Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 102.01 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.02.2014
Размер102.01 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Литература > Учебник

Никитина Г.Э., МОУ СОШ №1, г. Стрежевой


Цикл уроков литературного чтения. 4 класс часть I.

(учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение», 4 класс часть I.)
Тема: Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке.

Сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (2 урока)

Цели уроков:

  1. выявить особенности романтической волшебной сказки на примере сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик И Мышиный король» через сопоставительный анализ с народной сказкой в обработке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»:

    • наличие контраста между реальным и фантастическими мирами, между красивым и страшным;

    • наличие не только волшебного пространства, но и наличие волшебного времени;

    • сложность характеров героев;

    • ценность мира чувств, любви и привязанности; ценность воображения, способности фантазировать и мечтать;

  2. учить анализировать характеры героев: обнаруживать их сложность и их развитие во времени;

  3. учить удерживать в осознанном восприятии одновременно несколько сюжетных линий; ориентироваться в сюжетах; учить сопоставлять разновременные события.


(1 урок).

Урок начинаю словами:

«Этой сказке без малого 200 лет, но странное дело. Щелкунчик и маленькая Мари с тех пор нисколько не постарели, а Мышиный король и его матушка ничуть не подобрели».

Вы все догадались, о какой сказке сегодня пойдет речь. Но одновременно с этой сказкой мы будем говорить о народной сказке «Аленький цветочек».


  • Определите кому принадлежат эти слова? Из каких они сказок?

    • Не хочу я невольницы: пусть приедет твоя дочь сюда по любви к тебе, своей волей и хотением…

    • Да, наш государь, мы верны вам до гроба! Ведите нас в бой – на смерть или на победу!

    • Не зови ты меня госпожой своей, а будь ты всегда, мой добрый господин, ласковый и милостивый…

    • Тебе дано больше, чем мне и всем нам. Ты… - прирожденная принцесса: ты правишь прекрасным, светлым царством.

    • Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить…

    • Вы изволите вымолвить, что не отвергли бы меня… если бы из-за вас я стал уродом…осчастливьте меня, скажите, что я достоин вашей руки.

    • Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, за мою добрую душу и любовь к тебе; полюби же меня теперь в образе человеческом, будь моей невестой желанною.




  • Сегодня на уроке нам предстоит проделать большую исследовательскую работу: сравнить сказки «Аленький цветочек» и «Щелкунчик и Мышиный король». Дома вы уже проделали часть работы, вы должны были выделить, что объединяет эти сказки.

Сейчас вы разделитесь по группам, обсудите свои предложения и должны будете через пять минут представить выводы своей группы. Остальные группы будут слушать и добавлять свои общие признаки этих сказок. (Результаты работы дети оформляют на листах бумаги).

(В ходе обсуждения на доске появились следующие результаты:
«Аленький цветочек» «Щелкунчик…»

(Общие признаки)

1. Сюжет: любовь красавицы к уродцу

мл. дочери к Чудищу Мари к Щелкунчику

2. Полюбили, несмотря на страшный образ, за доброту, приветливый, ласковый взгляд, щедрость; за страшным увидели красоту души.

3. Героини побороли свой страх.

4. Есть контраст красивого и ужасного.

Мл. дочь Мари

Чудище Щелкунчик


  • Найдите описание «страшного» в этих сказках. Прочитайте. Выделите различия в этих описаниях.

(Дети зачитывают описания. Проанализировав их, приходят к выводу, что в сказке «Аленький цветочек» образ Чудища собирательный; принадлежит миру волшебному, чужому. В сказке «Щелкунчик…» дано натуральное описание «страшного», оно реально существует. В этой сказке автора интересует внутренний мир героя, ужасное связано, прежде всего, со страхами самого героя, с его ощущениями.


  • А теперь давайте остановимся на героинях сказок, которые представляют мир прекрасного. Дайте характеристику героиням. (По ходу высказываний детей на доске появляется запись):

Младшая дочь Мари

красивая пугливая

послушная храбрая

честная доверчивая

отзывчивая смелая

добрая хороший товарищ


  • Рассмотрите рисунки на доске и выберите рисунки, которые наиболее полно соответствуют представленным образам.

  • Итак, сегодня на уроке мы выделили те признаки, которые являются общими для обеих сказок. Но на этом мы не останавливаемся в своем исследовании. Я попрошу вас дома подумать, чем сказки различаются? Найти эти моменты в сказках


(Второй урок) Урок начинаю с прослушивания двух отрывков из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». (Поочередно прослушиваем два отрывка, после каждого отрывка задаю детям вопрос)

  • Вы, конечно, узнали эту музыку? Почему она вам знакома?

(Это музыка Петра Ильича Чайковского, написанная к балету «Щелкунчик».)

  • Какому эпизоду сказки «Щелкунчик и Мышиный король» соответствует этот музыкальный отрывок?

(Первый отрывок соответствует эпизоду битвы Щелкунчика с Мышиным королем.)

  • А следующий музыкальный отрывок?

(Эпизоду описания Кукольного царства, Мари в волшебном мире)

  • Итак, мы продолжаем говорить о сказке Гофмана «Щелкунчик и…». Вспомните, как называется глава, в которую помещена эта сказка?

(Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке).

  • Это будет темой нашего исследования на уроке. На прошлом уроке в ходе исследования мы выделили общее в сказках «Аленький цветочек» и «Щелкунчик…», сегодня продолжая анализировать эти сказки, мы должны ответить еще на ряд вопросов.

    • В какой из этих сказок явно чувствуется народное происхождение?

(В сказке «Аленький цветочек»)

  • Но ведь там есть автор – С.Т.Аксаков?

(Дети доказывают, что в этой сказке есть все приметы народной волшебной сказки:

    • Героиня: младшая дочь, сирота;

    • Герой должен пройти испытания, чтобы получить в итоге награду;

    • Есть волшебные предметы;

    • Наличие волшебных чисел, волшебных цветов;

    • Добро побеждает зло;

    • Герой уходит из дома для выполнения испытаний.

Таким образом, эта сказка является народной, а С.Аксаков лишь обработал сказку).

  • Я напомню вам вопрос, над которым вы должны были поразмышлять дома. В какой сказке композиция кажется вам более замысловатой?

(Конечно, в сказке «Щелкунчик…»)

  • Почему композиция «Щелкунчика…» более сложная?

(В этой сказке больше героев, есть два мира, внутри сказки есть еще «Сказка о твердом орехе»).

  • Верно, народная сказка однозначна, она предсказуема, герои живут в одном мире (в сказке), в авторской же сказке композиция сложнее.

  • Назовите героев сказки «Аленький цветочек». Скажите, в каком мире живут герои этой сказки?

(Герои живут в волшебном мире: отец понимает необычные просьбы своих дочерей, верит в существование Аленького цветочка; героям волшебный мир привычен, они живут по его законам).

  • А так ли в сказке Гофмана? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним героев сказки.

(Дети называют героев сказки, а я в это время вывешиваю на доске таблички с именами названных героев).

  • Давайте распределим героев. В своих тетрадях в левый столбик запишите имена тех героев, которые живут в реальном мире, а в правый столбик имена тех, кто живет в мире волшебном, фантастическом.

(В ходе работы на доске появляется запись:

Реальный мир Волшебный мир

Мама Мышильда

Фриц Щелкунчик

Хирург Вендельштерн Мышиный король

Папа принцесса Пирлипат)

!!! Может возникнуть ситуация, что крестного Дроссельмейера и Мари дети поместят и в левый, и в правый столбик. Тогда выясняем у детей, почему?

(Крестный – часовщик, имеет отношение к волшебному миру, Мари – обычная девочка, но живет в мире фантазии)

  • Итак, мы видим, что в сказке Гофмана сосуществуют два мира: обыденный – где пьют, едят, ходят на службу, готовят обед, ведут каждодневные незначащие разговоры, и мир фантастический, мир, видимый не всякому, а лишь тому, кого Гофман называет «музыкантом» или, иначе, обладающим «шестым чувством» - умением любить, чувствовать красоту, умением жертвовать материальными благами ради человечества. Мари и крестный Дроссельмейер живут не только в мире обычных людей, но и в мире сказки, чуда, их жизнь раздвоена, и в свой сокровенный мир, невидимый другим, они никого не пускают, зная, что их не поймут.




  • Вспомните, как объясняет крестный Дроссельмейер взрослым те события, которые происходят с Мари; появление маленьких золотых коронок.

(Дети находят и зачитывают названные отрывки с.110, 151)

  • С точки зрения взрослых все понятно и объяснимо и крестный говорит со взрослыми языком, понятным им. Однако с Мари они прекрасно понимают друг друга и не раскрывают своих секретов.

  • Давайте вернемся к главным героиням сказки. Чей характер сложнее: Мари или младшей дочери?

(Конечно, внутренний мир сложнее у Мари. Младшей дочери не нужно ничего объяснять другим, все герои живут в мире сказки, поэтому все поступки младшей дочери понятны и не вызывают вопросов. В ее душе не происходит внутренней борьбы чувств. А у Мари сложный внутренний мир, противоречивые чувства:

  • страх перед мышами уступает любви к Щелкунчику;

  • жалость к себе гаснет перед жалостью к нему;

  • желание говорить правду подавляется обидой на родителей за то, что они ей не верят; Мари вынуждена скрывать свои чувства;

  • обида на Фрица побеждается любовью к нему, как к брату, поэтому Мари оправдывает все его поступки.




    • Давайте подведем итог сказанному: какая сказка сложнее, богаче передает мир чувств героев?

(Это сказка Гофмана).

      • Авторская сказка своими корнями уходит в фольклор и, используя фольклорные традиции, автор обогащает их, делая мир сказки сложным, наделяя героев миром чувств, используя для этого известные литературные приемы.



  • А теперь я попрошу вас поразмышлять, кто еще из сказочных героинь похож на Мари.

(Дети могут назвать Красавицу из сказки «Красавица и чудовище»)


  • Как вы думаете, почему эти сказки похожи?

    • В литературе есть такое понятие как «Бродячие сюжеты». Так сюжет этих сказок един и своими корнями восходит к древнегреческому мифу. Потом у каждого народа этот миф обрастал новыми подробностями, так параллельно у многих народов возникали сказки с похожими сюжетами.

На этом в нашем исследовании и в разговоре можно бы поставить точку, вернее многоточие. Вы, я надеюсь, еще не раз будете возвращаться к этой прекрасной сказке, открывая для себя ее новые грани.
Домашнее задание: Найдите в сказке слова крестного Дроссельмейера, которые могли бы стать эпиграфом к сказке.

Урок литературного чтения. 4 класс часть I.

(Хрестоматия 4 класса или другой источник)
Тема: Признаки волшебной сказки (Сказка, в обработке С.Т.Аксакова «Аленький Цветочек»).
Цели урока:

  • Выделить на материале сказки признаки волшебной сказки;

  • Обнаружить одну из главных особенностей романтического искусства: наличие контраста между реальным и фантастическим миром, между красивым и страшным, притягивающим и отталкивающим;

  • Учить удерживать одновременно несколько сюжетных линий;

  • Анализировать характеры героев.




    • Для нашего сегодняшнего разговора понадобятся знания, полученные на прошлых уроках. Дома вы ознакомились со сказкой С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Является эта сказка народной или это авторская сказка, и какова здесь роль С.Т.Аксакова?

(В этой сказке явно чувствуется народное происхождение, так как она основана на троекратном повторе. Кроме этого главного отличия, дети должны обратить внимание на языковые особенности сказки. В отрывке «входила, во сады зеленые, во беседку свою любимую, цветами заплетенную, садилась на скамью парчовую» видно, что все определения стоят после определяемых слов. Такой порядок слов не привычен для авторской литературы. Эту разницу можно показать и на примерах двух признаний: сделанное Чудищем и Щелкунчиком. Чудище: «Не проси, не моли ты меня, госпожа моя распрекрасная, красавица ненаглядная, чтобы показал я тебе свое лицо противное, свое тело безобразное». Щелкунчик: «О бесценная мадемуазель Штальбаум, взгляните у ваших ног – счастливый Дроссельмейер, которому на этом самом месте вы спасли жизнь».

Кроме того, дети также должны обратить внимание на употребление в сказке постоянных эпитетов: сады зеленые, плоды спелые, губы алые, уста сахарные и т.д. Таким образом, дети делают вывод, что данная сказка имеет народное происхождение, а С.Т.Аксаков лишь ее обработал).


  • Теперь давайте проанализируем эту сказку по основным признакам.

    1. Главный герой сказки. Главным героем является младшая дочь, она имеет только отца, эта самая ласковая, послушная дочь.

    2. Волшебные предметы. Дочери просят у отца привезти им волшебные предметы; Аленький цветочек; волшебный сад у Чудища; золотое кольцо.

    3. Герой должен пройти испытания. Для того, чтобы получить «награду», младшая дочь должна уйти из дома, пройти определенные испытания.

    4. Волшебные числа. В сказке три дочери, три волшебных предмета.

    5. Магические слова. Превращение чудища в молодого человека связано с тем, что любовь красавицы смогла разрушить страшное заклятие злой волшебницы.




  • Какова сюжетная линия сказки? На чем построена сказка?

(Основная сюжетная линия сказки: любовь младшей дочери к Чудищу.

    1. Жертвенная любовь. Младшая дочь жертвует во имя любви к отцу своей свободой, расстается с земной жизнью и отправляется к Чудищу;

    2. Духовная любовь. (Почему младшая дочь возвращается назад к Чудищу?) Младшая дочь оценила щедрость и доброту Чудища. За его безобразной внешностью она смогла разглядеть духовную красоту и ум.

  • Таким образом, любовь – это единственная сила, которая способна расколдовать тех, кого полюбили, несмотря на уродливую наружность.




  • К каким мирам принадлежат герои сказки «Аленький цветочек»?

(Отец и дочери живут в реальном мире, а Чудище в волшебном мире).


  • Найдите в тексте сказки описание внешности Чудища. Где мы встречались с подобным описанием?

(Дети зачитывают описание внешности Чудища. Конечно, они обратят внимание на то, что описание очень фантастично. Мифологический зверь собран из разных частей реальных животных. С таким необычным соединением мы встречались при чтении мифов. Можно также детям напомнить изображения гидры, мантикоры, онокентавра из «Картинной галереи» учебника 3 класса. В народной сказке у ужасного мифологические корни: ужасно то, что принадлежит чужому, волшебному миру).


  • На сколько сильно противопоставлены реальный и волшебный миры в сказке? О чем просят отца дочери? Как он относится к их просьбам? Верит ли он в существование тех предметов, о которых его просят дочери?

(В ходе ответов на выше поставленные вопросы дети приходят к следующему выводу: В народной сказке земной мир менее реален. В ней реальный и волшебный миры переплетены, четко не разграничены. Земные люди сами живут в мире сказки.)
Домашнее задание: провести дома исследовательскую работу: выделить общее в сказках «Аленький цветочек» и «Щелкунчик и Мышиный король».

Нарисовать младшую дочь или Мари.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск