Скачать 2.93 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс по модулю Б3.КВ9 «Социолингвистика» Факультет филологический Направление: 050100 Педагогическое образование Профиль 050110 Филологическое образование Кафедра русского языка 3 курс очное, набор 2011 г. Составитель: д.ф.н., доц., проф. кафедры русского языка Чапаева Л.Г. Москва-2012 Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ Ерофеева Е.А._____(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «_10_» ___09____2012_г.
Направление: 050100 Педагогическое образование Профиль 050110 Филологическое образование Составители: д.ф.н. Чапаева Л.Г. проф. кафедры русского языка Москва-2012 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Цель: изучение общественной обусловленности возникновения, развития и функционирования языка и его активной роли в жизни общества. Важнейшая задача заключается в том, чтобы дать студентам систему понятий и исследовательских приемов для объяснения языковых и речевых явлений как отражения взаимовлияния социальных и лингвистических факторов, сформировать у студентов системутеоретических знаний основных проблем социолингвистики и ее методической базы. Задачи: - знать предмет, цели и задачи изучаемой дисциплины; - усвоить основные понятия и термины социолингвистики; - знать главные направления социолингвистики; - изучить взаимоотношения между языком и обществом (язык и культура, язык и история, язык и этнос, и церковь, и школа, и политика, и массовая коммуникация); - изучить ситуации выбора говорящими варианта языка (или элемента, единицы языка); - изучить особенности языка разных социальных и возрастных групп говорящих. Объем в ЗЕ: ____________2____________________________ Время изучения: курс______3______семестр_______6__________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Основы языкознания, Современный русский язык Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Курсы по выбору Групповая принадлежность ОМ: профессиональный Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): ПК ПедБ-10-М09 Имеет представление о диалектном разнообразии, социальной стратификации и стилистических ресурсах русского языка Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: - изучить ситуации выбора говорящими варианта языка (или элемента, единицы языка); Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Использование активных методов обучения Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень: тесты на дополнение, классификация, опрос 2 уровень: эксперимент, реферат 3 уровень: эссе, проект Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем модуля и виды учебной работы Очная форма обучения Год приема 2011
3. Содержание модуля/ дисциплины «Социолингвистика» (курс по выбору) 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий очное отделение год приема 2011
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД очное отделение
Основные понятияЯзыковое сообщество. Родной язык и смежные понятия. Языковой код. Социально-коммуникативная система. Языковая ситуация. Переключение и смешение кодов. Интерференция. Языковая вариативность. Языковая норма. Литературный язык (стандарт). Диалект. Социолект. Арго. Жаргон. Сленг. Койне. Просторечие. Диглоссия и двуязычие. Сферы использования языка. Речевая и неречевая коммуникация. Коммуникация ситуация. Речевое общение, речевое поведение, речевой акт. Коммуникативная компетенция носителя языка. Соотношение языка и диалектов. Соотношение бесписьменных идиом. Устный идиом и письменная традиция. Гетерогенные языковые традиции. Теория антиномий. Пиджины и креольские языки. Контактный язык. Контактный минимум. Собственно лингвистический уровень. Социальный аспект речевого общения. Речевое общение Социальная регуляция речевого общения. Социальные ограничения. Социальные компоненты в семантике слова. Синхроническая социолингвистика. Диахроническая социолингвистика. Макросоциолингвистика. Теоретическая и экспериментальная социолингвистика. Социолингвистика и социология языка. Прикладная социолингвистика. Речевое поведение. Стереотипы поведения. 1. Календарно-тематический план Факультет филологический Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю Б3.КВ9 «Социолингвистика» Форма обучения очная Курс 3, семестр 6 Год набора 2011
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения Факультет филологический Специальность/ направление: Педагогическое образование, бакалавр Курс 3 Год набора 2011
Тематика рефератов 1. Основные сферы использования языка в социуме. Вопрос о соотношении сфер существования языка и функциональных стилей. 2. Понятие состояние языка как социолингвистическая категория. Компоненты, характеризующие состояние языка. 3. Культурно-этнический и психолого-педагогический аспекты билингвизма. 4. Социолингвистические зоны как объединение коммуникативных сред. 5. Особая роль неконвенционального понимания языкового знака в развитии культуры и письменности социумов. 6. Отношение к табу и заимствованиям как примеры трудности воздействия общества на язык. 7. Национально-языковая политика и ее аспекты в условиях моно- и билингвизма. 8. Социолингвистические аспекты речевого поведения. Влияние социальных факторов на участников речевой коммуникации. Цели участников коммуникации. Нормы интерпретации сообщения, нормы взаимодействия. Каналы и содержание коммуникации. 9. Носитель языка в социальной структуре. Проявление статуса и роли в языке. 10. Основные направления социальной эволюции языков. Совершенствование языков.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература Основная: Швейцер, А.Д. Современная социолингвистика : Теория. Проблемы. Методы / А. Д. Швейцер. - 4-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2012. - 176 с. - (Из лингвистического наследия А.Д. Швейцера). Бондалетов, В.Д. Социальная лингвистика : учеб. пособие / В. Д. Бондалетов. - 3-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2012. - 200 с. Дополнительная: Беликов В.И. , Крысин Л.П. Социолингвистика.- М, 2009 (2001) Белл Р. Социолингвистика: цели, методы и проблемы / З. Белл. - М., 1980. Швейцер А.Д. Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. — М., 1978. Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. — М., 1987. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. — М.,2000. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков.- М., 2002 Алпатов В.М. Проблема двуязычия и языков национальных меньшинств// Речевое общение в условиях языковой неоднородности.-М., 2000 Арутюнова Н.Д. Человеческий фактор в языке / Н.Д. Арутюнова. - М., 1992. Байбурин А.К. Этнические стереотипы поведения / А.К. Байбурин. - Л., 1985. Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования.- Киев, 1979. Вежбицкая А. Речевые акты / А. Вежбицкая // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1985. Верещагин Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.,1976. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения.- М., 1993. Головин Б.Н. Вопросы социальной дифференциации языка / Б.Н. Головин. -Л., 1989. Дьячков М.Б. Социальная роль языков в межэтнических сообществах.- М., 1993. Елофеева Ф.А. , Русаков Ф.Ю. Проблемы языковой интерференции.- Л., 1990. Жирмунский В.М. Проблема социальной дифференциации языков// Язык и общество.- Л., 1968. Звягинцев В.А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике// АН СССР Сер. Лит. и яз. Вып.3.- М., 1982. Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра.- М., 1998 Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка.— М., 1989. Лабов У. О механизме языковых изменений// Новое в лингвистике. Вып.7. Социолингвистика.- М., 1975. Михальченко В.Ю. Национально-языковые конфликты на языковом пространстве бывшего СССР// Язык в контексте общественного развития.- М., 1994. Нарумов Б.П. Национально-культурная специфика речевого поведения / Б.П. Наумов. - М., 1977. Национальная политика в СССР: история и современность.-М., 1997 Поливанов Е.Д. Типология и эволюция межкультурных искусственных языков / Е.Д. Поливанов. – М., 1976. Принципы и методы социолингвистических исследований. —М., 1989. Русский язык и советское общество. Социолингвистическое исследование. — М.,1968. Русский язык конца ХХ столетия (1985—1995). — М.,1996. Сепир Э. Общие труды по языкознанию и культурологии.- М., 1993. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992. Социально—лингвистические исследования. — М., 1976. Теоретические проблемы социальной лингвистики. — М., 1981. Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка. —М., 1994. Ягич И.В. Язык и моделирование социального взаимодействия / И.В. Ягич. – М., 1987. ____________________________________________________________________________ в) информационное обеспечение (Интернет- ресурсы, программные средства, мультимедиа технологии) http://www.filologia.su/sociolingvistika |