Образовательное учреждение: ГБОУ гимназия № 406 Пушкинского района Преподаватель: Козлова Ирина Васильевна Тьютор: Ермохина Марина Анатольевна Учебная дисциплина: русский язык Тема: «Учимся писать записки» Целевая аудитория: 1 класс Цели:
Знание: знать отличие записки от других малых жанров письменной речи Понимание: понимать назначение записок Применение: уметь конструировать записки из предложенных фраз
Анализ: анализировать тексты по их содержанию и построению; структуру текста записки Синтез: cоздавать текст записки Оценка: оценивать правильность выполнения учебной задачи
Оборудование:
учебник русского языка: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» 1 класс;
карта урока для учащихся;
конверт с фразами записки;
презентация.
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Примечания
| Организационный момент
| - Проверьте готовность к уроку. На парте должны быть учебник, пенал, карта урока, конверт.
- Сегодня будем выполнять много интересных, но иногда трудных заданий. Внимательно слушайте, что и как надо делать. Если какое-то задание окажется для вас очень трудным, обращайтесь за помощью к учителю.
| Проверяют готовность к уроку.
| Слайд 1.
| Актуализация знаний
| - Прочитайте три текста в карте урока – задание 1, выберите один, который отличается от двух других. Объясните свой выбор.
- Оцените, как вы справились с этим заданием.
Если сами нашли нужный текст – обведите 2 балла, нашли с помощью учителя – 1 балл, не нашли нужный текст и не обратились к учителю – 0 баллов.
| Работают самостоятельно: анализируют тексты по их содержанию и построению.
Высказывают предположения и аргументируют их. (Текст, который отличается от других, – записка, другие – загадки).
| Слайд 2.
После обсуждения демонстрируется слайд 3.
| Постановка учебной задачи
| - Итак, текст, который вы выбрали, называется «записка».
- Сегодня будем учиться правильно писать записки.
- Кому из вас приходилось писать записки? Кому вы их писали? О чём?
- Кто получал записки? Что испытывали?
| Принимают учебную задачу.
| Слайд 4.
| Словарная работа
| - Что же такое «записка»?
- Где можно узнать значение этого слова? - Прочитайте, какое толкование этому слову даёт С. Ожегов. - Записки люди пишут давно. В них сообщают о чём-то, предупреждают, чтобы человек не волновался, говорят, что нужно сделать.
- А какие записки пишут сейчас?
- Как вы считаете, sms – это записка или нет?
- Сейчас пишут разные записки – электронные, на бумаге.
| Строят определение, опираясь на свой опыт.
- В толковом словаре.
Ученик читает статью: «Записка. Листок бумаги с записью, коротенькое письмо».
Высказывают предположения.
|
Толковый словарь.
Слайд 5.
За ответы дети получают жетоны.
| Конструирование записки
| - Составьте записку, которая рассыпалась, расположив карточки с разными фразами в нужной последовательности.
- Сравните записку, которую вы составили, с той, которую однажды утром увидел и прочитал наш знакомый – мальчик-дошкольник Антон.
- Оцените свою работу: не смогли составить записку – 0 баллов, составили записку с помощью учителя – 1 балл, перепутали местами карточки «Сынок!» и «Мама» – 2 балла, правильно составили записку – 3 балла.
| Работают в паре: конструируют записку, озвучивают получившиеся варианты.
| Конверт с карточками, на которых написаны фразы из записки.
После обсуждения демонстрируется текст записки (слайд 6).
| Анализ структуры записки
| - Чтобы научиться писать записки, надо понять, как они устроены. Подсказкой вам послужит схема.
- Сколько частей можно выделить в записке?
- Как вы думаете, кто должен быть назван в первой части?
- Эту часть так и называют: «обращение».
- Где пишется обращение?
- Какой знак после него ставится?
- Думаю, что вы легко догадаетесь и о третьей части записки. Что там указывается?
- Где пишется подпись? Какой знак в конце?
- Слова записка и подпись произошли от одного и того же слова. Может быть, догадаетесь, от какого?
- А что же пишется во второй, главной, части записки? Какой знак стоит в конце?
- Прочитайте хором все три части записки.
| Анализируют структуру текста записки. - Три.
- Тот, к кому обращается автор записки.
- Вверху, на середине строки. - Восклицатель-
ный знак.
- Кто писал записку -ставится его подпись. - Подпись стоит справа, в конце – точка.
- От слова писать.
- Сообщение.
