Основные этапы урока. Цели этапа
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Методические приемы и педагогическая деятельность
| Умения, формируемые у учащихся
|
ВЫЗОВ 1. Актуализировать имеющиеся знания. 2. Побудить интерес к получению новой информации. 3. Побудить ученика к активной работе на уроке и дома. 4. Организовать обмен мнениями.
| Слайд 1. На доске афоризм: «Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайну». Прочтите афоризм, который является эпиграфом к уроку, и определите его задачу.
| Будем открывать тайну слова, читать осознанно критически оценивать прочитанное.
| Класс разделен на три команды: 1 команда: «Жизнь дана на добрые дела»; 2 команда: «Делать добро спеши»; 3 команда: «Добро творить – себя веселить». Работа с афоризмами.
| Обогащение словарного запаса.
|
I. Поскольку мы будем много читать, и размышлять, подготовимся для этого. Слайд 2. 1. Читайте сначала плавно по слогам, затем − целыми словами.
| Чтение слов: КО-МАН-ДИ-РОВ-КА КОМАНДИРОВКА ПРО-МЕЛЬК-НУЛ ПРОМЕЛЬКНУЛ ЗА-БРО-ШЕН-НЫЙ ЗАБРОШЕННЫЙ РАЗ-БЕ-ЖАВ-ШИ-Е-СЯ РАЗБЕЖАВШИЕСЯ
| Работа в парах (чтение за диктором – один ученик читает, второй повторяет за ним).
| Совершенствование навыков чтения, безошибочное чтение.
|
Слайд 3. 2. Читайте правильно.
| Чтение слов: ГРУСТНО, СКУЧНО
|
Слайд 3. 3. Читайте правильно.
| Чтение слов: ТОРОПИ−ТОРОПИЛИСЬ−ЗАТОРОПИЛИСЬ РЕШИ−РЕШИТЕЛЬНО−НЕРЕШИТЕЛЬНО ПЛЕТИ−ПЕРЕПЛЕТИ−ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ
|
Слайд 4. 4. Читайте внимательно.
| Чтение слов: СТАТЬ – СПАТЬ ТЕПЕРЬ – ТЕРПЕТЬ ПОЛЕЖАЛИ – ПОБЕЖАЛИ ОТОРВАЛСЯ – ОТОЗВАЛСЯ СПРОСИЛ – СБРОСИЛ КАЗАЛОСЬ − КАСАЛОСЬ
|
Слайд 5. II. Растолкуйте слова.
| Чтение слов и их толкование: КОМАНДИРОВКА – служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь. ЭСКАЛАТОР – вид подъёмника. ШАЛЬ – долгий платок на плечи, двойной плат. ЧУТКИЙ – 1. быстро и легко воспринимающий что-нибудь органами чувств; 2. отзывчивый, сочувственный (чуткое отношение к людям, чуткая душа). ЧУТКОСТЬ – свойство чуткого человека, тонкость чувств.
| Коллективная работа.
| Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи.
|
Слайд 6. III. О чем будет текст? Выскажите свои предположения по ключевым словам: командировка, береги, папа, сын, мама, чуткий, усталая.
| Выслушиваются предположения 2-3 учащихся.
| Работа в командах с ключевыми словами.
| Развитие речи учащихся.
|
Составьте 1-3 предложения, связанные по смыслу, используя ключевые слова.
| Выслушиваются различные точки зрения. На протяжении всей работы над рассказом ведется сопоставление с предположительным текстом.
| Прием − антиципация (прогнозирование по ключевым словам).
| Умение выделять главное, составлять связный рассказ на основе ключевых понятий.
|
ОСМЫСЛЕНИЕ 1. Организовать получение информации на основе приема чтение с остановками, тонких и толстых вопросов. 2. Обменяться мнениями по проблеме. (Мнение каждого ученика ценно!) 3. Поддерживать
| Слайд 7. Вспомните, над каким разделом мы продолжаем работать?
| Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
| Коллективная работа, индивидуальная работа (самооценка, самоанализ).
| Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи.
|
Откройте учебник на странице 58, прочтите название рассказа, узнайте имя автора.
| Н.М. Артюхова «Трудный вечер».
| Работа с заголовком, текстом, иллюстрацией.
| Умение ориентироваться в книге.
|
С какими произведениями Н.М. Артюховой мы знакомились ранее?
| «Трусиха».
| Коллективная работа.
| Развитие мыслительной деятельности.
|
Какова особенность рассказов этой писательницы?
| Доброта, чуткость, внимательность.
| Совершенствование устной речи. Формирование нравственных качеств.
|
Прочитайте первый абзац текста на странице 58-59. Оправдались ли наши предположения?
| Ответы учащихся.
| Прием-чтение с остановками.
| Умение искать информацию, систематизировать её в идее логической схемы.
|
Вопрос. − Почему мама тянула Алёшу? Просмотрите текст на странице 59 (до конца) и на странице 60 (1 абзац), и отметьте карандашом кому принадлежат слова. Приготовьтесь к инсценированию.
| Ответы учащихся.
| Тонкие и толстые вопросы. Ромашка Блума. Подготовка к инсценированию.
| Получение новой информации, умение много и хорошо говорить, развитие мыслительной деятельности.. Воспитание ответственности не только за себя, но и за других.
|
Каких персонажей вам предстоит разыграть?
| Папу, маму, сына.
| Инсценирование фрагмента.
|
Выясним, как оправдались наши предположения. Вопросы. − Почему, когда Алеша был на руках у папы, ему всё вдруг стало неинтересным? − Отчего папины глаза смотрели грустно? − Понял ли Алёша, что такое «командировка»? − А как вы думаете сколько лет Алеше? − Почему? − А почему длинная командировка − это беда?
| Ответы учащихся.
| Работа в командах.
| Получение новой информации, эмоциональное развитие.
|
− Как связана эта пословица с нашим выводом?
| Вся семья вместе, так и душа на месте.
| Коллективная работа.
| Умение анализировать, делать выводы.
|
− А что же понял Алёша по-вашему? − Какой наказ дал отец сыну? − А понял ли этот наказ сын? − Почему рельсы, убегающие вдаль серебряные? − Зачем писательница использует однокоренные глаголы? − Как оправдались наши предположения? − А как в дальнейшем будут развиваться события? Читаем, страница 60-61.
Вопросы: − Как поменялось настроение Алеши? − Что хотелось сказать ему маме? − Почему мама не ответила, когда сын её окликнул? − А почему она заснула? − Отчего Алеше стало страшно? − Почему он вдруг раздумал плакать?
| Ответы учащихся.
| Работа в командах.
| Умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку рассуждений, выделять главное.
|
− Какие черты характера он проявил? Докажите. − Верно, ли поступает мальчик? − Почему 1 и 2 абзацы начинаются с одинаковых слов? − Отчего мама улыбалась во сне?
| Ответы учащихся.
| Коллективная работа.
| Умения высказывать предположения, аргументировать свой ответ.
|
РЕФЛЕКСИЯ 1. Организовать осмысление полученной информации. 2. Организовать обмен мнениями по изученной проблеме. 3. Побуждать учащихся к расширению информационного поля. 4. Организовать самооценку усвоения знаний по теме.
| Слайд 8. Какова главная мысль рассказа? 2008 год Президент РФ объявил годом семьи, как вы думаете почему?
Вопросы для команд.
1 команде. Чему научил вас этот рассказ?
2 команде. Как вы думаете, каким человеком вырастет Алеша?
3 команде. Почему рассказ назван «Трудный вечер»?
| Ответы учащихся.
| Творческие вопросы. Работа в командах.
| Умение выделять главное.
|
Слайд10.
Составьте синквейны на тему:
1 команде «Сын»;
2 команде «Отец»;
3 команде «Мама»; всем командам «Семья».
| 1 команда. «Сын» Чуткий, догадливый. Вертел (головой), прикрыл (маму), уснул. Красив тот, кто красиво поступает. Умник. 2 команда. «Папа» Умный, добрый. Уезжает, заботится, грустит. Своя семья – самые верные друзья. Друг. 3 команда. «Мама» Усталая, заботливая. Тянула, согрела, заснула. При солнышке тепло, при матери добро. Солнышко. Все. «Семья» Крепкая, дружная. Помогают, заботятся, любят. В семье лад – не нужен и клад. Счастье.
| Синквейн.
| Умение оценивать самого себя, сознаваться в том, что получается или не получается. Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу.
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Закрепить полученные знания по произведению Н.М. Артюховой «Трудный вечер». 2. Предоставить возможность выбора задания посильного уровня сложности, как для сильного, так и для слабого.
| Слайд11. I. Напишите эссе (сочинение-размышление) на тему: «Чуткий человек, это какой?» Используйте: 1. Рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер». 2. Собственный жизненный опыт. 3. Справочную, энциклопедическую литературу. Или II. Прочитайте рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер», и ответить на вопросы на странице 60.
|
| Дифференцированные задания по выбору учащихся. Эссе (сочинение-размышление). Ответы на вопросы. Работа с дополнительной литературой.
| Умение работать с дополнительной литературой, добывать знания самостоятельно, выделять главное, существенное.
|