений устного народного творчества выражается в способности учащихся:
Освоение произведений художественной литературы выражается в читательской компетентности учащихся, их способности:
|