В конце – точка.
| Схема (слайд 7).
По ходу работы на доске демонстрируют-ся карточки: ОБРАЩЕНИЕ
СООБЩЕНИЕ
ПОДПИСЬ.
| Самостоятельная работа – составление плана записки
| - Итак, обобщим всё, что узнали.
- Откройте учебник на стр. 109, прочитайте сообщение в рамочке.
- Впишите названия частей записки в карту урока – задание 3.
- Проверим. Обменяйтесь картами урока и оцените работу друг друга: не смог вписать названия частей записки – 0 баллов, выполнил задание с помощью учителя -1 балл, вписал части записки, но перепутал порядок – 2 балла,
правильно вписал части записки – 3 балла.
| Создают план записки, пользуясь схемой и карточками с названием частей записки.
| Слайд 8 .
Пока дети читают сообщение, учитель нарушает последователь-ность карточек с названием частей записки. Во время проверки демонстрируется план записки (слайд 9).
| Редактирование записки
| - Как вы думаете, как поступил Антон, когда прочитал записку мамы? Он перевернул мамин листок и стал отвечать.
- Постарайтесь прочитать его запись в карте урока – задание 4.
- Легко ли вам было читать? Как вы думаете, а мама сразу поняла записку? Что ей и вам мешало?
- Исправьте ошибки Антона в карте урока.
- Проверим. Называйте ошибки и объясняйте их. Ошибки, которые пропустили, исправляйте зелёным цветом.
- Проверьте. Оцените свою работу: посчитайте, сколько ошибок вы нашли сами, и запишите в графе «баллы».
- Но теперь пришло время разобраться в том, получилась ли у Антона записка.
- Посмотрите на план записки и скажите, каких частей в ней не хватает.
- Какое обращение должен был использовать мальчик? Какой знак после него поставить?
- Что написать потом?
- Чем закончить?
| Оценивают соответствие написания слов орфографическим нормам, находят, исправляют и обосновывают допущенные ошибки.
Оценивают результат выполнения орфографической задачи. - Обращения и подписи.
- Мама!
- Сообщение.
Подписать: Антон.
| Слайд 10.
После проверки - слайд 11.
| Упражнение в правильной записи
| - Напишите за Антона записку правильно в карте урока – задание 5.
Не забывайте диктовать себе, чтобы запись была правильной. Следите, чтобы не перенести ошибки Антона к себе.
- Обменяйтесь работами, проверьте и оцените только содержание: написал все три части записки – 3 балла, пропустил только одну часть записки – обращение или подпись – 2 балла, выполнил задание с помощью учителя – 1 балл, пропустил 2 части записки – обращение и подпись – 0 баллов.
| Корректируют записку Антона: грамотно записывают текст записки, правильно её оформляют.
| После записи –
правильный вариант записки (слайд 12).
| Итог урока
| - Что вы узнали о записках на сегодняшнем уроке: зачем их пишут, из каких частей они должны состоять, почему их надо писать грамотно?
- Как вы думаете, можно ли считать вежливым того, кто пишет записку, но допускает в
ней ошибки? Дошкольникам пока простительно писать с ошибками – они ещё маленькие. А вот школьники должны стараться писать правильно.
- Как вы считаете, sms должны подчиняться этим правилам?
| Обобщают полученные знания, делают выводы.
|
| Домашнее задание
| - Кому захотелось написать записку от своего имени?
- Дома на чистом листе бумаги (в клетку или линейку) напишите записку маме, придумав какую-нибудь ситуацию: например, мама вот-вот должна вернуться с работы, а вам срочно надо взять нужную книгу в библиотеке или вернуть однокласснику учебник, который вы взяли себе по ошибке. Сообщите в записке, где вы, когда вернётесь, чтобы мама не волновалась.
|
|
| Самооценка работы
| - Оцените свою работу на уроке.
- Сосчитайте жетоны и в графе «приз» запишите их количество цифрой.
- Сложите все баллы, которые вы заработали за каждое задание, и запишите в карте урока.
- Подчеркните предложение, которое точнее отражает ваши чувства.
| Умение оценивать собственную учебную деятельность.
|
| Карта урока
ученика(цы) 1 «А» класса ___________________________________________
№
| Задание
| Баллы
|
| Найди лишний текст
1.Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает Тот слёзы проливает.
2.Красный нос в землю врос.
А зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос.
3.Мама!
Я во дворе с ребятами. Приду в 5 часов.
Саша.
|
0-1-2
|
| Составь записку
| 0-1-2-3
|
| Составь план записки
Записка
___________________________________
___________________________________ !
___________________________________
___________________________________ .
___________________________________
___________________________________.
|
|
0-1-2-3
|
| Исправь ошибки
всовыпил. чяшку убрал.
Тепер будуиграть
|
______ баллов
|
| Напиши записку правильно.
____________________________________________________________________________________________________
|
0-1-2-3
|
| Приз
| ______ баллов
| Всего баллов ____________
Подчеркни:
У меня всё получилось!
Я старался (старалась)!
________________________________________________________________
Образовательное учреждение: ГБОУ гимназия № 406 Пушкинского района Преподаватель: Костыгина Светлана Евгеньевна Тьютор: Гафарова Мария Александровна Учебная дисциплина: русский язык Тема: «Алфавит» Целевая аудитория: 1 класс Цели:
Знание: знать, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей; алфавит как определённую последовательность букв
Понимание: понимать, как появился алфавит
Применение: воспроизводить алфавит, использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту, ориентироваться в орфографическом словаре
Анализ: находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки
Синтез: писать слова в алфавитном порядке
Оценка: контролировать правильность записи слов Оборудование:
учебник и Рабочая тетрадь М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык. К тайнам нашего языка. 1 класс»;
таблица «Алфавит»;
листы с алфавитом;
орфографические словари;
технологическая карта урока;
мультимедийная презентация на тему «Алфавит».
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Примечания
| 1 этап Организационный момент
| Приветствие.
-Чтобы хорошо учится,
Надо очень много знать.
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять!
-Сегодня на уроке вы узнаете много нового и научитесь выполнять новые виды заданий.
| Проверка готовности к уроку
|
| этап Орфографическая пятиминутка, чистописание
| Записать буквы:
Третья буква в слове трава.
Буква, стоящая перед Б в слове работа.
Какая гласная пишется на месте ударного звука в слове пружина?
Буква, стоящая между К и А в слове класс.
Последняя буква в слове шарф.
Четвёртая буква в слове травка.
Последняя буква в слове кит.
-Проверяем правильность выбора букв. Взаимопроверка
| 2 ученика работают у доски (за занавеской)
Дети записывают буквы на строчке на листке с заданиями:
а, а, и, л, ф, в, т
Дети у доски доказывают правильность выбора буквы, опираясь на знание правил
|
| -Напишите, сколько баллов заработал ваш сосед по парте
(критерии выставления баллов написаны в карте урока у каждого ученика)
| Дети оценивают работы друг у друга, выставляют баллы
|
| 3 этап Актуализация знаний
| -Можно ли составить слово из первых трёх букв? Почему? -Попробуйте составить и записать слово, используя все буквы.
-Подберите синоним к этому слову и напишите его на следующей строке.
Оцените свою работу в баллах.
| Правильно отвечая на вопросы, дети получают жетоны.
Дети составляют слова «алфавит» и «азбука»
Самооценка, выставление баллов.
|
| 4 этап Объявление темы урока Тема нашего урока - «Алфавит»
| 5 этап Изучение нового материала
| Расскажите алфавит.
Назовите 3-ю, 10-ю…буквы, используя листок с алфавитом
Что такое алфавит или азбука?
-Прочитайте определение слова алфавит в учебнике на стр.61
Какое из этих слов можно назвать многозначным и почему?
| Ответы детей на вопросы учителя оцениваются жетонами Работа с учебником
и таблицей алфавита
|
Слайд №1
| Физкультминутка: дети исполняют песню «Марш букв» и делают упражнения
| Продолжение работы по 4 пункту
| -Прочитайте на слайде следующий вопрос, на который мы должны ответить на уроке.
-Для этого нам нужно расшифровать 2 слова, записанные в карте урока числами. Число-номер места каждой буквы в алфавите.
Взаимопроверка
-Кто же такие Кирилл и Мефодий и какое они имеют отношение к нашему алфавиту, вы узнаете из сообщений одноклассников.
Что запомнили? Чему удивились? Что нового узнали из сообщений детей?
-Для чего же нужен алфавит? Работаем над третьим пунктом плана.
При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке. Это очень важно знать и уметь.
Надо посмотреть на первую букву каждого предложенного слова, сравнить с другими и чем ближе первая буква к началу алфавита, тем раньше надо записать слово.
-Какую букву мы называем раньше : Р или М, О или П….
- Какое слово надо писать первым: школа или класс? Ложка или нож?
| Работа по вариантам
Дети записывают имена Кирилл и Мефодий Выставление баллов Выступления детей с творческими заданиями. Ответы детей.
Устные ответы детей
| Слайд №2
оцениваются жетонами
оцениваются жетонами
| 6 этап Закрепление
| -Выполнить задание №6, выбрав для себя уровень сложности
-Проверяем, как справились с заданием
| Самостоятельная работа детей
Взаимопроверка, выставление баллов
|
Слайд №3
| Физкультминутка
| Продолжение 6 этапа
| Работа с Орфографическим словарём
-Все слова в словарях расположены в алфавитном порядке.
- Найдите в словаре, какие непроверяемые безударные гласные пишутся в словах капуста, помидор, редиска и назовите их обобщающим словом, написание которого вы тоже найдёте в словаре.
| Работа в парах
Самопроверка,
выставление баллов
| Слайд №4
Слайд №5
| -Как правильно поставить слова в алфавитном порядке, если первые буквы одинаковые?
-Прочитайте правило на стр.65 и помогите поставить фамилии наших одноклассников в алфавитном порядке
| Устные ответы детей Работа с учебником
Выполнение задания №8
| Взаимопро-верка,
выставление баллов Слайд №6
| 7 этап Домашнее задание
| Упражнение № 105-Написать в карте урока фамилии писателей в алфавитном порядке
|
|
| 8 этап Подведение итогов
| В строчке «Приз» напишите количество жетонов, которые вы получили на уроке.
Общее количество баллов мы подсчитаем после выполнения Д.З.
Подведём итог урока
-Допишите предложения
-Нарисуйте личико, которое подскажет, какое у вас настроение сейчас.
Всем спасибо за работу на уроке!
|
Дети самостоятельно выполняют задание
|
Слайд №1
| Карта урока учени_____1-Б класса ____________________________
№
| Задания
| Баллы
| Мои баллы
| 1
| Напиши письменные строчные буквы
_____________________
______________________
| Не выполнил задание-0 баллов
Выполнил задание с помощью учителя-1 балл
Узнал и записал не все буквы 2 балла
Узнал и правильно написал все буквы-3балла
|
| 2
| Собери из этих букв слово
______________________
______________________
| Не выполнил задание-0 баллов
Выполнил задание с помощью учителя-1 балл
Узнал и правильно написал слово - 2 балла
|
| 3
| Напиши синоним этого слова ______________________
______________________
| Не выполнил задание -0 баллов Выполнил задание с помощью учителя- 1 балл
Узнал и правильно написал слово - 2 балла
|
| 4
| Что такое алфавит или азбука?
Из какого языка пришло к нам слово алфавит?
Какое из этих слов многозначное?
| Жетоны за ответы
|
| 5
| Расшифруйте слова, записанные цифрами. Число-номер места каждой буквы в алфавите
12 10 18 10 13 13
______________________14 6 22 16 5 10 11
______________________
| Выполнил задание с помощью учителя- 1 балл
Узнал и записал не все буквы 2 балла
Узнал и правильно написал все буквы- 3 балла
|
| 6
| Напишите слова по алфавиту:
1 уровень - мяч дом, акула
___________________________________________
2 уровень- яма, кот, игра, рак
_____________________
_____________________
3 уровень- ток, мак, уж, бык, конь
_____________________
_____________________
| За каждое правильное слово
1уровень-1 балл
2 уровень-2 бала
3 уровень-3 балла
|
| 7
| Работа с Орфографическим словарём К…пуста, п…м…дор, р…диска
Назови одним словом и напиши
| За каждую правильную букву- 1 балл
0-1-2-3-4
0-1-2
|
| 8
| 1уровень: Кузьмин, Котлева
2 уровень: Сунтеев, Соколов, Степаян
3 уровень: Потапов, Позднякова,
Панков, Попова
| За каждое правильное слово
1уровень-1 балл
2 уровень-2 балла
3 уровень-3 балла
|
| 9.
Д/З
| Поставить карточки с фамилиями авторов книг в алфавитном порядке
|
За каждую карточку-2 балла
|
|
| Приз (жетоны, полученные на уроке)
|
|
|
|
| Итого
|
|
На уроке я узнал __________________________________________________________________
Сейчас у меня такое настроение
Презентация к уроку
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 4 Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5
________________________________________________________________ |