Скачать 142.1 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 1» г. Грайворона Белгородской области Экспериментальная рабочая программа для общего эстетического отделения ДШИ дисциплина « МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» ( ФОРТЕПИАНО) С 2 – ЛЕТНИМ СРОКОМ ОБУЧЕНИЯ 2010 г. Одобрена Утверждена: Методическим советом МОУ ДОД ДШИ № 1 Директор МОУ ДОД ДШИ № 1 Г. Грайворона Белгородской области г. Грайворона Белгородской области Протокол № ____ _____________________С. Н. Козлова От « ______» _____________200 г. « ______» ______________200 г. Составитель: Л. Л. Тесленко, преподаватель по классу фортепиано Грайворонской ДШИ № 1 Белгородской области Структура программы:
- 3- « Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они могут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». З. Кодай Пояснительная записка. Музыкальное воспитание – одна из составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Данная программа предназначена для общего эстетического отделения ДШИ. Программа разработана на основе государственных образовательных программ и методических разработок А.Д. Артоболевской с учетом основных современных тенденций в системе отечественного музыкального образования. Занятия по предмету «Музыкальный инструмент» в детских школах искусств проводятся в соответствии с действующими учебными планами. Начальный этап обучения охватывает возрастную категорию детей от 7 до 11 лет. Цель – создание фундамента, на котором построится дальнейшее развитие ученика. Задачи: - привитие интереса и любви к музыкальному искусству; -развитие художественного вкуса, умения чувствовать и переживать прекрасное; - расширение музыкального кругозора; - развитие слуха (высотного, гармонического, тембрового, динамического); - воспитание чувства ритма; - организация мышления; - освоение музыкальной грамоты; - организация игрового двигательного аппарата; - воспитание начальных исполнительских навыков; - развитие зачатков самостоятельного творчества. Содержание работы: - работа над развитием слуха, ритма, памяти; - слушание музыки, определение характера, жанра, содержания. - пение песен с поддержкой аккомпанемента и без; - осознание понятия относительной высоты звуков; - знакомство с ладом; -4- - знакомство с интервалами; - постановка руки; - усвоение навыков и приемов игры; - игра в ансамбле; - исполнение легких пьес, этюдов, упражнений; - выполнение творческих заданий: рисунки к пьесам, сочинение маленьких мелодий, коротких стишков, подбор по слуху, транспонирование. Музыкальное воспитание учащихся общего эстетического отделения должно быть комплексным и основываться на интенсивном развитии музыкального слуха и мышления, выявлении и развитии творческих задатков учащихся. Работу рекомендуется вести по следующим направлениям - с первых уроков введение в мир музыки, развитие восприятия музыкального языка, знакомство с произведениями различных характеров и жанров: -выполнение различных упражнений по развитию основных музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти; -выполнение комплекса упражнений по подготовке и организации пианистического аппарата, развитию координации движений; - приспособление ученика к инструменту, налаживание правильной посадки, формирование игровых навыков, воспитание активных, точных, извлекающих звук пальцев и опирающихся на них свободных, гибких рук; - обучение ребенка сознательному управлению своим мышечно - двигательным аппаратом; -осуществление тщательного контроля за правильными, удобными, целесообразными игровыми движениями в течение всего периода обучения. Плохо организованные двигательные навыки отражаются на качестве звукоизвлечения, становятся преградой для технического продвижения учащихся, вызывают чувство дискомфорта, ведут к мышечному перенапряжению, а впоследствии – к нежеланию музицировать; -воспитание слухового контроля, улавливания непосредственной связи между прикосновением и звуковым результатом; -пение простейших попевок, подбор их по слуху на инструменте, транспонирование; - воспитание направленного внимания; -на основе возникающих осознанных музыкальных представлений освоение нотной грамоты, развитие навыков разбора и чтения нотного текста. При начале игры двумя руками одновременно учить прочитывать текст сразу обеими руками, осуществляя предварительную подготовку ( просмотр и определение