Скачать 91.37 Kb.
|
Дополнительные материалы Боброва Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ гимназия имени А.С. Пушкина г.Шахты Ростовской области, к.фил.н. , участник Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2010» shagym@mail.ru bobrova79@mail.ru Аннотация Идеи взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашли отражение еще в работах М.М.Бахтина, который утверждал, что для формирования «языковой индивидуальности ученика» необходимо «обучение на текстовой основе». О значимости развития мыслительных операций анализа и синтеза через возможности текста в свое время говорили разные ученые: •Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия предлагают работать с текстом как продуктом речемыслительной деятельности; •А.А.Леонтьев говорит о тексте как о кодообразном механизме восприятия; •Л.М.Лосева, Г.Я. Солганик предлагают структурно семантический подход к тексту. Воспринимая текст как дидактическую единицу, я осознала необходимость работы по проблеме: «Текст как основа интеллектуального развития и формирования духовного мира личности». При каких условиях текст может стать основой такого развития? Важность приобретают критерии отбора текстов. Я убеждена, что с точки зрения содержания для современного ученика особенно важны тексты, ориентированные на естественную любознательность ребенка, интерес к познанию и, в то же время, на приобщение к культуре. Организую работу с текстом как полилог и строю ее в такой последовательности: – организация восприятия; - исследование языкового материала; - анализ содержания и языка; - интерпретация текста на основе личного восприятия; - создание собственного текста на основе исходного. В организации восприятия художественного текста помогает опыт Е.Н. Ильина. «Эмоциональный образ» всегда создает условия для перехода на уровень эмпатии и диалога. При исследовании текста, анализе помогает технология проблемного обучения (по Д.Дьюи). Создается речевая среда, которая развивает аналитические навыки и творческие способности учащихся. Представляю свой педагогический опыт Мой дневник – тетрадка моих мыслей, И взлетов, и падений, и забот, Где каждая страница – тонны мыслей, Судьбы моей цветной калейдоскоп. Все сокровенное – бумаге доверяю, И рассужденья стаями несутся в голове. Ищу себя на разлинованной бумаге. Здесь – все мое. Здесь – только обо мне. Вести дневник сегодня, возможно, покажется странным. Вы спросите, почему дневник? Для меня это форма особая. Это и личные записи, и защита диссертации по проблеме «Дневник Чуковского в историко-литературном контексте». Эта форма помогает раскрыть и свои профессиональные размышления, раздумья по проблеме «Текст как основа формирования духовного мира личности и интеллектуального развития». Опыт мой сформировался при взаимодействии с коллегами – это методические семинары по созданию интегрированных уроков, обучающие семинары по работе с текстом с учителями разных предметных циклов, работа с родителями по организации домашнего чтения, общение со студентами педагогического колледжа, проведение мастер-классов для учителей гимназии и школ Ростовской области. И, конечно же, текст – это система общения с моими учениками. Итак, страницы моих дневниковых записей. Страница первая. О Времени. На современном этапе система образования требует от учителя поиска, обновления содержания образования. Действительно, что-то должно поменяться, потому что тревожат данные о том, что читают только 20-30%, поэтому и возникла необходимость в создании «Национальной программы поддержки и развития чтения». Так общество поставило вопрос о необходимости пропаганды художественной литературы, которая полна смыслов, ценностей, несет нравственный свет… Современные условия выдвинули положения «Концепции духовно-нравственного развития…», в которой определены базовые национальные ценности, и среди них ведущая роль отводится «литературе как искусству слова, красоте, гармонии, духовному миру человека». Возможно, вы согласитесь, что это изменит нас, и учителей, и учеников и их родителей. Хочется в это верить. Как же обычный учитель может решать эти задачи? Что я могу? Верю, что с задачей развития духовности детей справляются тома Пушкина и Толстого, которые и становятся проводниками культуры. Новая страница. Мои поиски. У Марины Цветаевой есть такие слова: «Книга должна быть исполнена, как соната. Знаки – ноты. В воле читателя осуществить или исказить…». И чтобы дети правильно поняли художественное произведение, должен состояться диалог автора с читателем. Диалог развивающий. Основой моих педагогических исканий стали исследования М.М.Бахтина, который писал, что для формирования «языковой индивидуальности ученика» необходимо «обучение на текстовой основе». И работы С.Л.Рубинштейна, А.Р.Лурия, которые предлагали работать с текстом, как продуктом речемыслительной деятельности; А.А.Леонтьева, говорящего о тексте как о кодообразном механизме восприятия; Л.М.Лосевой, Г.Я. Солганик, предлагающих структурно семантический подход к тексту. Исследования ученых помогли мне сформулировать проблему: «Текст как основа формирования духовного мира личности и интеллектуального развития». Как соединить ум и сердце? Какую же роль играет в этом текст? В процессе поиска пришла к выводу, что особенно важны тексты, ориентированные на интерес к познанию и на приобщение к культуре. «О Боже, дай мне, бедному, в удел, // Чтоб я искусством слова овладел…», – повторяю каждый раз слова Алишера Навои, желая помочь детям в постижении таких текстов. Перелистываю записи. Иду на урок. …И вот я на пороге своей гимназии, своего класса. Попадаю в особый мир познания и общения. Для меня – это общение происходит как многоголосый диалог: ученик – учитель – ученик. В этом диалоге – помогаю ученикам полноценно жить, осмысливая себя через литературу, через родной язык, дабы не искушать ум «наукой бесплодной». Ведь «ум» –это не столько орудие, сколько способность созидать мировоззрение. Помочь ученику в этом созидании – основная задача словесника. Где происходит этот диалог? На уроке и вне урока. Зачем? Чтобы оба шли вверх. Как? Разными педагогическими приемами и способами. Итак, работаем с текстом. Организую эту работу в такой последовательности: восприятие, анализ, интерпретация, и, наконец, создание собственного текста. Вам знаком такой подход к работе с текстом? Особенностью моей работы с текстом является введение в практику работы с текстом методики кодовых и творческих слов. Этот подход может быть применен и учителями разных предметов: На уроке физики, биологии, математики. Как облегчить ребенку путь к пониманию текста, как помочь ученику осмыслить текст задач, понять их условие – методика выделения кодовых слов сможет стать неким подспорьем учителю в организации этой работы. Но сегодня я представляю опыт работы с текстом на уроках литературы. А особенность моей работы с художественным текстом – это создание эмоционально-чувственной атмосферы урока, а через это понимание смысла текста. А через слово – рождается понимание образа, внутреннее видение, чувствование. Итак, урок литературы. Важный шаг к пониманию текста – восприятие. В его организации помогает опыт Е.Н.Ильина, где главное - закон «трех О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Иду на урок с интересной для учеников темой, со жгучей, личностно значимой проблемой. «Слово + экспрессия» – мой принцип. Предлагаю задуматься, осмыслить прочитанное, выразить свое отношение к обсуждаемой проблеме. Пушкин. Первый урок по творчеству. Читаю: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?». С этим вопросом обращаюсь к сегодняшним ученикам, чтобы приблизить к ним Пушкина, чтобы они прислушались к нему (ведь не секрет, что дети не читают, потому что думают: написано давно, не о нас). «Жгучие» вопросы обращают их к собственному опыту в осмыслении ценностей человеческого познания. Хотел бы ты, чтобы Раскольникова обнаружили? Почему — нет? Ведь он же убийца… Но и я не хочу… В чем дело? Или еще: в какой семье ты предпочел бы расти и воспитываться — Болконских или Ростовых? В раскрытии учениками собственного личностного смысла при изучении текста помогает и обучение на образно-эмоциональной основе. «Эмоциональный образ» побуждает перейти на уровень эмпатии, диалога. Например, Н.Гумилев «Капитаны». Музыка «Магия океана», Айвазовский. Или: Б.Пастернак. Зажженная свеча. Эмоциональный образ рождает особую атмосферу урока. Для меня особо ценно то, что дети отзываются на эмоциональный призыв: сопереживают, радуются, негодуют, протестуют – в общем, чувствуют то, что хочу донести. Или: Некрасов. Предлагаю 2 эпиграфа:
Предлагаю разобраться, кто прав. А может, на уроке появится третья точка зрения? Как этого хочется! Как это необходимо! И тогда обращаюсь к проблемному обучению. Через весь урок – исследование текста, диалог с автором. Изучаем сразу несколько художественных текстов. Тема «Мир и человек в русской литературе 19 века». Романтический образ русалки раскрывается на четырех произведениях: О.М.Сомова, Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Мне в помощь – организация работ в группах, мастерских. И тогда развиваются духовные начала ученика, навыки анализа художественного произведения и коммуникативные навыки. Создание текста. Это не только сочинения, изложения, письменный ответ на вопрос. Это может быть создание текстов различных жанров: дневник, письмо автору, герою, эссе, а также и хокку, синквейн, мини-сочинение. При создании текста учу идти от ассоциаций, эмоционального восприятия, жизненного опыта. На это направлен метод проектов, который является коллективным созданием гипертекста. Проектные технологии помогли в изучении разных тем и представляются в различных формах. Так через коммуникативное пространство формируется культура, интеллектуальный, эмоциональный круг интересов учеников. Моя новая страница. После уроков. Что же ждет меня после уроков? Соучастие, содружество, сотворчество… Хочу с вами поделиться, какие это формы:
Особая страница А еще, особая страница, – это, конечно, моя любовь к литературе. Это Блок, Гумилев, Цветаева, а еще Булгаков, Ильф и Петров, И Айтматов, Набоков, Филатов. Поэтому мое детище – поэтический клуб «Вверх!». Рядом со мной дети, которые хотят выразить себя словом, для которых вкус творческого самовыражения является истинной потребностью души. А еще после уроков меня ждут и работа редактора газеты «Гимназический вестник», и подготовка театрализованных постановок, праздников «Пушкиниана» и «Дней гимназии». Есть ли результат моей работы? Пожалуй, да. Обратите внимание, они перед вами. Это ежегодные победы детей на муниципальных и областных олимпиадах по русскому языку и литературе. Горжусь тем, что в этом году моя ученица завоевала первое место в областной олимпиаде по литературе. Стала победителем конкурса стихов на всероссийской олимпиаде школьников, где представила стихотворение собственного сочинения. Участие в областных и победы в городских конкурсах сочинений. Победы, победы… Но главная победа - это прежде всего тот интерес, который движет и устремляет меня и моих учеников вверх. Загляну в будущее. Мое завтра
Я вижу своей задачей помочь детям найти себя в этом мире. Как? - Это и мини-спектакли на песни, стихи. - Это и встречи с участниками поэтического клуба. - Это и работа над созданием нового элективного курса (работа по творчеству Солженицына)
В Интернет-пространстве openclassa учителя всей страны - обсуждают насущные проблемы - делятся опытом - раскрывают свои изюминки, приемы - вступают в сообщества И на этом портале начинаю работу в новом качестве – сетевого методиста. И приглашаю вас на сайт www.openclass.ru Успеть хочу сто тысяч дел. Таков уж мой педагогический удел. Кто создан юристом, врачом и спортсменом, А я по-другому мечтаю. Мне дело – работа, мне имя – учитель И этой дорогой шагаю. Кто скажет – не модно, совсем не престижно На это одно отвечаю: Престиж мой – в ребенке, в его результатах, В тех знаньях, что я открываю. Из множества формул, задач и теорий Мой выбор – до самого края: Дорога мне – школа, профессия – смысл, И эту судьбу – выбираю. |