Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 91.37 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.02.2014
Размер91.37 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Литература > Исследование
Дополнительные материалы

Боброва Ольга Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназия имени А.С. Пушкина

г.Шахты Ростовской области, к.фил.н. ,

участник Всероссийского конкурса

«Учитель года России – 2010»

shagym@mail.ru

bobrova79@mail.ru

Аннотация

Идеи взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашли отражение еще в работах М.М.Бахтина, который утверждал, что для формирования «языковой индивидуальности ученика» необходимо «обучение на текстовой основе». О значимости развития мыслительных операций анализа и синтеза через возможности текста в свое время говорили разные ученые:

•Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия предлагают работать с текстом как продуктом речемыслительной деятельности;

•А.А.Леонтьев говорит о тексте как о кодообразном механизме восприятия;

•Л.М.Лосева, Г.Я. Солганик предлагают структурно семантический подход к тексту.

Воспринимая текст как дидактическую единицу, я осознала необходимость работы по проблеме: «Текст как основа интеллектуального развития и формирования духовного мира личности».

При каких условиях текст может стать основой такого развития?

Важность приобретают критерии отбора текстов.

Я убеждена, что с точки зрения содержания для современного ученика особенно важны тексты, ориентированные на естественную любознательность ребенка, интерес к познанию и, в то же время, на приобщение к культуре.

Организую работу с текстом как полилог и строю ее в такой последовательности:

– организация восприятия;

- исследование языкового материала;

- анализ содержания и языка;

- интерпретация текста на основе личного восприятия;

- создание собственного текста на основе исходного.

В организации восприятия художественного текста помогает опыт Е.Н. Ильина. «Эмоциональный образ» всегда создает условия для перехода на уровень эмпатии и диалога. При исследовании текста, анализе помогает технология проблемного обучения (по Д.Дьюи). Создается речевая среда, которая развивает аналитические навыки и творческие способности учащихся.

Представляю свой педагогический опыт

Мой дневник – тетрадка моих мыслей,

И взлетов, и падений, и забот,

Где каждая страница – тонны мыслей,

Судьбы моей цветной калейдоскоп.

Все сокровенное – бумаге доверяю,

И рассужденья стаями несутся в голове.

Ищу себя на разлинованной бумаге.

Здесь – все мое. Здесь – только обо мне.

Вести дневник сегодня, возможно, покажется странным. Вы спросите, почему дневник? Для меня это форма особая. Это и личные записи, и защита диссертации по проблеме «Дневник Чуковского в историко-литературном контексте». Эта форма помогает раскрыть и свои профессиональные размышления, раздумья по проблеме «Текст как основа формирования духовного мира личности и интеллектуального развития».

Опыт мой сформировался при взаимодействии с коллегами – это методические семинары по созданию интегрированных уроков, обучающие семинары по работе с текстом с учителями разных предметных циклов, работа с родителями по организации домашнего чтения, общение со студентами педагогического колледжа, проведение мастер-классов для учителей гимназии и школ Ростовской области.

И, конечно же, текст – это система общения с моими учениками.

Итак, страницы моих дневниковых записей.

Страница первая. О Времени.
На современном этапе система образования требует от учителя поиска, обновления содержания образования. Действительно, что-то должно поменяться, потому что тревожат данные о том, что читают только 20-30%, поэтому и возникла необходимость в создании «Национальной программы поддержки и развития чтения». Так общество поставило вопрос о необходимости пропаганды художественной литературы, которая полна смыслов, ценностей, несет нравственный свет…

Современные условия выдвинули положения «Концепции духовно-нравственного развития…», в которой определены базовые национальные ценности, и среди них ведущая роль отводится «литературе как искусству слова, красоте, гармонии, духовному миру человека». Возможно, вы согласитесь, что это изменит нас, и учителей, и учеников и их родителей. Хочется в это верить.

Как же обычный учитель может решать эти задачи? Что я могу? Верю, что с задачей развития духовности детей справляются тома Пушкина и Толстого, которые и становятся проводниками культуры.

Новая страница. Мои поиски.

У Марины Цветаевой есть такие слова: «Книга должна быть исполнена, как соната. Знаки – ноты. В воле читателя осуществить или исказить…». И чтобы дети правильно поняли художественное произведение, должен состояться диалог автора с читателем. Диалог развивающий.

Основой моих педагогических исканий стали исследования М.М.Бахтина, который писал, что для формирования «языковой индивидуальности ученика» необходимо «обучение на текстовой основе». И работы С.Л.Рубинштейна, А.Р.Лурия, которые предлагали работать с текстом, как продуктом речемыслительной деятельности; А.А.Леонтьева, говорящего о тексте как о кодообразном механизме восприятия; Л.М.Лосевой, Г.Я. Солганик, предлагающих структурно семантический подход к тексту.

Исследования ученых помогли мне сформулировать проблему: «Текст как основа формирования духовного мира личности и интеллектуального развития».

Как соединить ум и сердце? Какую же роль играет в этом текст? В процессе поиска пришла к выводу, что особенно важны тексты, ориентированные на интерес к познанию и на приобщение к культуре.

«О Боже, дай мне, бедному, в удел, // Чтоб я искусством слова овладел…», – повторяю каждый раз слова Алишера Навои, желая помочь детям в постижении таких текстов.

Перелистываю записи. Иду на урок.

…И вот я на пороге своей гимназии, своего класса. Попадаю в особый мир познания и общения.

Для меня – это общение происходит как многоголосый диалог: ученик – учитель – ученик.

В этом диалоге – помогаю ученикам полноценно жить, осмысливая себя через литературу, через родной язык, дабы не искушать ум «наукой бесплодной». Ведь «ум» –это не столько орудие, сколько способность созидать мировоззрение. Помочь ученику в этом созидании – основная задача словесника.

Где происходит этот диалог? На уроке и вне урока.

Зачем? Чтобы оба шли вверх.

Как? Разными педагогическими приемами и способами.

Итак, работаем с текстом.

Организую эту работу в такой последовательности: восприятие, анализ, интерпретация, и, наконец, создание собственного текста.

Вам знаком такой подход к работе с текстом?

Особенностью моей работы с текстом является введение в практику работы с текстом методики кодовых и творческих слов. Этот подход может быть применен и учителями разных предметов:

На уроке физики, биологии, математики.

Как облегчить ребенку путь к пониманию текста, как помочь ученику осмыслить текст задач, понять их условие – методика выделения кодовых слов сможет стать неким подспорьем учителю в организации этой работы.

Но сегодня я представляю опыт работы с текстом на уроках литературы. А особенность моей работы с художественным текстом – это создание эмоционально-чувственной атмосферы урока, а через это понимание смысла текста. А через слово – рождается понимание образа, внутреннее видение, чувствование. Итак, урок литературы.

Важный шаг к пониманию текста – восприятие. В его организации помогает опыт Е.Н.Ильина, где главное - закон «трех О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Иду на урок с интересной для учеников темой, со жгучей, личностно значимой проблемой. «Слово + экспрессия» – мой принцип.

Предлагаю задуматься, осмыслить прочитанное, выразить свое отношение к обсуждаемой проблеме. Пушкин. Первый урок по творчеству. Читаю: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?». С этим вопросом обращаюсь к сегодняшним ученикам, чтобы приблизить к ним Пушкина, чтобы они прислушались к нему (ведь не секрет, что дети не читают, потому что думают: написано давно, не о нас). «Жгучие» вопросы обращают их к собственному опыту в осмыслении ценностей человеческого познания.

Хотел бы ты, чтобы Раскольникова обнаружили? Почему — нет? Ведь он же убийца… Но и я не хочу… В чем дело? Или еще: в какой семье ты предпочел бы расти и воспитываться — Болконских или Ростовых?

В раскрытии учениками собственного личностного смысла при изучении текста помогает и обучение на образно-эмоциональной основе. «Эмоциональный образ» побуждает перейти на уровень эмпатии, диалога. Например, Н.Гумилев «Капитаны». Музыка «Магия океана», Айвазовский. Или: Б.Пастернак. Зажженная свеча. Эмоциональный образ рождает особую атмосферу урока.

Для меня особо ценно то, что дети отзываются на эмоциональный призыв: сопереживают, радуются, негодуют, протестуют – в общем, чувствуют то, что хочу донести.

Или: Некрасов. Предлагаю 2 эпиграфа:

  • Тургеневское: «Поэзия здесь и не ночевала»

  • Белинского: «А знаете ли Вы, что Вы поэт, и поэт истинный!».

Предлагаю разобраться, кто прав. А может, на уроке появится третья точка зрения? Как этого хочется! Как это необходимо! И тогда обращаюсь к проблемному обучению. Через весь урок – исследование текста, диалог с автором.

Изучаем сразу несколько художественных текстов. Тема «Мир и человек в русской литературе 19 века». Романтический образ русалки раскрывается на четырех произведениях: О.М.Сомова, Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Мне в помощь – организация работ в группах, мастерских. И тогда развиваются духовные начала ученика, навыки анализа художественного произведения и коммуникативные навыки.

Создание текста. Это не только сочинения, изложения, письменный ответ на вопрос. Это может быть создание текстов различных жанров: дневник, письмо автору, герою, эссе, а также и хокку, синквейн, мини-сочинение.

При создании текста учу идти от ассоциаций, эмоционального восприятия, жизненного опыта.

На это направлен метод проектов, который является коллективным созданием гипертекста. Проектные технологии помогли в изучении разных тем и представляются в различных формах.

Так через коммуникативное пространство формируется культура, интеллектуальный, эмоциональный круг интересов учеников.
Моя новая страница. После уроков.

Что же ждет меня после уроков? Соучастие, содружество, сотворчество…

Хочу с вами поделиться, какие это формы:

  • Через взаимодействие и наставничество студентов-филологов педагогического колледжа, которые ежегодно проходят практику преподавания под моим руководством в нашей гимназии

  • Через работу доцента кафедры гуманитарно-педагогических дисциплин Шахтинского Филиала Южного Федерального Университета и выступаю как рецензент дипломных работ студентов ВУЗа.

  • Через работу педагогического десанта с участием учителей-победителей конкурса «Учитель года» разных лет, победителей ПНПО, где я показывала мастер-класс, демонстрируя опыт работы с текстом

  • Через работу в системе непрерывного дополнительного профессионального образования

  • А еще это и мои профессиональные достижения: публикации, элективные курсы, создание профессионального сообщества через интегрированные уроки литература+история, литература+МХК, литература+физика, в дальнейшем это переросло на работу научно-методических семинаров, где показывала опыт работы с текстом, ориентированный на работу преподавателей различных образовательных областей.

Особая страница

А еще, особая страница, – это, конечно, моя любовь к литературе. Это Блок, Гумилев, Цветаева, а еще Булгаков, Ильф и Петров, И Айтматов, Набоков, Филатов.

Поэтому мое детище – поэтический клуб «Вверх!». Рядом со мной дети, которые хотят выразить себя словом, для которых вкус творческого самовыражения является истинной потребностью души.

А еще после уроков меня ждут и работа редактора газеты «Гимназический вестник», и подготовка театрализованных постановок, праздников «Пушкиниана» и «Дней гимназии».

Есть ли результат моей работы? Пожалуй, да. Обратите внимание, они перед вами.

Это ежегодные победы детей на муниципальных и областных олимпиадах по русскому языку и литературе. Горжусь тем, что в этом году моя ученица завоевала первое место в областной олимпиаде по литературе. Стала победителем конкурса стихов на всероссийской олимпиаде школьников, где представила стихотворение собственного сочинения.

Участие в областных и победы в городских конкурсах сочинений.

Победы, победы… Но главная победа - это прежде всего тот интерес, который движет и устремляет меня и моих учеников вверх.

Загляну в будущее. Мое завтра

  • Новая школа – центр опережающего развития.

Я вижу своей задачей помочь детям найти себя в этом мире. Как?

- Это и мини-спектакли на песни, стихи.

- Это и встречи с участниками поэтического клуба.

- Это и работа над созданием нового элективного курса (работа по творчеству Солженицына)

  • Новая школа – новые современные технологии, расширение горизонтов познания, общения. Поэтому я недавно прошла обучение на открытом образовательном портале openclass, где мне был присвоен статус сетевого методиста.

В Интернет-пространстве openclassa учителя всей страны

- обсуждают насущные проблемы

- делятся опытом

- раскрывают свои изюминки, приемы

- вступают в сообщества
И на этом портале начинаю работу в новом качестве – сетевого методиста. И приглашаю вас на сайт www.openclass.ru
Успеть хочу сто тысяч дел.

Таков уж мой педагогический удел.
Кто создан юристом, врачом и спортсменом,

А я по-другому мечтаю.

Мне дело – работа, мне имя – учитель

И этой дорогой шагаю.

Кто скажет – не модно, совсем не престижно

На это одно отвечаю:

Престиж мой – в ребенке, в его результатах,

В тех знаньях, что я открываю.

Из множества формул, задач и теорий

Мой выбор – до самого края:

Дорога мне – школа, профессия – смысл,

И эту судьбу – выбираю.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск