Скачать 52.76 Kb.
|
Теняева Л.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Никифоровская СОШ №2» Урок русского языка в 6 классе Тема: «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное». Цели: 1. Обобщить и систематизировать теоретический материал об имени прилагательном с помощью морфологического и морфемного разборов. 2. Повторить орфограммы имени прилагательного. 3. Провести наблюдение о синтаксической роли прилагательных в тексте, о частотности употребления их в речи, о функции прилагательных в описательном тексте. 4. Проверить умение учащихся употреблять прилагательные в своих творческих работах при описании предмета. 5. Углубить знания о языковых средствах выразительности. 6. Воспитание языковой этики, бережного отношения к слову, чувства прекрасного. Методические приёмы:
Ход урока:
А) вставить орфограммы и пунктограммы; Б) озаглавить текст и прочитать его вслух. IV Работа в группах (ответы записываются каждым учеником в свой лист с с текстом). V Обсуждаются всем классом вопросы и задания 1 группы. 1. Докажите, что это текст. 2. Тема текста. 3. Главная мысль. 4. Стиль и тип речи. VI В работу включается 2 группа и разбирает следующие вопросы:
Сделать вывод: по частотности употребления на 1 месте – сущ. , затем глаголы и прилагательные. Примерно такая же статистика и по научным выводам, но в текстах описательного характера преобладают прилагательные, в повествовательных текстах – глаголы. VII Выполняются задания 3 группы:
(эпитеты: беспокойный зверёк, таинственная тишина, счастливый и страшный час, красавица-ёлка, олицетворения: стволики прижались, лес просыпается, шевелится, деревья ждут освобождения, берёзка как прыгнет, сравнения: снег лежит плотными подушками, зайчишка сел столбиком, метафоры: снежный плен, ветвями-крыльями).
Тонкие стволики прижались к земле, примёрзли и ждут освобождения. (повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное).
(пригнулись, приподняться, прислушивается, присматривается, привстал, прикрытый).
VIII Выполняются задания 4 группы:
существительных ( лисий, совиный, тетеревиный, заячий, волчий).
мышиная).
IX Переходим к творческой работе. В нашем тексте речь шла о красавице-ёлочке с ветвями-крыльями, она стоит в снежном плену. Ей тяжело под снеговыми подушками. Вот такую же ель нарисовал художник Иван Иванович Шишкин. Наверное, она его поразила своей красотой, он остановил время, и так одинокая ель скучает более ста лет. Скоро Новый год, и мы будем украшать лесных красавиц. Не стоит дожидаться праздника и начнём уже сейчас. На цветных шариках вы напишите красивые словесные украшения для нашей маленькой виновницы наступающего Рождества и Нового года. Пусть это будут красивые сравнения, эпитеты, метафоры. Лучшие из ваших словесных образов будут висеть на ёлочке. X Все шарики складываются под ёлочку (по 1 человеку от каждой группы отбирают лучшие украшения, читают вслух отдельные и называют языковое средство). XI Вывод учителя. На примере анализа текста мы обобщили всё, что знаем о прилагательном. -Что же обозначает прилагательное? -На какие группы по значению делятся прилагательные? -Как изменяются? -Какова их функция в речи, в тексте? -В каких текстах прилагательных больше, почему? XII Cдача материалов для оценки. Д/з. написать мини-сочинение-описание зимнего вечера. Всё чаще появляется на высоком зимнем небе яркое солнце, но в лесу снег л_жит плотными подушками. Деревья пр_гнулись под его тяжестью стоят в снежном плену. Тонкие ствол_ки пр_жались к земле пр_мёрзли и ждут освоб_ждения. Но вот пр_ходит долг_жданный час, самый счас_ливый для неподвижных деревьев и страшный для лесных зверей и птиц. В полной таинственной т_шине ш_вельнётся вдруг еловая веточ_ка и закачает_ся, хочет_ся ей пр_поднят_ся. А под высокой красавицей-ёлкой, пр_крытый её широкими густыми ветвями-крыльями, спит косой зайчишка. Страшно ему, он пр_слуш_вается к странным звукам. Бе_покойный зверёк м_тнулся побежал сел столбиком и пр_сматривает_ся, откуда беда, куда бежать. И только пр_встал трусишка на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпр_мится целая берёзка! Всё пр_образилось в лесном царстве. Всюду прыгают упругие ветки пр_одолевают пр_грады вырывают_ся из снежного плена. Весь лес кругом шев_лится просыпается слыш_тся тревожные птичьи голоса, медвежий рёв, мышиная возня. ( по М. Пришвину) Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Задания для групп III ГРУППА
I ГРУППА 1. Озаглавьте текст. 2. Докажите, что это текст. 3. Тема текста 4. Основная мысль. 5.Стиль и тип речи. 6. Найдите в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения. II ГРУППА 1.Какова роль прилагательных в этом тексте? 2. Посчитай, сколько в тексте прилагательных, существительных и глаголов. 3. Разбейте прилагательные на группы по значению. 4. Произведите морфологический разбор прилагательных : счастливый час; в лесном царстве; птичьи голоса. IV ГРУППА
ель, еловые, ельник, зайчик.
|