Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 128.22 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.02.2014
Размер128.22 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Литература > Статья
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnayka

«Имена существительные собственные и нарицательные»

Предметы гуманитарного цикла (русский язык)

Горланова Светлана Вячеславовна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Родниковская сош Алексеевского района Республики Татарстан

Цель:

образовательная дать понятия нарицательных и собственных имен существительных, повторить ранее изученный материал об имени существительном; формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);

развивающая развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;

воспитательная воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание самостоятельности, объективности в

оценивании себя.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Форма урока: урок-путешествие.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: карта города, маршрутный лист.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Задача: подготовить учащихся к работе

-Здравствуйте, ребята! Ежедневно мы так приветствуем друг друга улыбаясь, излучая радость от встречи, и тем самым передавая частичку собственного благополучия: радости, счастья, как бы подзаряжая друг друга на расстоянии психологической положительной энергией жизни. Именно этого я вам желаю.

Дежурный сообщает о готовности класса к уроку, об отсутствующих

Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.

Задача: организовать и направить к цели познавательную активность учащихся.

По слогам твердим едва осиля

Вяжущую губы немоту:

Мама, небо, хлеб, роса, Россия –

Камушком катается во рту... –

Так предлагают нам поэты

Задуматься о том, что говорим

О том, что сказано впервые,

О том, что помним, любим и храним.

Интересный день сегодня и урок

Цель наша – узнать и вспомнить,

А также запомнить, как стишок

Правила о главной части речи –

Имени существительном


- Сегодня мы совершим путешествие в замечательную страну

Морфологию.

  • Кто может пояснить, что это за страна? Что изучает этот раздел науки?

- Маршрут нашего путешествия указан в ваших маршрутных листах.


Переплывем озеро и прибудем в пункт назначения – город Имя Существительное. В этом городе мы бываем часто, но нам нужно его узнавать ближе шаг за шагом. Помощником в нашем путешествии будет карта города, улицы которого мы постараемся расшифровывать каждый урок. Итак, правила путешествия: не шуметь, помогать, красиво и грамотно отвечать и писать. А самое главное – вы должны участвовать в выполнении заданий..

Но прежде чем мы тронемся в путь, нужно выполнить задание – небольшое, но очень важное

Открыть тетради, записать число, классная работа и тему урока:

Имена существительные собственные и нарицательные.

- Это название улицы, которую мы сегодня расшифруем. И помните, расшифровать карту можно только при соблюдении правил путешествия: красиво и грамотно писать. Заполните маршрутные листы. Запищите свою фамилию и имя. По ходу работы над заданиями выставляете себе балл за каждое правильно выполненное задание. Количество баллов за ответ указано в маршрутном листе. Готовы?

Вместе сядем в катер, соберем рюкзак

Карта, компас, лупа – как любой моряк –

Знания в багаж, почтовых голубей...

Пусть нам завидует Джек Воробей!

У каждого из нас маршрутный лист,

На остановках нас ждут задания.

Должны мы улицу сию пройти

И разгадать загаданное таяние.
- Чтобы катер тронулся с места, нужно выполнить 1 задание.


«Четвертое лишнее» - устно

жёлудь, пчёлы, шёлк, шорох;

цыган, цыплёнок, цифра, цыкнуть;

врача, фальши, товарища, роща.
- Кто ответил, выставляет себе баллы.

- Ну что, ребята, в путь!

- Вот мы и подъехали к городу. Нас встречает


1.«Синтаксический причал».

Синтаксический причал

Нас непременно повстречал,

Задание припас для нас-

Должны исполнить в тот же час!

Маршрутный лист, перо в руке –

Работа синтаксическая.

Выполняем, но при этом –

Настроение лирическое.

- Задание 2 – запишите предложение:

В мамином сердце всегда горит

любовь к малышу.
Вопрос 1
Внимание ваше обращено

На предложение, в котором

Какой части речи особо полно?

Скажем?! Попробуем?!

(имя существительное - перечислим)
Вопрос 2
Чем в предложении чаще всего

Может быть существительное? На этот причала вопрос Ответьте незамедлительно!

(подлежащее и дополнение – подчеркнем их)


  • Выполнили задание, идем дальше по карте. Перед нами замок. От него уходят группы улиц. Подойдем к уже знакомой улице – Одушевленности.


Улица «Одушевленности».

Синтаксический причал покинув,

Выполнив задачи без ошибок,

Ждет нас увлекательное путешествие

По улице удач, пятерок и улыбок

Маршрутный лист подсказывает нам

О том, что вышли к улице Одушевленности,

На которой притаилось задание.


  • Слушаем вопрос: расскажите, какие существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными. Кто ответил – ставьте себе балл.


Задание 3.

Вот суть задания –

Имена существительные

Одушевленные и неодушевленные

В тексте найти и выписать,

Распределив на два столбика.

Я помню руки матери моей,

и я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

святее вас нет ничего на свете

Н. Рыленков.



Учащиеся вспоминают правило.

Знакомятся с маршрутным листом.

Отвечают на вопросы учителя.


Дети отвечают что раздел науки о языке Морфология изучает части речи

Дети записывают в тетради тему урока и заполняют маршрутные листы.

Да

Дети выполняют задание устно Выбирают лишнее слово

Дети записывают предложение в тетрадь и разбирают его

Дети отвечают на вопрос .

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные на вопрос что?

Этап усвоения нового материала.

Задачи: дать понятия нарицательных и собственных имен существительных, повторить ранее изученный материал об имени существительном; формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);

развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;

воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание самостоятельности, объективности в

оценивании себя.



- Прошли улицу Одушевленности. Перед нами новая улица, неизведанная, которую хочется узнать, расшифровать. Ну что, идем? Посмотрите, кто к нам идет навстречу? Это же Иван-царевич – герой русских народных сказок. Что-то грустно ему, может помощь нужна? Спросим его?


◄ Шел я по лесу домой и повстречался мне медведь. Задал мне медведь

такой вопрос. Существительное медведь собственное или

нарицательное? Я задумался, ответа я не знаю, вот и блуждаю, из леса

в город пришел, а дорогу найти не могу. Помогите!
- Поможем? Поможем. Все вместе расшифруем, что же это за улица.

«Собственные и нарицательные существительные».


  • Итак, запишем слово – медведь. Как назовем?

  • Какие животные живут у вас дома?

  • А какую кличку вы им дали?

  • У вас в классе есть девочки и мальчики, записываю.

  • Какое имя девочки вам нравится, а мальчика?

  • Вы живете в городе или деревне? В каком?

  • Я записала слова в 2 столбика. А можете объяснить почему?

медведь Миша

собака Найда

кошка Федор

мальчик Максим

девочка Маша

деревня Родники

  • В 1 столбике слова называют однородные предметы – это нарицательные существительные, 2 столбик – единичные – это собственные.


Имена существительные называют различные предметы: дерево, город, книга, река, газета. Одинаковые или однородные предметы называются одним словом, несмотря на то, что эти предметы могут отличаться друг от друга. Например, есть множество различных книг, но о каждой из них мы можем сказать: это – книга. О любой кошке мы говорим: это – кошка. Такие существительные, которые называют однородные предметы, являются нарицательными.
Но если нужно выделить какой-то отдельный предмет из всей группы, ему дают специальное название.
Существительные, которые называют единичные предметы являются собственными. Например, каждый город имеет свое название, у каждого человека есть собственное имя, отчество, фамилия. Например, Новый год, Казань, «Мурзилка», Сережа, Александр Сергеевич Пушкин.


  • Еще раз посмотрим на записанные слова, скажите, к каким существительным отнесем слова из 1 столбика? Почему? (нарицательные, так как называют однородные предметы). Слова 2 столбика? Почему? (собственные, так как называют единичные предметы).



- Сможем ли мы теперь помочь Ивану-царевичу? Слово медведь – какое существительное?

Имена собственные могут состоять из одного слова: Енисей, Сергей, или из нескольких слов: М. Ю. Лермонтов, Нижний Новгород.

Собственными именами существительными являются имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, гор, названия книг, кораблей, поездов и др.

Имена собственные пишутся с большой буквы, а названия книг, газет, журналов, кинофильмов выделяются кавычками: журнал «Мурзилка», газета «Заря», мультфильм «Трое из Простаквашино».



Дети читают вопрос Ивана-царевича

Дети отвечают на вопросы

Дети отвечают на вопросы учителя




Закрепление изученного материала.

Задача: закрепить у учащихся содержание новых понятий, закономерностей. Устранить обнаруженные пробелы.



  • Задание 4: посмотрите на слова и исправьте ошибки? Устно

сказка «Колобок»

журнал «Мурзилка»

город Казань

река Валга

озеро Байкал

Медленными шагами мы продвигаемся по улице, уже и дорога видна, нельзя уйти, не выполнив задание.

  • Задание 5 – найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно.

  • Улица Мира

Кинофильм «Девчата» Сказка «Три поросенка» Шоколад «Белочка»

Яхта «Беда»

Газета «Свежий ветер»

Город Казань.

  • Дополнительный вопрос – Какие из этих существительных являются нарицательными, а какие собственными?

Дорога «Любопытных».

Задание 6. Даны слова:

Вести, сережка, костер –

Составим словосочетание.

Одно с нарицательным,

А другое с собственным.

(золотая сережка, приветливый Сережка, хорошие вести, информационные «Вести», яркий костер, интересный «Костёр»)

  • Выполним задание 7 – запишем упражнение 483, самостоятельно, а затем проверим.

.



Дети закрепляют материал, исправляя ошибки

Ответы уч-ся

Самостоятельная работа учащихся

Итог урока.

Задача: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели, оценка работы класса




  • Какие существительные называются собственными? Пример

  • Какие нарицательными? Пример.

  • Подсчитаем свои баллы за ответы и поставим оценки.

Наша дорога подошла к концу,

На остановке самой последней,

на карте отмечена точка пути.

Внимание! Всё, что мы с вами прошли!

Теперь мы сможем без лести сказать,

Кто был самым умным? Отменно!

Кто не боялся все заданья выполнять?

Безукоризненно на вопросы отвечать? –

5 класс - непременно!
Путь пройден. Тайна разгадана

Путешествие удалось.

Все собрано. Вещи уложены,

Чтоб завтра нам все же пришлось...

Пришлось и хотелось увидеться

В Великой стране Языка!


Комментарии

уч-ся


Этап информатизации о домашнем задании.

Задача: сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.




  • Подберите слова, которые тоже получили свои названия от собственных имен существительных.

  • Прочитать правило на странице 196 – 197 упражнение 489.






Пояснительная записка к уроку
Класс, в котором проводился данный урок по успеваемости сильный. В классе преобладают мальчики, но это не сказывается на качестве знаний детей. На уроках дети активны, любознательны, увлеченно работают. В классе обучаются 10 учащихся (6 мальчиков , 4 девочки). Работа по русскому языку ведется по примерной программе основного общего образования по русскому языку и программам общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классов, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская , Н.М. Шанский, по учебнику «Русский язык» 5 класс, авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. Уроки русского языка в 5 классе проводятся 3 раза в неделю.

Данный урок по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» третий в разделе изучения имен существительных. До этого дети уже узнали об имени существительном как о части речи, морфологических признаках имени существительного, синтаксической роли существительного в предложениях. На данном уроке дети должны узнать о делении существительных на собственные и нарицательные, уметь разграничивать имена собственные и нарицательные, правильно писать их. Метод, применяемый на уроке : объяснительно -иллюстративный; форма урока: урок-путешествие; формы работы: фронтальная, индивидуальная; тип урока: объяснение нового материала; оборудование: карта города, маршрутный лист (презентация).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск