Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 141.06 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.03.2014
Размер141.06 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), соответствующей Федерально­му компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).

Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени сред­него (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по литературе. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов дея­тельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных свя­зей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Цели и задачи обучения
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, люб­ви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры чита­тельского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышле­ния, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоре­тико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые ре­шаются на уроках литературы:

1. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее мес­те в культуре страны и народа. -

2. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.

3. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений.

4. Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке худо­жественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения.

5. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.

6. Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоз­зрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки.
В курсе литературы изучаются основные теоретико-литературные понятия:

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ.

- Содержание и форма.

- Художественный вымысел. Фантастика.

- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сен­тиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX-XX веков.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, по­весть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпи­грамма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

- Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика, Сюжет. Композиция. Стадии развития дей­ствия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

- Деталь. Символ.

- Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художе­ственном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

- Стиль.

- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, ам­фибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

- Литературная критика.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознание, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры­тии идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литератур­ных произведений.
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий: уроки-лекции, семинары, беседы, практикумы, проекты и т. д.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню достижений обучающихся в соответствии с Государственным об­разовательным стандартом и с учетом примерной программы.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных на­правлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра­зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле­матикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведе­ний; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы' русской литературы; соотносить произве­дение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы лите­ратурного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литератур­ные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстети­ческой значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, исполь­зование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудио­визуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезисов, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источни­ков информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оцен­ки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неде­лю, итого 105 часов за учебный год.

Содержание программы

Введение. Русская литература 20 века в контексте мировой культуры – 1 час

Литература 1-ой половины 20 века. – 81 час

Обзор русской литературы 1-ой половины 20 века. – 1 час

И. А. Бунин – 5 часов.

М. М. Горький – 6 часов

А. И. Куприн – 2 часа

Обзор зарубежной литературы 1-ой половины 20 века – 1 час

Б. Шоу – 2 часа

Г. Аполлинер – 1 час

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс» - 1 час

Символизм. Истоки русского символизма – 1 час

В. Я. Брюсов – 1 час

К. Д. Бальмонт – 1 час

А. Белый – 1 час

А. А. Блок – 8 часов

Акмеизм – 1 час

Футуризм – 1 час

И. Северянин – 1 час

В. В. Хлебников - 1 час

Крестьянская поэзия – 2 часа

Н. С. Гумилев – 1 час

А. А. Ахматова – 6 часов

М. И. Цветаева – 3 часа

В. В. Маяковский – 5 часов

С. А. Есенин – 6 часов

О. Э. Мандельштам – 3 часа

М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» - 7 часов

М. А. Булгаков – 7 часов

Б. Л. Пастернак – 4 часа

А. П. Платонов – 2 часа

Литература 2-ой половины 20 века (19 часов)

Э. Хэмингуэй – 2 часа

Обзор русской литературы 2-ой половины 20 века – 2 часа

А. Т. Твардовский – 2 часа

Н. М. Рубцов – 1 час

В. Г. Распутин – 1 час

В. Т. Шаламов – 2 часа

А. И. Солженицын – 2 часа

В. М. Шукшин – 1 час

В. В. Быков – 1 час

И. А. Бродский – 1 час

Б. Ш. Окуджава – 1 час

А. В. Вампилов – 2 часа

Обзор литературы последнего десятилетия – 1 час

Итоговый урок – 1 час

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Программа по литературе для 10-11 классов / авт.-сост. В. И. Чалмаев, Г. С. Меркин, С. А. Зинин // Литература. Программа. 5-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

  2. Чалмаев В. И. Литература. 11 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / В. И. Чалмаев, С. А. Зинин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

  3. Литература XX века. 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /авт.-сост. С. А. Зинин, В. И. Чалмаев. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.


Дополнительная литература для учителя:


  1. Алиева Л.. Ю. Тесты по литературе. Подготовка к экзамену. Контроль. Самооценка /Л. Ю. Алиева, Т. В. Торкунова. - М.: Айрис-Пресс, 2003.

  2. Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавания литературы в школе. - М., 1990. - (Библиотека учителя русского языка и литературы).

  3. Есин А. Б. Русская литература XIX века: задачи, тесты, полезные игры / А. Б. Есин. - М. : Флинта, 2000.

  1. В. А. Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В. И. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне / С. А. Зинин. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.

  2. Каплан И. Е. Изучение биографии писателя в старших классах : пособие для учителя / И. Е. Каплан. - М.: Просвещение, 19(54.

  3. Крайванова А. Р. Проблема личности писателя при работе над текстом литературного произведения в школе / А. Р. Крайванова I/ Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. И. В. Володиной. - Вологда, 1984. - С. 4046.

  4. Меркин Г. С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи : пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

  5. Михайлова И. М. Тесты. Литература 9-11 классы : учебно-метод. пособие для учителя / И. М. Михайлова. - М.: Дрофа, 2002.

  6. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе : кн. для учащихся 11 кл. сред. шк.: в 2 ч. / Л. А. Смирнова, А. М. Турков, А. М. Марченко [и др.] ; сост. Е. П. Пронина; под ред. Ф. Ф. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1994.

10. Шапиро Н. А.Опыты анализа художественного текста/ Н. А. Шапиро. – М.: МЦНМО, 2008

11 Шпека И. А. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах : из опыта работы / И. А. Шпека. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып. 4 (16)).
Дополнительная литература для учащихся


  1. Азбукин В. Н. Русская литература XIX века: хрестоматия литературных материалов: книга для учителя / В. Н. Коновалов. — М.: Просвещение, 1984.

  2. Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». В помощь школьникам и абитуриентам / Т. В. Алексеева. - СПб.: Паритет, 2004.

  3. Диденко С. А. Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе: сочинение. Изложение с элементами сочинения, ЕГЭ / С. А. Диденко. - М.; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2003.

  4. Лион П. Э. Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы / П. Э. Лион, Н. М. Лохова. - М. : Дрофа, 2002.

  5. Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь : в 3 ч. / глав. ред. С. И. Самсонов.-М.: Либерея, 1998.

  6. Пушкин и его время. - М.: ТЕРРА, 1997.

  7. Русская литература: большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. - М. : Дрофа, 1998.

  8. Русская литература: популярная иллюстрированная энциклопедия / С. В. Стахорский. - М. :Дрофа-Плюс, 2007.

  9. Русские писатели. XIX век. Биографии: большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / А. Н. Архангельский, Э. Л. Безносов, В. А. Воропаев [и др.]. - М. : Дро-
    фа, 2000.

  10. Русские писатели. XX век. Биографии: большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / авт. В. В. Агеносов, П. В. Басинский, Л. В. Ершова [и др.]. - М.: Дрофа, 2009.

  11. Русские писатели. Библиографический словарь: в 2 ч. / ред.-сост. П. А. Николаев. - М. : Просвещение, 1990.

  12. Сдаем Единый государственный экзамен. Литература / авт.-сост. С. А. Зинин, Э. А. Красновский, Л. Н. Гороховская. - М.: Дрофа, 2010.

  13. Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В. И. Новиков, Г. А. Шкловский. - М.: Педагогика-Пресс, 1998.

  14. Энциклопедия для детей. [Т. 9.] Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX в. / ред. коллегия : М. Аксёнова, А. Голосовская, М. Шинкарук [и др.]. - М. : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, 2010.

  15. Энциклопедия для детей. [Т. 15.] Всемирная литература. Ч. 1. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера / ред. коллегия: М. Аксёнова, Н. Шапиро, С. Путилов [и др.]. - М. : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, 2008.

  16. Энциклопедия для детей. [Т. 15.] Всемирная литература. Ч. 2: XIX и XX века / ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Н. Шапиро, А. Элиович [и др.]. - М. : Мир энциклопедий Аванта+, 2007.



Материально-техническое обеспечение
1. Компьютерная техника

2. Мультимедийный проектор

3. Экран для мультимедийного проектора

4. Телевизор

5. DVD-проигрыватель

6. Аудио- и киноматериалы

7. Репродукции картин художников

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск