Урок русского языка в 5 классе «Имя существительное” (урок актуализации знаний и умений, урок повторения).
Цели:
обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
совершенствовать навыки морфологического разбора;
повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Вид урока: урок актуализации знаний и умений. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, справочник, наглядный и раздаточный материал , видео-урок «Имя существительное»
Этап урока
| Учитель
| Ученики
| Универсальные учебные действия ученика
| 1.Организационный момент.
| - Здравствуйте! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.
Проверка готовности к уроку русского языка.
Оформление рабочих тетрадей.
| Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.
|
| II. Беседа с классом
| - Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей
Кто за приключения? Все без исключения! Давай, поднимаем парус.
И прямо в океан! Ведь и для нас осталось.
Еще немало стран, Пока что не открытых, Или давно забытых! Дорог в морях немало - Смелее у штурвала!
- С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части?
- А кто правит этой страной?
- Почему ей дано такое право?
- В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 им. сущ. Им. сущ. называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности.
Послушайте стихотворение А.А.Фета.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Из 22 -ух слов стихотворения - 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
-- Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности.
Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. по необходимости корректирует план работы на уроке.
|
Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.
- С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.
| Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
| III. Объявление темы и целей урока
| - В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся. Запишите тему нашего урока: «Имя существительное – часть речи удивительная».
- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи).
- Все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему:
«Чем меня удивило имя существительное?» или выполнить задание по карточке, показав знания по данной теме.
| Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи.
Формулируют тему урока.
| П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор
| 4.Станция «В компании со словарём»
| -Первая станция, на которой остановимся, называется «В компании со словарём».
Учитель раздаёт карточки. В них напечатаны слова с «окошечками».
-Р…спублика, к…рзина,
м…газин, т…левизор, ап…льсин, м…ндарин, в…кзал, к…ртина,
мол..дёжь, уч…ница, гор…д, м…дведь, м…рковь, Р…ссия,
М…сква, пи…нино.
-Задание: списать слова в тетрадь, распределив на две группы (одушевлённые и неодушевлённые).
- Дополнительное задание: определить склонение сущ.
-Какие имена собственные вы записали?
|
Коллективная письменная работа.
По очереди ученики зачитывают слова, объясняют выбор буквы, указывают, в какую колонку следует писать слово, определяют склонение.
| П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника
| 5.Станция «Мыс ошибок».
| -Следующая остановка на станции « Мыс ошибок».
На доске записаны слова. Одно из них попало в строчку по ошибке. Найди это слово. Почему оно лишнее?
Ветер, буран, мороз, акация.
Долина, равнина, река, степь.
Сани, чернила, духи, темнота.
| В парах обсуждают свои версии. При проверке оценивают себя.
| П: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Р: планирование, прогнозирование; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
| 6.Станция «Практическая».
| - На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно. Станция «Практическая».
-Вспомним орфограмму, связанную с правописанием падежных окончаний сущ-ых ( работа с перфокартой).
-Задание: определять е или и писать в окончании сущ-ых , выбранные окончания записывать в « окошечки» перфокарты.
1.говорили о
станции…,лини…,лекци… .
2.учебники по
истории…,литератур…,математике…
3.побывали в планетарии…,в зоопарк…, в музе…
4.шли к степ…, избушк…, чащ…
5.росли на сирен…,на акаци…,на здании…
6.рассказать о книг…, о случа…,о повест…
7.бежали по тропинк…, по алле…, по насып…
8.призывать к выдержк…, доброт…, смелост…
9.побывать в Карели…,Сибир…,Монголи…
| Перед выполнением задания вспоминают содержание орф.№17.
Во время диктовки обдумывают выбор е или и в окончании сущ-ых, записывают ответ.
При правильном заполнении перфокарты должна образоваться цифра 5(если соединить буквы и одной линией).
1.и и и
2.и е е
3.и е е
4.и е е
5.и и и
6.е е и
7.е е и
8.е е и
9.и и и
| П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
| 7.Динамическая пауза.
| На болоте две подружки,
Две весёлые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
|
| Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
| 8.Станция «Игровая»
| -На станции «Игровой» мы вспомним , каким членом предложения может быть имя существительное.
Синтаксическая функция слова определяется в конкретном предложении. У нас его пока нет. Мы будем его записывать постепенно, по мере выполнения заданий.
1)Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок. Взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставив его в им. п., ж.р., ед.ч.(тихая).
2)из предложения Ночью земля покрылась пушистым снегом. взять обстоятельство, употребив его в составленном предложении как подлежащее (ночь).
3)добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.(опустилась)
4)из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт. взять обстоятельство (над городом).
-Прочитайте получившееся предложение.
Выполните его синтаксический разбор.
Сделайте вывод о синтаксической роли существительных.
|
Ученики зачитывают получившееся предложение (Тихая ночь опустилась над городом.), выполняют его синтаксический разбор .Один из обучающихся выполняет работу , комментируя вслух свои действия.
| П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
| 9.Станция «Морфологическая»
| - Имена существительные являются жителями страны Речь, а у каждого жителя этой страны есть свой документ-морфологический разбор.
( Каждому раздаётся карточка со схемой разбора)
Мы выполним разбор слова « городом»
(Слово взято из предложения , полученного при выполнении предыдущего задания)
| Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.
Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Моя начальная форма: ____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль_____________________
| П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания,освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
| 10.Станция «Проверочная»
| -Чтобы знания были впрок, следует повторить урок.
Проверочная работа по теме «Имя существительное»
1. Какого признака нет у существительного:
А) рода
| В) падежа
Г) времени
|
2. Имя существительное изменяется по:
А) родам
| В) падежам
Г) склонениям
|
3. Найдите существительные 1 склонения:
А) тенью
| В) в революции
Г) семьей
|
4. Укажите существительные женского рода:
А) мозоль
| В) кофе
Г) какао
|
5. Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:
А) вермишель
| В) фальшь
Г) пальцы
|
6. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:
А) о песн..
| В) об отношени…
Г) у дорог…
|
7. В окончании каких существительных пишется О:
А) борщ..м
| В) дач.й
Г) гордец..м
|
8. В каких существительных нужен Ь:
А) нет крыш..
| В) камыш…
Г) полноч…
|
| Выполняют проверочную работу.(По результатам теста учитель проводит р.н.о. на следующем уроке)
.
| Р: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| 11.Рефлексия.
| Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.
- У кого в гостях мы сегодня побывали?
- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли своей работой?
-Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям жизни дружно. Удачи всем. Спасибо. Штормы и ветры нам не страшны. Ждут берега нас родной стороны. Пусть бури и ветры с тобой, верный друг, И помощь протянут тебе сорок рук.
Будь смел и отважен - Прочти много книг, В большом море знаний Плыви, ученик. К заветной мечте и чудесной земле. В нагруженном знаниями корабле!
| Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.
| П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
| 12. Домашнее задание.
| -Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.
-Написать сочинение-миниатюру на тему «Чем меня удивило имя существительное?»
| Записывают домашнее задание.
|
|
|