Рабочая программа кружка «Волшебный мир бумаги» Пояснительная записка.
Актуальность кружка состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени.
Занятия дают способность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основным геометрическим материалом.
На занятиях оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.
Занятия по оригами были составлены по материалам книги С. Ю. Афонькина и Е. Ю. Афонькиной «Уроки оригами в школе и дома» с использованием дополнительного материала из книг Т. Б. Сержантовой «365 моделей оригами», Т. И. Тарабариной «Оригами и развитие ребёнка».
Особенность программы заключается в том, что доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей, однако, работа с ней требует точных, мелких движений пальцев. Оригами способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Содержание программы подобрано таким образом, что может выполнять следующие функции:
Общеразвивающая - ориентирует на формирование общей культуры поведения, формирование социального опыта, удовлетворение познавательных интересов ребёнка, расширение его кругозора.
Познавательная – знакомит, расширяет, углубляет знания, развивает интеллектуальные способности, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей.
Научно-исследовательская – развивает навыки научно-исследовательской работы навыки работы с различными схемами, чертежами; навыки поиска дополнительного материала по предложенным темам.
Данная программа является актуальной и востребованной, так как
Даёт импульс к самостоятельному поиску знаний;
Углубляет межпредметные связи;
Способствует созданию ситуации успеха для учащихся;
Обеспечивает сплочение коллектива на основе общего интереса. Работая вместе, дети делают множество интересных композиций.
Целью кружка является:
развитие общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам, воображения, смекалки, памяти;
воспитывать в детях целеустремленность, терпение, аккуратность, умение работать в коллективе.
Задачами кружка является:
познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами;
научить пользоваться терминологией, принятой в оригами;
рассмотреть основные приёмы складывания фигурок;
изучить базовые формы оригами;
обучить учащихся складыванию по чертежу самых простых фигурок;
добиваться от детей умения объяснять процесс складывания любой фигурки, правильно используя термины.
Для реализации программы используются материалы и инструменты:
белая бумага
цветная бумага
клей ПВА
ножницы
фломастеры
цветные карандаши
простой карандаш
салфетки бумажные или полотняные
К концу 1 года обучения.
Ученик научится:
понимать общие правила создания изделия;
планировать предстоящую практическую работу с помощью педагога;
организовывать свое рабочее место, выполнять доступные действия по самообслуживанию.
выполнять доступные технологические приемы ручной обработки бумаги: разметка деталей, резание, многократное сгибание, сборка и отделка изделия; экономно расходовать материалы;
применять приемы безопасной работы ручными инструментами: линейка, ножницы;
работать с простейшей технической документацией: распознавать и читать простейшие чертежи;
изготавливать изделия по простейшим чертежам.
Ученик получит возможность научиться:
уважительно относится к труду людей;
прогнозировать конечный практический результат.
Тематическое планирование кружка «Волшебный мир бумаги» для учащихся 1 класса
№
| Тема занятия
| Кол-во часов
| Дата
| 1
| Экскурсия. Что нас окружает
| 1
| 3.09
| 2
| Из истории бумаги. Занятие-путешествие
| 1
| 10.09
| 3
| Свойства бумаги. Практическая работа
| 1
| 17.09
| 4
| Организация рабочего места. Техника безопасности
| 1
| 24.09
| 5
| Изделие «домик с трубой».
| 1
| 1.10
| 6
| Изделие «киска Алиска».
| 1
| 8.10
| 7
| Изделие «голубь».
| 1
| 15.10
| 8
| Мир животных. Веселые мордашки
| 2
| 22/29.10
| 9
| Изделие «звёздочка».
| 1
| 12.11
| 10
| Изделие «зайчик».
| 1
| 19.11
| 11
| Изделие «Савок»
| 1
| 26.11
| 12
| Изделие «Лягушонок»
| 1
| 3.12
| 13
| Изделие «колпачок для феи».
| 1
| 10.12
| 14
| Аппликация «Зимняя сказка».
| 2
| 17/24.12
| 15
| Изделие «Зайчик»
| 1
| 14.01
| 16
| Бабочка. Декоративное оформление изделия
| 1
| 21.01
| 17
| Аппликация «Разноцветные шары»
| 2
| 28.01/4.02
| 18
| Изделие «Щенок
| 1
| 18.02
| 19
| Изделие «уточка».
| 1
| 25.02
| 20
| Изделие «Сердечко»
| 1
| 4.03
| 21
| Аппликация «Букет цветов»
| 2
| 11/18.03
| 22
| Жар-птица. Декоративное украшение изделия
| 1
| 1.04
| 23
| Аппликация «Обитатели леса».
| 2
| 8/15.04
| 24
| Попугай. Декоративное украшение изделия
| 1
| 22.04
| 25
| Изделие «Рубашка с галстуком»
| 1
| 29.04
| 26
| Аппликация «Веер с голубями»
| 2
| 6/13.05
| 27
| Итоги года. Выставка детских работ.
| 1
| 20.05
|
Литература
1. Афонькина Е. Ю., Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома. М., 2002. 207 с.
2. Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. Оригами и аппликация. М., 2001. 304 с.
Т. И. Тарабариной «Оригами и развитие ребёнка». М., 2003. 219 с.
Интернет. www.origama.ru
|