ключей, длительностей, прохлопывание ритма со счетом вслух и с названием нот сначала ладошками, потом пальцами по закрытой крышке инструмента); -освоение в течение года основных приемов звукоизвлечения: (non legato,legato,staccato); -5- -формирование первоначальных навыков исполнения пятипальцевых позиционных последовательностей (non legato,затем legato); - воспитание навыков самостоятельной работы. В течение года учащийся должен пройти очень большое количество небольших произведений, не задерживаясь подолгу на каждом из них. Форма занятий – урок (индивидуальный, мелкогрупповой). Продолжительность занятий – 0, 5 академического часа. Форма контроля успеваемости – контрольные задания, контрольные занятия. В конце обучения - выпускной экзамен, на котором ученик исполняет 2- 3 произведения. Принцип – поощрение, подчеркивание достижений. Оценка - как вознаграждение за трудолюбие, только в положительном контексте. Примерный репертуарный список Пьесы, этюды М. Красев. « Журавель» Русская народная песня « Во поле береза стояла» М. Старокадомский. « Зайчик» Детская песенка « Дождик» Русская народная песня « Я на горку шла» Украинская народная песня « Веснянка» М. Пляцковский. « На Зорьке» « Кот – лакомка» Г. Окунев. « Отражение в воде» Э. Човек. « Дудочка» Т. Зебряк. « Только черные клавиши» Н. Потоловский. « Охотник и зайка» -6- Б. Антюфеев. « Цапля» М. Красев. « Лихой наездник» А. Филипенко. « Цыплятки» М. Красев. « Елочка» З. Левина. « Воробей» Белорусская народная песня « Савка и Гришка» « Паук и мухи» Русская народная песня, обр. А. Гедике «Серенький козлик» Русская народная песня « Не летай соловей» И. Королькова. « Догонялки» Е. Тиличеева, сл. К.Чуковского. « Путаница» Е. Тиличеева. « Качели» С.А. Барсукова. « Дождик» И. Королькова. « Сорока- ворона» Русская народная песня «Как под горкой» Русская народная песня « Петушок» С.А. Барсукова. « Одуванчик» Болгарская народная песня « Перезвон» Русская народная песня « Во саду ли, в огороде» Русская народная песня « Ходит зайка по саду» И. Королькова. « Слониха на прогулке» И. Королькова. « Часы» Е. Тиличеева. «Цирковые собачки» Русская народная песня, обр. И. Корольковой « Шла коза по мостику» И. Королькова. « Щенок» И. Королькова. « За малиной» Болгарская народная песня « Колокольчики» Л. Николаев. « Мама» С.А. Барсукова. «Кошкина грамота» И. Королькова. « Помощница» Н. Мордасов. « Ласковая песенка» Немецкая народная песня «Конь» Русская народная песня, обр. И. Корольковой «Сидит ворон» Украинская народная песня « Туча» И. Королькова. Колыбельная Кубинская народная песня « Котята» Немецкая народная песня « Всадник» Русская народная песня « Дуня» Д. Христов. « Золотые капельки» И. Королькова. « До – ре – ми» -7- И. Королькова. « Разговор с папой» Н. Жилинский. « Яблоки падают» Английская народная песня « Птичка» И. Королькова. « По лесенке» И. Королькова. « Дятел» Н. Мордасов. « Игривая пьеса» Немецкая народная песня « Десять шалунишек» Немецкая народная песня « Толстяк» Б. Уокер. « Дождик» И. Королькова. « Динь - дон» Е. Гнесина. Песня И. Королькова. Вальс Обр. И. Корольковой. Украинская народная песня П. Хилл. « С днем рождения» Немецкая народная песня « Кукушка» Немецкая народная песня « Хохлатка» В. –А. Моцарт. « А в яблочке румяном» И.Королькова. Этюды (по выбору) Е. Гнесина. Этюды (по выбору) И. Королькова. « Белки» И. Королькова. « Кукушка» С. Борис. Пьеса М. Хорак. Этюд К. Литков. « Танцующая кукла» С. Барсукова. « Часы» Ал. Роули. « Гном» Венгерская народная песня И. Королькова. Русская народная песня И. Королькова. « Слон» Е. Тетцель. « Кузнец» Л. Кутева. Упражнение Украинский народный танец « Казачок» С. Ляховицкая. « Где ты, Лека» С. Ляховицкая. « Дразнилка» А. Руббах. « Воробей» И. Филипп. Колыбельная Армянская народная песня « Ночь» Н. Любарский. « Курочка» Украинская народная песня « Ой ты, дивчина» М. Крутицкий. « Зима» А. Парусинов. Танец с песней -8- И. Королькова. Украинский народный танец И. Королькова. « Грустно – весело» А. Гедике. Плясовая М. Мильман. « Качели» А. Аренский. « Журавель» Б. Берлин. « Пони Звездочка» Я. Медынь. « Одуванчики» Русская народная песня « За речкою было» Обр. И.Берковича. Украинская народная песня «Ой, ты, дивчина» И.Филипп. Колыбельная П.Берлин. Пони Звездочка Б. Антюфеев. Дождик Французская народная песня «Кукушечка» Белорусская народная песня «Савка и Гришка сделали дуду» Белорусская народная песня «Бульба» Русская народная песня «Ах, вы, сени» М. Крутицкий. Зима Т. Салютринская. Экосез Старинная французская песня Эстонский танец В.Курочкин. Вальс Н. Владыкина - Бачинская. Что-то грустное Волынка А. Гедике. Песня А.Акимов. Кукла спит Е. Ботяров. Танец Ю.Слонов. Полька Ю.Абелев. Осенняя песенка Австрийская народная песня «Насмешливая кукушка» Г. Ф.Телеман. Пьеса Д.Левитин. Марш Н.Любарский. Дождик Старинный танец «Контраданс» И. Кореневская. Танец Осенью Дождик Т.Назарова. Капельки Э. Сигмейстер. « Влезай и вылезай в окно» Н. Соколова. « Часы» К. Черни. Этюд До мажор -9- Д. Кабалевский. « Ежик» А. Роули. « Акробаты» А. Гедике. Этюд К. Лонгштамп- Друшкевичов. « На коньках» Ансамбли в 4 руки А. Артоболевская. « Вальс собачек» А. Артоболевская. Мелодия из музыкальной шкатулки « Живем мы на горах» Мотив из Второй венгерской рапсодии Ф. Листа « Прыг- скок» В. Калинников. Тень – тень» Д. Кабалевский. « Про Петю» Русская народная песня « Веселые гуси» В. Белый. « Флейта и оркестр» М. Старокадомский. « Моя любимая книжка» В. Агафонников. « В лесу» В. Беляев. Колыбельная А. Бородин. Полька С. Стрелецкий. «Дятел и кукушка» Русская народная песня « Как при лужку» А. Филипенко. « На мосточке» А. Филипенко. « По малину» В. Калинников. « Киска» Т. Корганов. « Гамма – вальс» А. Филипенко. « Цыплята» Польская народная песня « Два кота» И. Королькова. « Ворона» И. Королькова. « Часики» И. Королькова. « Веселая мышка» А. Варламов, пер. Г. Балаева. «На заре» В.-А. Моцарт. Колыбельная Русская народная песня « Во саду ли» Неизвестный автор, пер. С. Барсуковой. Романс -10- В. Соловьев- Седой, пер. г. Балаева. «Подмосковные вечера» А. Родригес, пер. И. Корольковой. «Жаворонок» Р. Паулс, пер. Г. Балаева. Колыбельная Русская народная песня, пер. Г. Балаева. « Чижик» С. Прокофьев. « Болтунья» Т. Хренников. Токкатина « Усатый зверь» И. Королькова. « Прятки» И Королькова. « Сон» Х. Родригес, пер.Г. Балаева. Аргентинское танго « Кумпарсита» Н. Мордасов. Ансамбли в виде джаза (по выбору) Ансамбли в 6 рук А. Колтунова. « Снегопад» А. Колтунова. « Веселый марш по тетрахордам» А. Колтунова. « Разноцветные воздушные шары» А. Колтунова. « Хрустальные башмачки» -11- Методическое обеспечение: 1.Артоболевская А. « Первая встреча с музыкой». Москва « Советский композитор», 1987 2. Алексеев А. Д. Методика обучения на фортепиано. Изд.3. «Музыка» Москва, 1978 3. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. «Советский композитор» Ленинград,1981 4.Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. « Советский композитор» Ленинград , 1978 5. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста «Классика – XXI» Москва,1993 6. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. « Классика – XXI» Москва, 2002 7. Коган Г. У врат мастерства. « Классика – XXI» Москва,2004 8. Как научить играть на рояле. « Классика – XXI» Москва,2005 9. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. «Таланты – XXI» век», 2004 10. Корто А. О. О фортепианном искусстве. « Классика – XXI» , 2005 11. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. « Классика- XXI» ,2003 12. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. « Феникс» Ростов – на - Дону,2002 13. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. « Кифара» Москва,2002 14. Мильштейн Я. И. Советы Шопена пианистам.- Москва,1967 15. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. « Музыка» Москва 1967 16. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. « Музыка» Москва,1980 17. Система детского музыкального воспитания К. Орфа. Под редакцией Л. Баренбойма. « Музыка» Ленинград,1970 18. Смирнова Т. И. Фортепиано. Интенсивный курс. « Музыка» Москва,1992 19. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. Москва – Лениград, 1947 20.ТимахинЕ.М.Воспитание пианиста. «Советский композитор» Москва,1989 21. Тимахин Е. М. Навыки координации в развитии пианиста. « Советский композитор» Москва,1987 22. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога.- Москва.1968 23. Фейгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано.- Москва,1960 24. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. «Классика – XXI» Москва,2002 25. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. « Классика - XXI» Москва 2004 26. Юдовина – Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. -12- Используемая нотная литература:
|