Предмет: Русский язык
Класс: 6, 2 четверть
Программа под редакцией М.Т.Баранова
Учебник- хрестоматия под редакцией М.Т.Баранова
Урок № 65 (количество часов за год-204)
Тема урока: Имя существительное. Урок повторения изученного в 5 классе
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков
Вид урока: смешанный
Форма: урок- путешествие
Метод: частично-поисковый
Цель урока:
Обобщение знаний обучающихся об имени существительном как части речи, полученных в 5 классе, отработка орфографических и пунктуационных навыков.
Задачи урока:
1. Обучающие
закрепление ранее полученных знаний по теме: “Имя существительное”;
совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи.
2. Развивающие
формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
развитие внимания, воображения, творческого начала личности ребёнка.
3. Воспитательные
формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
активизирование познавательной деятельности учащихся;
обеспечение благоприятной психологической обстановки;
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, ИКТ-презентация. Ход урока
Организационный момент .
II. Постановка темы и цели урока.
Ребята мы сегодня будем вести речь о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире.
Может кто-нибудь догадался? Какая тема нашего урока?
«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.»
(запись в тетрадях). ( первый слайд презентации)
Давайте подумаем и скажем, а каковы же цели нашего урока ( что мы должны будем вспомнить об этой части речи, чему научиться).
Думаю, что цели нашего урока во многом совпадают с вашими ожиданиями.
-Выступление учащихся
«Что такое имя существительное?»
Имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от неё образуются прилагательные. Имя существительное - ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение) имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать всё то, что его окружает. Таким образом, имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?».
-Сегодня мы совершим путешествие - восхождение по стране «Имя существительное».
Мы непросто будем путешествовать, Мы будем вспоминать морфологические признаки этой части речи. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям вам нужно пройти. И каждый будет сам оценивать свою работу.
Вы готовы к путешествию? Что с собой захватим? Смекалку, знания и хорошее настроение. Начинаем восхождение. III. игра-путешествие.
СТАРТ. Имя существительное. Общее значение. Выписать имена существительные. Наступила осень. Дни стали холоднее и короче. Лес оделся в осенний огненно-зеленый наряд. С деревьев начали опадать листья. Они красиво кружатся в воздухе и мягко падают на землю. Красивая пора - осень!
2.Имена собственные и нарицательные.
Следующая остановка СОБСТВЕННИКОВ
- Как вы думаете, какие существительные здесь живут?
( Собственные и нарицательные)
- Верно. Какие слова мы будем относить к собственным? (обозначающие единичные предметы)
- У собственных существительных кто по соседству живет? (нарицательные)
- Что они обозначают? (общее название для всех однородных предметов, явлений).
Прочитать текст из упражнения 194.
Что нового узнали вы о собственных и нарицательных существительных?
Собственные имена могут превращаться в нарицательные, наполняясь новым лексическим значением.
А теперь задание. Превратите нарицательные имена существительные в собственные. Изображения на презентации помогут вам.
блок, клин, орел, лилия, роза?
Поэт Блок, город Клин, Имя Роза, город Орел ,имя Лилия
3.Одушевленные и неодушевленные имена
Нам с вами надо определить: какие существительные одушевленные, а какие неодушевленные. Вспомните правило! ( одушевлённые отвечают на вопрос «кто?», неодушевлённые – «что?»
Перечислите одушевленные и неодушевленные существительные, которые вы видите на картинке.
4.Род имен существительных
Поставьте глаголы в прошедшем времени и согласуйте с существительными. Укажите род существительных, окончания глаголов выделите.
5.Склонение ( самопроверка по презентации)
Распределите слова в три столбика: рейс, деталь, спортсмен, состязание, салфетка, бахрома, карниз, генерал, поражение, вежливость, кружево, паркет, перила, терраса.
-К какому склонению мы отнесем слово перила? Почему?
- А какая орфограмма в слове-терраса?
6. Падеж.( самопроверка по презентации)
В каждой пословице укажи падеж существительного ЯЗЫК.
Не спеши языком – торопись делом.
Не давай воли языку во пиру в беседе, а сердцу –во гневе.
Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.
На языке мед, а под языком лед.
Не ножа бойся, а языка.
7.Число
1 вариант Выберите предложения с существительным, имеющим форму только множественного числа. 2 вариант Выберите предложение с именем существительным, имеющим форму только единственного числа. ((55%55
Ноги мягко ступали по тёплой земле.
Брюки висели на спинке стула.
Пришла беда- отворяй ворота.
Бабушка потеряла очки.
Смелость города берет
8. Синтаксическая роль существительных
Вот мы и подошли к последнему заданию. Давайте найдем в предложениях имена существительные и определим их синтаксическую роль.
Труд кормит, а лень портит.
Синичка – невеликая птичка.
Сердце сердцу весть подает.
Ехал прямо, да попал в яму.
Давайте сделаем вывод- Какими членами предложения может быть имя существительное?
9. Морфологический разбор имени существительного
Мы вспомнили морфологические признаки имени существительного,
и вас не затруднит разобрать слово сердцу морфологически.
IV.Итог урока .
Подведение итога ответ на вопрос :
«Для чего в речи нужны имена существительные?»
Имена существительные играют важную роль в предложении, в речи. Имя существительное обозначает предметы в широком смысле слова, оно может быть любым членом предложения. Без имен существительных невозможно понять текст, речь человека. Это действительно значимая часть речи.
Выставление оценок.( дети сами себе в маршрутный лист) Рефлексия. Наше путешествие подошло к концу. Наверное, вы устали. Нет? Вам понравился урок?. На какой станции вам было интересно? А на какой было трудно?
V.Домашнее задание.
П.36, упр. 198., написать небольшой рассказ, не употребляя имен существительных.
Заключительное слово учителя. Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Спасибо за урок. |