Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/19
Дата публикации06.02.2014
Размер2.93 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"

"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова




Замолоцких Е.Г.




______________________

_____Ерофеева Е.А._____




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 10.09.12.

Учебно-методический комплекс

по модулю Б3.КВ9 «Социолингвистика»

Факультет филологический

Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль 050110 Филологическое образование

Кафедра русского языка

3 курс очное, набор 2011 г.

Составитель: д.ф.н., доц., проф. кафедры русского языка Чапаева Л.Г.

Москва-2012

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

Ерофеева Е.А._____(ФИО)

Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_10_» ___09____2012_г.

  1. Программа модуля «Социолингвистика»

Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль 050110 Филологическое образование

Составители: д.ф.н. Чапаева Л.Г. проф. кафедры русского языка

Москва-2012

1. Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса

Цель: изучение общественной обусловленности возникновения, развития и функционирования языка и его активной роли в жизни общества. Важнейшая задача заключается в том, чтобы дать студентам систему понятий и исследовательских приемов для объяснения языковых и речевых явлений как отражения взаимовлияния социальных и лингвистических факторов, сформировать у студентов системутеоретических знаний основных проблем социолингвистики и  ее методической базы.

Задачи:

- знать предмет, цели и задачи изучаемой дисциплины;


- усвоить основные понятия и термины социолингвистики;


- знать главные направления социолингвистики;


- изучить взаимоотношения между языком и обществом (язык и культура, язык и история, язык и этнос, и церковь, и   школа, и политика, и массовая коммуникация);


- изучить ситуации выбора говорящими варианта языка (или элемента, единицы языка);
- изучить особенности языка разных социальных и  возрастных групп говорящих.

Объем в ЗЕ: ____________2____________________________

Время изучения: курс______3______семестр_______6__________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Основы языкознания, Современный русский язык

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Курсы по выбору

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный

Кластерная принадлежность ОМ:

мировоззренческий

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
ПК ПедБ-10-М09

Имеет представление о диалектном разнообразии, социальной стратификации и стилистических ресурсах русского языка
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

- изучить ситуации выбора говорящими варианта языка (или элемента, единицы языка);

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Использование активных методов обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень: тесты на дополнение, классификация, опрос

2 уровень: эксперимент, реферат

3 уровень: эссе, проект

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер

Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ПК ПедБ-10-М09




Тема 1

Социальная стратификация языка

Конспекты, презентации

1 уровень: тесты на дополнение, классификация, опрос

2 уровень: эксперимент, реферат

2 уровень: эксперимент, реферат

3 уровень: эссе, проект


конспект

письменная и устная формы

ПК ПедБ-10-М09




Тема 2

Типология языковых ситуаций.

Конспекты, презентации

1 уровень: тесты на дополнение, классификация, опрос

2 уровень: эксперимент, реферат

2 уровень: эксперимент, реферат

3 уровень: эссе, проект


конспект

письменная и устная формы

ПК ПедБ-10-М09




Тема 3

Язык и культура

Конспекты, презентации

1 уровень: тесты на дополнение, классификация, опрос

2 уровень: эксперимент, реферат

2 уровень: эксперимент, реферат

3 уровень: эссе, проект


конспект

письменная и устная формы

ПК ПедБ-10-М09




Тема 4

Речевое поведение. Речевое общение и социальные роли говорящих

Конспекты, презентации

1 уровень: тесты на дополнение, классификация, опрос

2 уровень: эксперимент, реферат

2 уровень: эксперимент, реферат

3 уровень: эссе, проект


конспект

письменная и устная формы

ПК ПедБ-10-М09




Тема 5

Языки межэтнического общения

Конспекты, презентации

1 уровень: тесты на дополнение, классификация, опрос

2 уровень: эксперимент, реферат

2 уровень: эксперимент, реферат

3 уровень: эссе, проект


конспект

письменная и устная формы

2. Объем модуля и виды учебной работы

Очная форма обучения

Год приема 2011

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Филологический / Педагогическое образование

Социолингвистика

Лекции

14

22

6

Практические/семинарские

14

22

6

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен







6

Общий объем часов по дисциплине

28

44





3. Содержание модуля/ дисциплины «Социолингвистика» (курс по выбору)

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

очное отделение

год приема 2011

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары



Самостоятельная работа

1.

Социальная стратификация языка

2

2







8

2.

Типология языковых ситуаций.

4

4







8

3.

Язык и культура

4

2







10

4.

Речевое поведение. Речевое общение и социальные роли говорящих

2

4







10

5.

Языки межэтнического общения

2

2







8


3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

очное отделение

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Социальная стратификация языка

Предмет, объект исследования, цели и задачи науки. Социолингвистика как междисциплинарная наука, изучающая обусловленность языковых явлений и использование языковых единиц социальными факторами. Основные понятия, проблематика, задачи исследования. Основные понятия социолингвистики: языковой коллектив, социально-коммуникатив ная система, стратификационная и ситуативная вариативность языка, социальные диалекты, социолингвистические переменные. Понятие макро- микросоциолингвистики. Синхроническая и диахроническая социолингвистика. Теоретическая и экспериментальная социолингвистика.

2ч.

Лекция 1.

Цели, задачи, предмет и объект. Направления и методы социолингвистики.

Понятийный аппарат социолингвистики.


2ч.

Тема 1.

Функции языка


2.

Типология языковых ситуаций.

Понятие языковой ситуации. Экзоглоссная и эндоглоссная языковая ситуация. Дифференциальные признаки языковых ситуаций. Язык и религия. Народы и религии на карте мира в прошлом и настоящем. Понятие языковой политики.



Лекция 2.

Типология языковых ситуаций.Функциональное двуязычие.

Лекция 3.

Языковая ситуация и языковая политика. Национально-языковая политика.



Тема 2.

Сферы использования языка.

Тема 3.

Национально-языковая политика.

3.

Язык и культура

Общечеловеческий культурный компонент в языковой семантике. Безэквивалентная лексика и лакуны. Становление национальных языков. Соотношение литературного языка и диалектов, социолектов.

Язык и культура, понимаемая как комплекс представлений того или иного народа о мире. Национально-культурная специфика речевого поведения. Языковая картина мира (ЯКМ).



Лекция 4-5.

Лингвосоциокультурологические проблемы языковой коммуникации.

Национально-культурная специфика речевого поведения. Языковая картина мира (ЯКМ).



Тема 4.

Проблема влияния языка на культуру. Различные подходы к проблеме (В. Гумбольд, А.А. Потебня, теория лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа, концепция лингвокультурных типов Б.М. Гаспарова)


4.

Речевое поведение. Речевое общение и социальные роли говорящих

Речевая ситуация как ситуация, составляющая контекст высказывания. Понятие социальной роли и социального статуса. Понятие речевого поведения. Характеристика речевого поведения. Особенности речевого поведения в разных социальных группах.



Лекция 6

Речевое общение и социальные роли говорящих.



Тема 5-6.

Речевая и неречевая коммуникация, коммуникативная ситуация. Коммуникативная компетенция носителя языка.


5.

Языки межэтнического общения

Языковые образования. Распределение языковых образований по сферам общения. Языки межэтнического общения: койне, пиджины. Креолизация пиджинов и креольские языки. Многоязычие. Процессы контактирования языков: двуязычие и диглоссия; интерференция как результат языковых контактов в двуязычии. Международные и мировые языки. Искусственные языки-посредники.



Лекция 7.

Языки межэтнического общения. Международные и мировые языки. Искусственные языки-посредники.



Тема 7.

Языки и народы мира. Языковая и этническая картина мира.

Основные понятия


Языковое сообщество. Родной язык и смежные понятия. Языковой код. Социально-коммуникативная система. Языковая ситуация. Переключение и смешение кодов. Интерференция. Языковая вариативность. Языковая норма. Литературный язык (стандарт). Диалект. Социолект. Арго. Жаргон. Сленг. Койне. Просторечие. Диглоссия и двуязычие. Сферы использования языка. Речевая и неречевая коммуникация. Коммуникация ситуация. Речевое общение, речевое поведение, речевой акт. Коммуникативная компетенция носителя языка.

Соотношение языка и диалектов. Соотношение бесписьменных идиом. Устный идиом и письменная традиция. Гетерогенные языковые традиции. Теория антиномий. Пиджины и креольские языки. Контактный язык. Контактный минимум. Собственно лингвистический уровень. Социальный аспект речевого общения. Речевое общение Социальная регуляция речевого общения. Социальные ограничения. Социальные компоненты в семантике слова. Синхроническая социолингвистика. Диахроническая социолингвистика. Макросоциолингвистика. Теоретическая и экспериментальная социолингвистика. Социолингвистика и социология языка. Прикладная социолингвистика. Речевое поведение. Стереотипы поведения.

1. Календарно-тематический план
Факультет филологический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю

Б3.КВ9 «Социолингвистика»

Форма обучения очная

Курс 3, семестр 6
Год набора 2011

направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самосто

ятельная

работа

Календарные сроки выполнения

Педагогическое образование

Социальная стратификация языка

12

2

2




8

Февраль

Типология языковых ситуаций.

16

4

4




8

Март

Язык и культура

16

4

2




10

Апрель

Речевое поведение. Речевое общение и социальные роли говорящих

16

2

4




10

Апрель




Языки межэтнического общения

12

2

2




8

май




  1. Организация самостоятельной работы студентов


График самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Факультет филологический

Специальность/ направление: Педагогическое образование, бакалавр

Курс 3

Год набора 2011


направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

февраль

март

апрель

февраль

март

апрель

май

июнь

Педагогическое образование

Социолингвистика как наука изучающая язык в его социальном контексте.

Устный опрос, доклады, рефераты

*






















Направления и методы социолингвистических исследований

Устный опрос, доклады, рефераты

*






















Языковая личность как лингвокультурный феномен.

Устный опрос, доклады, рефераты




*




*

*










Стереотипы сознания как социолингвистический феномен

Устный опрос, доклады, рефераты




*










*

*




Речевое и социальное поведение.

Устный опрос, доклады, рефераты







*










*





Тематика рефератов
1. Основные сферы использования языка в социуме. Вопрос о соотношении сфер существования языка и функциональных стилей.

2. Понятие состояние языка как социолингвистическая категория. Компоненты, характеризующие состояние языка.

3. Культурно-этнический и психолого-педагогический аспекты билингвизма.

4. Социолингвистические зоны как объединение коммуникативных сред.

5. Особая роль неконвенционального понимания языкового знака в развитии культуры и письменности социумов.

6. Отношение к табу и заимствованиям как примеры трудности воздействия общества на язык.

7. Национально-языковая политика и ее аспекты в условиях моно- и билингвизма.

8. Социолингвистические аспекты речевого поведения. Влияние социальных факторов на участников речевой коммуникации. Цели участников коммуникации. Нормы интерпретации сообщения, нормы взаимодействия. Каналы и содержание коммуникации.

9. Носитель языка в социальной структуре. Проявление статуса и роли в языке.

10. Основные направления социальной эволюции языков. Совершенствование языков.



  1. Тематика курсовых проектов (работ)

  1. Проблемы сложения донациональных литературных языков.

  2. Языковая ситуация и краткая текстовая история средневековой России.

  3. Русские летописи как древнейшие памятники литературного языка.

  4. Семантические и синтаксические особенности славянских заговоров (к вопросу о магической функции речи).

  5. Русские табу.

  6. Инвективная лексика в контексте современных тенденций речевой коммуникации (о детабуизации бранной лексики).

  7. Терминология как область наиболее результативного воздействия общества на язык.

  8. Типология языковых ситуаций в русскоговорящих странах.

  9. Креативные гибридные образования как случаи языковой игры (в художественном тексте и молодежном сленге).

  10. О понятии и термине «языковая игра».

  11. Коммуникативное поведение русскоязычных в общественном транспорте.

  12. Проблемы языковой политики в России.

  13. Октябрьская революция и русский язык.

  1. Тематика ВКР (не предусмотрены)

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины
Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Основная:

Швейцер, А.Д.
   Современная социолингвистика : Теория. Проблемы. Методы / А. Д. Швейцер. - 4-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2012. - 176 с. - (Из лингвистического наследия А.Д. Швейцера).

Бондалетов, В.Д.
   Социальная лингвистика : учеб. пособие / В. Д. Бондалетов. - 3-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2012. - 200 с.
Дополнительная:

Беликов В.И. , Крысин Л.П. Социолингвистика.- М, 2009 (2001)

Белл Р. Социолингвистика: цели, методы и проблемы / З. Белл. - М., 1980.

Швейцер А.Д. Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. — М., 1978.

Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. — М., 1987.

Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. — М.,2000.

Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков.- М., 2002

Алпатов В.М. Проблема двуязычия и языков национальных меньшинств// Речевое общение в условиях языковой неоднородности.-М., 2000

Арутюнова Н.Д. Человеческий фактор в языке / Н.Д. Арутюнова. - М., 1992.

Байбурин А.К. Этнические стереотипы поведения / А.К. Байбурин. - Л., 1985.

Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования.- Киев, 1979.

Вежбицкая А. Речевые акты / А. Вежбицкая // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1985.

Верещагин Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.,1976.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения.- М., 1993.

Головин Б.Н. Вопросы социальной дифференциации языка / Б.Н. Головин. -Л., 1989.

Дьячков М.Б. Социальная роль языков в межэтнических сообществах.- М., 1993.

Елофеева Ф.А. , Русаков Ф.Ю. Проблемы языковой интерференции.- Л., 1990.

Жирмунский В.М. Проблема социальной дифференциации языков// Язык и общество.- Л., 1968.

Звягинцев В.А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике// АН СССР Сер. Лит. и яз. Вып.3.- М., 1982.

Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра.- М., 1998

Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка.— М., 1989.

Лабов У. О механизме языковых изменений// Новое в лингвистике. Вып.7. Социолингвистика.- М., 1975.

Михальченко В.Ю. Национально-языковые конфликты на языковом пространстве бывшего СССР// Язык в контексте общественного развития.- М., 1994.

Нарумов Б.П. Национально-культурная специфика речевого поведения / Б.П. Наумов. - М., 1977.

Национальная политика в СССР: история и современность.-М., 1997

Поливанов Е.Д. Типология и эволюция межкультурных искусственных языков / Е.Д. Поливанов. – М., 1976.

Принципы и методы социолингвистических исследований. —М., 1989.

Русский язык и советское общество. Социолингвистическое исследование. — М.,1968.

Русский язык конца ХХ столетия (1985—1995). — М.,1996.

Сепир Э. Общие труды по языкознанию и культурологии.- М., 1993.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.

Социально—лингвистические исследования. — М., 1976.

Теоретические проблемы социальной лингвистики. — М., 1981.

Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка. —М., 1994.

Ягич И.В. Язык и моделирование социального взаимодействия / И.В. Ягич. – М., 1987.

____________________________________________________________________________

в) информационное обеспечение (Интернет- ресурсы, программные средства, мультимедиа технологии)

http://www.filologia.su/sociolingvistika
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск