Скачать 426.5 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ермаковская детская школа искусств» Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ГИТАРА Ермаковское 2013
Разработчик – Шахлевич Геннадий Михайлович, преподаватель по классу гитары Рецензент – Рецензент – Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы - Учебная литература; - Учебно-методическая литература; - Методическая литература I.Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» по виду инструмента «Гитара», далее – «Специальность», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». Учебный предмет «Специальность» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на шестиструнной гитаре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность. Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков. 2. Срок реализации учебного предмета «Специальность» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте: – с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет; – с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность»:
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности. 5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность» Цели: • развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на гитаре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ; • определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях. Задачи: • выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на гитаре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации; • овладение знаниями, умениями и навыками игры на гитаре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования; •приобретение обучающимися опыта творческой деятельности; •формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение; •достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре; •формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность». Программа содержит необходимые для организации занятий параметры: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: • словесный (рассказ, беседа, объяснение); • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения); • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа); • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет); • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя); • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения); • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи). Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося. 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность» должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие фортепиано, пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов обычного размера II. Содержание учебного предмета
Срок обучения 9 лет
Срок обучения – 6 лет
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала. Виды внеаудиторной работы: - самостоятельные занятия по подготовке учебной программы; - подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам; - подготовка к концертным, конкурсным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), - участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др. |