Скачать 141.06 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень). Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю). В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по литературе. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Цели и задачи обучения Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: -воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; - совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы: 1. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа. - 2. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства. 3. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений. 4. Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения. 5. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении. 6. Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира. Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. В курсе литературы изучаются основные теоретико-литературные понятия: - Художественная литература как искусство слова. - Художественный образ. - Содержание и форма. - Художественный вымысел. Фантастика. - Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX-XX веков. - Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. - Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика, Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. - Деталь. Символ. - Психологизм. Народность. Историзм. - Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. - Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. - Стиль. - Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. - Литературная критика. Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий: - Осознание, творческое чтение художественных произведений разных жанров. - Выразительное чтение. - Различные виды пересказа. - Заучивание наизусть стихотворных текстов. - Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. - Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. - Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. - Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. - Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий: уроки-лекции, семинары, беседы, практикумы, проекты и т. д. Требования к уровню подготовки обучающихся Требования к уровню достижений обучающихся в соответствии с Государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы. В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия; уметь: - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы' русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; - определять род и жанр произведения; - сопоставлять литературные произведения; - выявлять авторскую позицию; - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; - аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - участия в диалоге или дискуссии; - самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков: - поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; - сравнение, сопоставление, классификация; - самостоятельное выполнение различных творческих работ; - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; - осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - составление плана, тезисов, конспекта; - подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Место предмета На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год. Содержание программы Введение. Русская литература 20 века в контексте мировой культуры – 1 час Литература 1-ой половины 20 века. – 81 час Обзор русской литературы 1-ой половины 20 века. – 1 час И. А. Бунин – 5 часов. М. М. Горький – 6 часов А. И. Куприн – 2 часа Обзор зарубежной литературы 1-ой половины 20 века – 1 час Б. Шоу – 2 часа Г. Аполлинер – 1 час Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс» - 1 час Символизм. Истоки русского символизма – 1 час В. Я. Брюсов – 1 час К. Д. Бальмонт – 1 час А. Белый – 1 час А. А. Блок – 8 часов Акмеизм – 1 час Футуризм – 1 час И. Северянин – 1 час В. В. Хлебников - 1 час Крестьянская поэзия – 2 часа Н. С. Гумилев – 1 час А. А. Ахматова – 6 часов М. И. Цветаева – 3 часа В. В. Маяковский – 5 часов С. А. Есенин – 6 часов О. Э. Мандельштам – 3 часа М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» - 7 часов М. А. Булгаков – 7 часов Б. Л. Пастернак – 4 часа А. П. Платонов – 2 часа Литература 2-ой половины 20 века (19 часов) Э. Хэмингуэй – 2 часа Обзор русской литературы 2-ой половины 20 века – 2 часа А. Т. Твардовский – 2 часа Н. М. Рубцов – 1 час В. Г. Распутин – 1 час В. Т. Шаламов – 2 часа А. И. Солженицын – 2 часа В. М. Шукшин – 1 час В. В. Быков – 1 час И. А. Бродский – 1 час Б. Ш. Окуджава – 1 час А. В. Вампилов – 2 часа Обзор литературы последнего десятилетия – 1 час Итоговый урок – 1 час Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Дополнительная литература для учителя:
10. Шапиро Н. А.Опыты анализа художественного текста/ Н. А. Шапиро. – М.: МЦНМО, 2008 11 Шпека И. А. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах : из опыта работы / И. А. Шпека. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып. 4 (16)). Дополнительная литература для учащихся
Материально-техническое обеспечение 1. Компьютерная техника 2. Мультимедийный проектор 3. Экран для мультимедийного проектора 4. Телевизор 5. DVD-проигрыватель 6. Аудио- и киноматериалы 7. Репродукции картин художников |