Скачать 64.79 Kb.
|
Конспект урока русского языка в 5 классе. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе Автор: Беляева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Фокинская средняя общеобразовательная школа», Пермский край, Чайковский район, село Фоки Описание методической разработки: Данный материал будет полезен педагогам, работающим в 5 классах при повторении темы «Имя существительное» за курс начальной школы. Вид урока – урок-экскурсия по родному селу. Тема: Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе. Цель: 1.Обобщить известную информацию об имени существительном как части речи. 2.Совершенствовать умение определять морфологические признаки имени существительного. 3.Формировать навык употребление Ь после шипящих на конце у существительных, правописание безударных окончаний. 4.Прививать любовь к родному селу, воспитывать интерес к языку. Ход урока:
II.Работа по теме: 1. Отгадайте, о какой речи говорится в стихотворении Всему название даю- И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету! - Какая же часть речи дает название каждому предмету? (имя существительное) - Запись числа и темы урока. - Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока, что должны повторить, чему научиться (повторить и обобщить известный материал об имени существительном, уметь определять их морфологические признаки). 2. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Л. Успенского: «Имя существительное- хлеб языка» (запись на доске) - Как вы думаете почему он так сказал об этой части речи? - В конце урока мы вернемся к эпиграфу, и вы, возможно, дополните свои предложения. - Сегодня у нас необычный урок- урок-экскурсия, а совершим мы ее по нашему селу- селу Фоки. Сколько лет нашему селу? (230 лет) 3. Итак, наша пристань на долгие годы-годы детства – село Фоки. - А кто знает, почему наше село имеет такое название? (один из первых жителей Фока). - Какие еще названия были у нашего села? (Букор Юрков(Фокино тож), Богородское, Фоки) (файл Карта села Фоки. jpg) - К какой части речи относятся слова- село, Фоки? - Что вы помните об этой части речи? - Какие же названия предметам дает имя существительное. - Приведите свои примеры (по рядам) Живые существа: девочка… Явления природы: гроза, … Действие как предмет: бег, ходьба, езда… Признак как предмет: синева… Вывод: имена существительные обозначают предмет, а еще действие как предмет, признак как предмет. 4. Продолжаем наше путешествие. - Какая улица самая длинная? (улица Кирова). Она одна из первых появилась в нашем селе (фото Карта села Фоки.) - Назовите постоянные признаки имени существительного. На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно «Подбери пару» «Кто быстрее». - Подберите к существительным мужского рода парное существительное женского рода (по цепочке). Отец, мужчина, брат, дедушка, дядя, внук, сын, сосед, мальчик, волк, кот - Обратите внимание на обстановку нашего класса и подберите существительные среднего рода Вывод: имена существительные бывают …. рода 5. Одна из самых старых улиц- это улица Заводская (файл Карта села Фоки. jpg) - Почему она имеет такое название? (Льнозавод) Большинство существительных изменяются по падежам, т.е. склоняются. - Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению? На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно - Выборочный диктант на слух. Записать существительные по рядам Семья, ребенок, дочь, аллея, чувство, рожь 1 ряд- 1 склонения, 2 ряд- 2 склонения, 3 ряд- 3 склонения Вывод: в русском языке различаются 3 основных типа склонения. - Обозначить орфограммы. 6. На какую орфограмму встретились слова в 3 ряду? - Где мы можем прочитать правило? Где можно взять книги и почитать? (в библиотеке) - На какой улице расположена библиотека имени Павленкова, которой в этом году- 120 лет - И мы переходим улицу Красную. Помним, что пешеходный переход на этой улице находится только у администрации и у нового строящегося храма (файл Карта села Фоки. jpg) - Чтение в учебнике правила (стр. 36) жужжащее чтение На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно - Упражнение 93, выписать 5 слов существительных 3 склонения (1 ученик выполняет задание на доске, проверка). Вывод: существительные 3 склонения пишутся с Ь. 7. Одна из достопримечательностей нашего села – это