Скачать 226.98 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Утверждена приказом Директора МОУ СОШ №2 №______ от _______________ Рабочая программа учебного курса литературного чтения в 3 классе. Составлена учителем I категории Заостровных М.В. 2007г. Пояснительная записка. В личностно-ориентированной педагогике на первый план выдвигается развитие школьников. Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов тем, что перед ними стоит общая задача гуманитарного развития личности. Роль литературного чтения в общем развитии огромна. Литература может дать представления о широкой картине мира, развернуть богатства внутренней духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение и речь, способность выразить себя в слове. Курс литературного чтения включает элементы поэтики, сравнительного литературоведения, и типологии культуры в преподавании готовит учащихся начальной школы к последующему изучению курса литературы как исторической системы поэтических форм. Стратегическая цель курса: Закладывание основ воспитания интеллектуального человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения. Задачи курса: Расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях; Воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, оазвитие их интереса к чтению и потребности в нём; Создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приёмов художественной выразительности; Развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами: -восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения) - их интерпретаций; -собственного творчества. УМК:
Итогом первого года обучения является формирование начальных умений чтения, свободной и правильной речи. Дети получают общее представление о художественной и научной литературе, о различиях прозы и поэзии, о разнообразии жанров литературы и фольклора, знакомятся с понятиями «автор» и «название» произведения; практически работают со средствами выражения точки зрения автора: называют персонажей, пересказывают сюжет литературного произведения, дают характеристику героям и событиям, находят сравнения и рифмы. Итогом второго года обучения должно стать понимание образного характера литературы по сравнению с другими видами искусства , осознание особенностей искусства в целом по сравнению с наукой, желание обращаться к чтению вновь и вновь. Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа. Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том , что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы. Требования к уровню подготовки обучающихся школьников к концу первого класса: Обучающиеся должны Иметь представления: - об отличии художественного текста от научного; - об отличии фольклорного текста от литературного; -об отличии поэтического текста от прозаического; -об отличительных особенностях сказки, рассказа, стихотворения; - о тематическом многообразии литературы разных времён и народов; Знать: - наизусть 4-5 стихотворений разных авторов; автора, название, содержание произведений, прочитанных в классе; Уметь: - читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; темп чтения 40-50 слов в минуту; - понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста; - определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); - выделять главные события произведения и их последовательность; - находить средства художественной выразительности в тексте (заголгвок, сравнение); находить рифмы; - отличать монолог от диалога; - задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения. Требования к уровню подготовки учащихся к концу третьего года обучения: Иметь представление: -об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным; -об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке; -об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин; -об особенностях жанра басни. Знать: -наизусть 10-12 стихотворений разных авторов; -имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4-5 современных писателей (поэтов); названия и содержания их произведений, прочитанных в классе. Уметь: -читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70-80 слов в минуту; -различать малые жанры фольклора; -находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе; -отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины; -характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; -выявлять авторское отношение к герою; -рассказывать о любимом литературном герое; -устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника). Поурочное планирование курса «Литературное чтение. 3 класс».
Тематическое планирование курса «Литературное чтение. 1класс».
|