Учебный предмет
| русский язык
|
Учебник
| Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2008
|
Программа
| «Начальная школа XXI века»
|
Класс
| 3
|
Тип урока
| урок фиксации и систематизации нового знания
|
Технология построения урока
| проблемно-диалогическая
|
Тема урока
| Имя существительное
|
Цель урока
| создание условий для получения обучающимися новых знаний по теме;
для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету
|
Основные термины, понятия
| часть речи ,значение слова, на какие вопросы отвечает
|
Планируемые результаты
|
Предметные
- познакомить с именем существительным, как частью речи,
-наблюдать за значением имён существительных,
-уметь классифицировать имена существительные,
-учить находить признаки имён существительных,
- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
| Метапредметные
Личностные УУД:
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах, в группах;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- учить планировать свою деятельность на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- моделировать информацию;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
Организация пространства
|
Формы работы
| Средства обучения
|
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
| Технологии
исследовательская, технология ТРИЗ, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные
|
Технология изучения
|
Этапы урока
| Формируемые умения
| Слайды,
видеофрагмент
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
|
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин)
| Метапредметные (УУД) регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать; коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
| Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?
- А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?
-Чего вы ждете от этого урока? - Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? - хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания»
| - Для того, чтобы получать новые знания. - Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными… - Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.
- С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось. Дети повторяют.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин)
| Предметные:
- называть предметы и их действия;
- знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам;
Метапредметные (УУД) познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь учителя;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения.
|
| 1. -Что вы любите делать больше всего?
- Тогда давайте начнем наш урок с игры ,я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка».
- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
- В слове обязательно должен быть суффикс?
- В слове вьюга пишется Ъ знак?
- Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными?
-В слове яблоко первый звук [й]?
- Слова глупый и умный – антонимы?
- В слове пошел приставка па-?
- Приставка стоит перед корнем?
- Подлежащее может быть только существительным?
- Мы с вами уже все знаем о имени существительном?
2. Затруднения в индивидуальной деятельности
- Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав?
Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные.
Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради.
(Дерево,смелость бег,красиво,бежать,собака)
- А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали.
- Почему же вы допустили ошибки? -Как вы думаете в чем трудность?
| Играть.
Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!»
Да. Нет. Нет.
Да. Да. Да. Нет. Да. Нет.Да.
Конечно, хотим. А как?
Дети выписывают слова.
-Мы не смогли правильно задать вопрос к слову,забыли правило,перепутали вопросы.
|
Постановка учебной задачи (2-3 мин)
| Предметные:
- определять части слова;
- находить нужные буквы. Метапредметные (УУД) познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
- высказывать свое предположение;
коммуникативные:
- точно и полно выражать свои мысли.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Метапредметные(УУД)
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность
действий на уроке.
|
| Из всего что мы сейчас сказали давайте сформулируем тему нашего урока.
О чем мы будем говорить на уроке?
Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?
|
.
1.Находить имена существительные среди других слов
2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному.
3.Узнавать значение имен существительных.
4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.
|
Построение проекта выхода из затруднения (10 мин)
| Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- моделировать информацию;
Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
|
| 1.Начиная с этого урока мыбудем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.130.
Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним что мы знаем о нем.
2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.)
Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования:
а)подчеркни имена существительные.
б)докажи, что они являются именами существительными:
-на какой вопрос отвечает слово?
-что обозначает слово?
в)сделайте вывод
.
Давайте сформулируем общее правило. Молодцы!!! Оцените свою работу в группах.
| Дети вспоминают правило Затем дети формируют группы, выбирают лидера. Дети работают Слова 1 группы:машина,ходьба,корова
Слова 2 группы:собака,прыжок,стул.
Слова 3 группы: стрельба,цветок,утка
Вывод: все слова отвечают на вопрос кто? или что?
Все слова обозначают предмет
Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей.
|
Физминутка
|
|
| -Мы немного устали. Проведем физминутку для глаз.
| Дети глазками следят за объектами на слайде.
|
Первичное закрепление во внешней речи.
| Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
| Работа в парах над рубрикой «Давай подумаем.» с.131
Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом?
Верны ли наши предположения? Прочитаем об этом в рубрике «Обрати внимание»,с.131
Теперь применим полученные знания и выполним упражнение 2,с.131. Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях. Нужно разделить слова на два столбика: 1-слова,которые отвечают на вопросКТО?
2 – слова,которые отвечают на вопрос ЧТО? Комментируем свой выбор.
| Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение.
Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.
Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
| Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
| -Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу.
Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная –высокий уровень, зеленая –низкий уровень,желтая – средний уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения.
Проверка со слайда.
Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?
В чем испытывали трудности.
| Хотим. Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу.
Затем проверяют работу по эталону
Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче.
|
Рефлексия
| Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
| Над какой темой работали?
Каким правилом пользовались?
Где будем использовать полученные знания?
Оцените свою работу и работу товарищей.
В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?
Выставляются оценки. Комментируется дом. задание.
| Работали над темой имя существительное.
Дети еще раз повторяют правило.
|