сквер-сад. - Каким событиям посвящены находящиеся там памятники? (героям гражданской войны и ВОВ) - Какие существительные мы называем одушевленные, а какие неодушевленные? - «Кто? Что?». Мальчики хлопают в ладоши, если сущ. отвечает на вопрос кто, девочки, если на вопрос что. (Дети, дом, добро, друзья, родители, игра). Вывод: имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными. 8. -Как изменяются имена существительные? Назовите непостоянные признаки. - Все течет, все изменяется, так улица Советская была отдельной деревней- деревней Фочки (фото Карта села Фоки) На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно З: образуют существительные во мн.ч (работа в парах) Звено- Друг- Брат- Сын- - проверка хором - На какую орфограмму встретились вам слова? (разделительный Ь) Вывод: имена существительные изменяются по числам. 9. Мы продолжаем наше путешествие. Именно с этой улицы уходили на фронт жители нашего села, именно здесь расположена администрация, здесь же наша школа, которой в этом году… 145 лет (улица Ленина) (фото Карта села Фоки) На доске объявлений у здания администрации мы увидели такую схему. Объясните, что она означает 1 скл 2 скл 3 скл Р.п. -и - -и Д.п. -е - -и П.п. -е -е -и 10. У нас появляются новые улицы- улица Лукинская, Луговая. Расположены они вдоль лесной полосы. Нужно быть очень внимательным. Следующий наш пункт- орфографическая полянка. На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно Разноуровневые задания. - Объяснение каждого На « 3» Записать существительные в родительном, дательном и предложном падежах. Окончания обозначить графически. 1 склонение 2 склонение 3 склонение дорога дом помощь Р.п. Д.п. П.п. На «4» Рядом с существительными в скобках указать их склонение и падеж, окончания существительных обозначить графически. О б р а з е ц: Шел по тропке (1 скл., Д.п.) Жить в деревн…, бежать по дорожк…, лежать на скатерт…, был в музе… и на конкурс…, гулять по площад..., посидеть² у проруб… На «5» Выпишите имена существительные с недописанными окончаниями вместе с теми словами, от которых ставится падежный вопрос. Укажите склонение и падеж.О б р а з е ц: Охотник шел по тропк…- шел по тропке (1 скл., Д.п.)
- Кто решится на оценку «5» (у доски) - Проверка на доске. - Домашнее задание точно такое же. Поднимите руку, кто справится? Вывод: чтобы определить безударное окончание им. сущ. нужно определить склонение и падеж. 11. Какие улицы появились в нашем селе вместе с развитием птицеводства? (улица Чайковская, Молодежная). Нужно много работать, чтобы был хороший результат. - Какую синтаксическую роль выполняют имена существительные? На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно - Выполнить разбор по членам предложения (у доски). Сердце не забудет дом, детские игры, дорогу в школу. Вывод: существительные могут быть разными членами предложения. III. Итоги. Чтобы знания были впрок, следует повторить урок. - Попробуйте на себе роль учителя, задайте друг другу вопросы по теме урока: «Имя существительное», а затем я вас проверю. - Что такое имя существительное? - Какие морфологические признаки имеет эта часть речи? - Каким членом предложения может быть имя существительное? - Чему вы учились сегодня на уроке, что отрабатывали? - Справились ли мы с поставленной целью урока- повторить известную информацию об имени существительном? На всех языках мира есть такие слова: Мать. Родина. Счастье. Река. Синева. Кто б ни был, любому понятны они. Слова- путеводные наши огни. - Как в думаете, почему именно такие слова, как мама, Родина, счастье есть на всех языках? - С помощью имен существительных можно нарисовать целую картину: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. На каждые 100 слов – 40 это имена существительные. Почему же Л.Успенский сказал: «Имя существительное- хлеб языка». - Сегодня мы совершили небольшую экскурсию по улицам нашего села. Но многие уголки так еще и не раскрыты. Если вы хотите узнать, где находилась типография, где находился маслозавод, откуда были привезены двухэтажные купеческие дома, сходите в библиотеку и почитайте сборник, изданный к юбилею села. Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание IV. Домашнее задание Упр. 95 на «3-4» выписать словосочетания на «5» + разборы Творческое – сочинить стихотворение о нашем селе. |