Скачать 30.24 Kb.
|
Интегрированный урок французского языка и литературы. 9 класс подготовила: Никонова Л.И. Тема урока: «Все подвластно лишь сердцу». Цель урока: провести анализ сказки, исходя из взглядов на жизнь главного героя произведения; совершенствовать умение учащихся проводить литературоведческий и лингвистический разбор художественного текста; на примере образа Маленького Принца подвести учащихся к пониманию самого главного в жизни: необходимости философски – гуманного, ответственного отношения к жизни, ее ценностям, к окружающим близким людям. Ход урока: 1. Вступительное слово учителя. Ребята, на уроке вы будете переводчиками и актерами, литературоведами и языковедами, сказочниками и даже философами…Знание иностранного языка даст возможность услышать сказку на языке ее автора, что непременно поможет развитию языкового чутья. Нежность, мелодичность, изысканность, лиричность языка станут хорошим подспорьем в раскрытии обаяния личности писателя и его литературных героев. Антуан де Сент Экзюпери – человек и писатель. Каким же он был ? Какой хотел видеть писатель Планету? Сказка была написана в 1943 году, в годы Французского Сопртивления гитлеровскому фашизму. Кто же должен был услышать ее , кому она адресована? На что сподвигло «зоркое сердце» писателя и военного летчика, усвоившего уроки войны? Как и всегда, требуется сохранять и возрождать человеческое в человеке, веру в будущее, делать ставку на красоту подвига и героизм, благородство и доброту, верность в дружбе и ответственность за близкого человека. Хотелось бы пожелать толерантности и вашему сердцу. 2. Биографическая справка об Антуане де Сент Экзюпери. Antoine Marie – Roger de Saint – Exupéry est né à Lyon le 29 juin 1900. Il était le troisième enfant du comte Jean – Marie de Saint – Exupéry, inspecteur d’assurances et de Marie de Fons – Colombe. Le père d’ Antoine est mort à l’ âge de 40 ans, laissant cinq enfants à sa veuve. Après la mort de son mari, M.me de Saint – Exupéry est revenue à la Môle, chez sa mère, avec ses enfants. Antoine était un enfant robuste et gai. Il était très curieux. A cette époque les premiers aéroplanes commençaient à s’élever dans le ciel de France. A quelques kilomètres de Saint – Maurice se trouvait un terrain d’ aviation. Antoine y allait parfois a la bicickette. La, il attendait qu’un avion prenne son vol. (демонстрация фотографий из биографии писателя) 3.Знакомство с Сент – Экзюпери – человеком в процессе работы над текстом. Учитель: Ребята, может быть, из текста сказки вы сделали маленькие, но важные открытия об Экзюпери – человеке, писателе? Ученик: Герой, повествователь в сказке, очень похож на автора. Мы узнаем, что в шестилетнем возрасте рассказчик показал взрослым рисунок, на котором был изображен удав, проглотивший слона. Взрослые же увидели на этом рисунке шляпу, не поняли юного художника. (Ученик читает отрывок из первой главы.) Учитель: В течение урока мы будем вести необычную колонку «Хороших, добрых слов».( На магнитную доску прикрепляется таблица: «Что соединяет людей»). По значению это « доброе выражение» близко к формулировке темы нашего урока. Почему в xx веке, веке технического и научного прогресса, веке двух мировых войн, бессмысленной вражды двух лагерей, не технике и не науке, не политике, а «зоркому сердцу», «узам, соединяющим людей» придавал приоритетное значение Сент-Экзюпери? Мы будем искать ответ на этот вопрос, размышляя над прочитанным. (Чтение отрывков из сказки и нахождение ответов по прочитанному.) 4.Сжатый пересказ сказки. (делает один из учеников на русском языке.) 5.Выборочный анализ глав сказки. Учитель: Какие слова, выражения в прочитанном отрывке могут быть названы «добрыми»? Ученик называет выражения «Не стоит сердиться», « Быть снисходительным», которые переводятся на французский язык, и табличка с этими выражениями прикрепляется на доску. Учитель: Небольшая инсценировка напомнит вам о характере взаимоотношений Розы и Маленького Принца. ( Ученики показывают инсценировку.) Учитель: Выпишем в колонку «добрых слов» - Думать не только о себе. (Ученики показывают инсценировку на французском языке – встречу Лиса и Маленького Принца.) Вопрос: Каков главный секрет Лиса?, Как надо приобретать друзей? Ученик: « Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою Розу. Учитель: Слова, входящие в понятие « Добрые слова»: узы, соединяющие людей, не стоит сердиться, быть снисходительным, рад был ему служить, нежность, уметь любить, думать не только о себе, ты всегда в ответе …, озаряла жизнь. 6.Защита рисунков учащихся по сказке. 7.Итог урока: « Что самое главное в жизни?» 8.Оценки за урок. |