№
|
| Описание
|
| Тип урока
| Урок первичного предъявления новых знаний(урок изучения нового материала).
|
| Класс
| 6
|
| Тема
| Безличные глаголы.
|
| Образовательная программа, автор
| Русский язык, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский
|
| Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе
| Введение новой темы.
|
| Универсальные учебные действия
| Личностные
| Формирование основ гражданской идентичности личности, основ бережного отношения к природе, к русской речи.
|
Регулятивные
| Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; определение последовательности действий; способность к мобилизации сил и энергии.
|
Познавательные
| Поиск и выделение необходимой информации о значении безличных глаголов; умение структурировать знания; анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепочки рассуждений (анализ текста).
|
Коммуникативные
| Выявление проблемы, поиск альтернативных способов разрешения конфликта; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; коррекция.
|
| Определение ценностных основ, цели и задач урока
| Цель:
- усвоение понятия «безличные глаголы», формирование умения отличать безличные глаголы от личных.
Задачи:
1.Образовательные:
- познакомиться со значением безличных глаголов;
- формировать навыки синтаксического разбора;
- научиться находить безличные глаголы в предложениях. 2. Развивающие:
- обогащать словарный запас;
- развивать устную речь учащихся
3. Воспитывающие:
- воспитывать любовь к природе;
-прививать бережное, уважительное отношение к русскому языку.
|
| Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке сопоставимыми психолого-педагогической характеристики класса
| Основной дидактический метод:
Репродуктивный, практический, объяснительно-иллюстративный, словесный.
Частные методы и приемы: беседа, поисковый, наглядный, формирования умений и навыков по применению знаний на практике, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, демонстрация плакатов, упражнения, работа с книгой.
|
| Представление структуры урока и информации о расходе времени на различных его этапах
| План урока 1. Организационный момент.
Приветствие. Постановка целей – мотивация (1 мин.).
2. Введение нового материала.
2.1. Работа с текстом (6 мин.).
Задание: запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений.
Вечерело. Мне не сиделось дома, и я отправился к реке.
Солнце уже закатилось. Постепенно свежеет. Вот и река. Хочется выкупаться, но меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко дышится.
2.2. Беседа по тексту (5мин.).
- Все ли сказуемые в этих предложениях имеют при себе подлежащее?
- Определите время, лицо, род глаголов, которые выступают в роли сказуемых в предложениях без подлежащих.
- А можно ли к этим глаголам прибавить существительное или местоимение третьего лица в именительном падеже (он, оно, она) ?
- Что можно сказать о значении безличных глаголов?
2.3. Вывод (2 мин.).
Безличные глаголы не связаны ни с каким действующим лицом. Действие происходит само по себе. Такие глаголы обычно обозначают состояние человека и явления природы. (Демонстрация плаката «Значения безличных глаголов»).
2.4. Изучение статьи учебника (параграф 87).(3 мин.).
Задание: прочитайте материал и скажите, что не было сказано о безличных глаголах.
3. Динамическая пауза (2 мин,).
4. Закрепление новой темы.
4.1. Выполнение упражнения 511 по вариантам.(4 мин.).
4.2. Работа по развитию связной речи (9мин.).
4.2.1. Индивидуальные задания. Двое учащихся составляют рассказ по репродукции картины
Н.М. Ромадина «Лесная речка». Назвать глаголы, которые они использовали, определить, есть ли среди них безличные.
4.2.2. Выполнение упражнения 516 по вариантам: составить предложения с данными глаголами. Найти лексическое значение слова брезжить в толковом словаре.
4.3. Лингвистическая задача (2 мин.).
Стихотворение А.Блока «Седое утро» начинается так:
Утреет. С богом! По домам!
Позвякивают колокольцы… - В русском языке нет слова утреть, потому что А.Блок сам придумал слово – это авторский неологизм. Зато есть антоним. Назовите его.
5. Вывод (4мин.).
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Выразите это в схеме – составьте пятистишие. - На первой строке запишите ключевое понятие - тему пятистишия.
- Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих тему пятистишия.
- Три глагола, описывающих действия, относящиеся к данной теме.
- На четвёртой строке размещается целая фраза из четырёх слов, в которых выражается ваше отношение к этому понятию.
- Пятая строка - синоним к данному понятию. Например, так:
- Безличный глагол.
- Самостоятельный, независимый.
- Обозначает, описывает, раскрывает.
- Выражает состояние природы, человека.
- Без подлежащего. 6. Выставление оценок (1 мин.).
7. Объяснение домашнего задания: п.87,упражнение 514 (1 мин.).
|
| Описание применяемых
образовательных технологий,
обоснование
их использования
| Коммуникативная, проблемная, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая технология
|
| Указание отобранных средств обучения, обоснование их применения
| Плакат «Значения безличных глаголов», репродукция картины Н.М.Ромадина «Лесная речка», учебник.
|
| Изложение содержания урока с указанием технологии его проведения
| На уроке используется проблемная технология и ИКТ. Активизации познавательной деятельности обучающихся способствует частично-поисковый метод. С целью закрепления новых знаний используется практический метод и работа с книгой.
|
| Описание возможных
методических вариантов урока в зависимости от аудитории
| Текст можно поместить на интерактивную доску или раздать его в распечатанном виде каждому ученику, во время работы учащихся по составлению предложений с безличным глаголами можно демонстрировать репродукции картин с изображением природы с музыкальным сопровождением
|
| Прогноз возможных учебных действий, реакции различных групп учащихся, желаемых результатов
| К концу урока обучающиеся должны уметь находить безличные глаголы в предложениях и знать их значения, уметь использовать их в своей речи.
|