Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 84.02 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.02.2014
Размер84.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Великие России имена. Александр Невский

Оборудование: компьютер, портрет А. Невского, презентация, карта, учебники, атлас.

Цель: работать над формированием УУД (универсальных, учебных действий)

Задачи:

  1. Организовать учебную деятельность, развивающую учебно-познавательную мотивацию учащихся;

  2. Выбрать методы (поисковый, исследовательский) и применить групповые формы обучения, которые обеспечат полную и адекватную ориентировку ученика в задании;

  3. Организовать форму учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициативность ученика.

Ход урока

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о великих князьях Средневековой Руси. О каком князе идет речь, вы должны ответить сами, прослушав стихотворение Константина Симонова «Ледовое побоище».
…Уже смешались люди, кони,

Мечи, секиры, топоры,

А князь по-прежнему спокойно

Следит за битвою с горы.
…И только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

Он полыхнув мечом на солнце,

Повел дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новгородские полки.
По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты.


Ученик (Александр Невский)
Учитель

Тема нашего урока: «Великие России имена. Александр Невский»

Нам необходимо сформулировать проблему нашего занятия. Посмотрите на тему урока. Какие вопросы у вас возникают?
Ученик. Почему имя Александра Невского названо Великим?
Учитель. Этот вопрос и будет нашей проблемой. На него мы должны ответить в конце урока. Но для этого нам необходимо наметить шаги исследования. Как вы думаете, что нам необходимо знать об этом князе, чтобы ответить на проблемный вопрос?
(Ответы учащихся.)
Учитель. Из перечисленного вами мы составляем план урока. (доска, слайд)

1. Детство и юность А. Невского

2. А. Невский – полководец

3. А. Невский – государственный деятель

4. А. Невский в оценках современников и потомков

5. Значение деятельности А. Невского для русского государства.


  1. Учитель

Приступим к первому пункту нашего плана. Откройте учебник на стр. 108 п. 13, п 3 прочтите и ответьте на вопрос Каким было детство и юность Александра Ярославича? Сравните, какие качества воспитывали у А. Невского и других князей?
Ученик (смелость, храбрость, отвагу, любовь к Родине, умение её защищать)
Учитель Действительно юных князей воспитывали воинами, защитниками земли русской, патриотами.
Обратимся к картине П. А. Корина «Александр Невский», которая была написана в годы Великой Отечественной войны.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d2/nevskykorinstamp.jpg/220px-nevskykorinstamp.jpg


Каким предстает на картине перед нами князь?
Ученик (как защитник земли русской.)
Учитель.

Почему в годы ВОв. Мы вновь обращаемся к своему историческому прошлому?
Ученик (чтобы вдохновить советский народ на великий подвиг, как это делала А. Невский)



  1. Учитель

Переходим ко второму пункту нашего плана. «Александр Невский - великий полководец». Дома вы работали с дополнительным материалом (энциклопедии, интернет).

-Что вы можете сказать об Александре – как о полководце?
-За что он получил прозвище Невский?
Ученик (кратко о Невской битве.)
-Просмотр анимационного фильма «Ледовое побоище»
Работа по источникам

Задание: Прочтите вслух в группах фрагмент летописи «Ледовое побоище» и ответьте на вопросы:

-Почему на озере не было видно льда?

-Что означает выражение летописца «гнали их русские с боем как по воздуху…»?
Ледовое побоище

(отрывок из летописи)

«Был тогда субботний день, а на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающих копий и звук ударов мечей, так что лед на замершем озере подломился, и не было видно льда, потому что он покрылся кровью. Я сам слышал об этом от очевидца, бывшего там.

И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега , и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 59 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля 1242 года…»

Ответы на вопросы.
Учитель. Полководческий талант Александра Невского отражен в житиях, сказаниях и других литературных произведениях различных времён. А сейчас мы с вами посмотрим, как изученные нами события показаны в фильме известного режиссёра Сергея Эйзенштейна.
Просмотр фрагмента художественного фильма «Александр Невский»
Учитель. В результате победы Александра Невского на Чудском озере Орден вынужден был прислать в Новгород послов и отказаться от агрессивных замыслов по отношению к Руси. Победа над крестоносцами пресекла попытки утвердить на Руси католицизм.
Работа со словарем

Католицизм (католичество) – Христианское вероисповедание с церковной организацией, возглавляемой римским папой. (Словарь русского языка С. И. Ожегова М., «Русский язык» 1989 с. 219)


  1. Учитель

Переходим к третьему пункту нашего плана Александр Невский – государственный деятель. Откроем учебник на с. 118 п.14 п. 3 «Борьба русского народа против ордынского владычества», абзац 2.

-каким предстает перед нами князь Александр Невский?

Ответы учеников (мудрый, дипломат, выбрал правильную тактику.)

Работа с картой

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/d/d9/rus-1240-nevski.png/260px-rus-1240-nevski.png
-Найдите на карте и покажите государства, с которыми приходилось А. Невскому воевать.

(шведы, ливонский и тевтонские ордена)

- Где они находятся?

На западе?

-какую политику в отношении западных соседей проводил Александр Невский?

(отражал агрессию и распространение католичества на Русь)

-как складывались отношения между Русью и Ордой

(мирные, А. Невский несколько раз посетил Орду, дружеские отношения)

Анализ исторической ситуации.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

- Князю Александру Невскому приходилось подавлять народные восстания. Однако, несмотря на это, он остался в памяти народа мудрым правителем и защитником земли Русской

-Почему Александр Невский проводил политику компромисса с Ордой?

- Не был другом Орды, но придерживался мирных отношений, так как силы были неравны.

-Князь был лояльным по отношению к монголо-татарам. Для борьбы с ними требовалось восстановить силы, не допустить нового разорения русских земель.

Учитель

Александр Невский был не только выдающийся полководец, но и умный политик, тонкий дипломат. Его деятельность пришла на тяжелую для Руси пору: монгольские орды опустошили страну, с запада угрожало нашествие германских, скандинавских и литовских феодалов. В этих условиях Александр Невский вел сложную политическую борьбу, целью которой было сохранение независимого русского народа. Он вел переговоры с папой римским, с Золотой Ордой, с германскими государствами.

4.Учитель. Переходим к пятому пункту нашего плана «Александр Невский в оценках современников и потомков».

Вы дома должны были найти высказывания современников и потомков об Александре Невском. Зачитать.
Все, что мне говорили о нём, всё правда: нет подобного этому князю (хан Батый).
Чада мои милые! Знайте, зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле (Митрополит Кирилл).

Ростом он был выше прочих людей, а голос его раздавался как труба в народе, алицо его было как лицо Иосифа…Сила его была частью от силы Самсона, а премудрость от Соломона, дал Бог ему храбрость царя римского Веспасиана… Князь Александр Ярославич, побеждая, был непобедим (из жития).



Крупнейшие русские историки Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев уделили значительное внимание личности князя и при этом воздали должное уважение его деятельности. Н.М. Карамзин называет Александра «героем Невским»; Н.И. Костомаров отмечает его мудрую политику с Ордой и православный дух его княжения; С.М. Соловьев пишет: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».
Высоко оценен жизненный подвиг Александра Невского в наше время, в годы Великой Отечественной войны был утвержден Орден Александра Невского. (рассказ ученика)
5. Учитель

-Так каково же значение деятельности Александра Невского?
Учащиеся:

-Александр посвятил свою жизнь непрерывному, трудному служению Отчизне. Он не допустил агрессии с запада и вел дружественную политику с Ордой, так Русь в то время ещё не могла дать достойного отпора монголо-татарам.
Учитель.

Подведем итог

Почему Александра Невского относят к великим сыновья России?

Почти восемь веков в благодарной памяти россиян живет имя Александра Невского. В годы славы российского оружия и в годы великих битв оно становилось символом единения, частью общей национальной идеи.
Рефлексия (график)

Итог урока.

Оценки.

Д/з написать эссе об историческом деятеле по плану

  1. В какую эпоху жил

  2. Черты характера

  3. Какие события происходили в годы правления А. Невского

  4. Ваше отношение к историческому деятелю.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/8/8e/nevski_pskov.jpg/220px-nevski_pskov.jpg

Памятник дружине А. Невского в Пскове

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1c/alexander_nevsky_1942.jpg/220px-alexander_nevsky_1942.jpg

Ал. Невский Н. К. Рерих

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a2/nevskypapallegates_variation.jpeg/220px-nevskypapallegates_variation.jpeg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2b/alexander_nevskiy_archangelskiy_sobor.jpg/220px-alexander_nevskiy_archangelskiy_sobor.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/45/henryk_siemiradzki_001.jpg/220px-henryk_siemiradzki_001.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/45/henryk_siemiradzki_012.jpeg/220px-henryk_siemiradzki_012.jpeg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/40/alexander_newski.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/74/nevski3.jpg/220px-nevski3.jpg

александр невский

А Невский

невская битва

мерная икона св.блг.князя александра невского, написанная в мастерской данилова монастыря / danilov-master.ru


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск