Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 116.99 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.03.2014
Размер116.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
А.Н. Гузанов

Гл. хранитель ГМЗ «Павловск»
Павловский музыкальный вокзал – продолжение традиций.
Музыкальные традиции в Павловске были заложены еще при первых владельцах дворца – великокняжеской чете Павле Петровиче и Марии Федоровне. Оба имели хорошее музыкальное образование и любили посещать музыкальные представления и сами часто участвовали в любительских спектаклях. Павел Петрович хорошо знал нотную грамоту, сам переписывал ноты. Можно вспомнить что среди учителей музыки у наследника престола были капельмейстер Итальянской придворной оперы в С-Петербурге В.Манфредини и ее артист Дж.Миллико. Мария Федоровна любила петь и музицировать, так как была хорошей пианисткой. Необходимо сказать о том что во время путешествия в Европу в 1782 году, в котором Павел Петрович и Мария Федоровна провели 14 месяцев они часто посещали театры, концерты, встречались со многими известными музыкантами. В начале путешествия они посетили Вену и чуть позже должны были прибыть в Турин к герцогу Леопольду Тосканскому, брату австрийского императора Иосифа II. Так император Иосиф II писал своему брату после отъезда путешественников давая интересную характеристику Павлу Петровичу с Марией Федоровной: «Великий князь и Великая княгиня соединяют с не совсем обыкновенными талантами и с довольно обширными знаниями, желание обозревать и поучаться и в то же время иметь успех и нравиться всей Европе… Образ их жизни весьма правилен,... цесаревич не танцует; Великая княгиня принимает участие в танцах, но они ее не занимают; поэтому балы пригодны лишь как средство соединить вокруг них, без стеснения, дворянство или вообще более обширное общество, в котором они могли бы оставаться, сколько им заблагорассудиться, или как средство показать им хорошо убранные залы или иллюминированный театр…Хорошая музыка и хороший спектакль, в особенности, если они не продолжительны и не затягиваются до позднего вечера, доставляют им, кажется, удовольствие… Великая княгиня прекрасно играет на фортепьяно; нужно постараться, чтобы в ее комнатах был хороший инструмент; она очень любит цветы,12 позаботьтесь, чтобы каждое утро ей был представлен свежий букет.» 3

В 1777 году сразу, после того как императрица Екатерина II подарила Павлу Петровичу и Марии Федоровне земли рядом с Царским селом на этих землях были построены два небольших дворца Паульлюст (Павлова утеха) и Мариенталь (долина Марии). Паульлюст был предназначен для Павла. В первой описи этого дворца, составленной в январе 1780 года уже говорится, что в Турецкой комнате «клавикорты…. с пульпетом» для домашнего музицирования. И уже после постройки Большого дворца в 1782-1785 годах в дворцовых описях встречаются музыкальные инструменты. Например, в Бильярдной всегда находилось фортепиано. Бильярдная расположена на первом этаже сразу же за Белой столовой где, как правило, проходили ежедневные ужины. И по традиции после ужина семья и гости могли переместиться в другую комнату, где после ужина можно было музицировать, играть в карты или бильярд. В Павловске была и арфа, на которой играла Мария Федоровна и ее дочери. В Павловск специально приезжал все лето 1794 года французский музыкант-арфист Ж.Б.Кардона, который и давал им уроки игры на арфе. На большом парадном семейном портрете немецкого художника Герхарда Кюгельхена, выполненном в 1800 году изображена вся семья императора Павла, на фоне Павловского парка, где сидит за арфой великая княгиня Мария Павловна. Как уже упоминалось Мария Федоровна хорошо играла на фортепьяно, а детей вероятно игре на этом музыкальном инструменте обучал русский композитор Д.С.Бортнянский, который жил при дворе в Павловске и писал многие свои сочинения для исполнения именно в Павловске.

После смерти императрицы Марии Федоровны согласно ее завещания Павловск перешел к ее младшему сыну Михаилу Павловичу4. Императором Николаем I был издан «Именный, данный Сенату Указ «О предоставлении по духовному завещанию Государыни Императрицы Марии Федоровны Павловского дворца с принадлежностями в собственность Великого Князя Михаила Павловича, и о порядке наследования в оном.» Высочайший Указ данный Сенату от 28 декабря 1828 года № 2554 По смерти императрицы Марии Федоровны на основании 6 статьи духовного завещания Павловский дворец со всеми принадлежащему к оному зданиями, заведениями, садами, деревнями, капиталом в 1 500 000 ассигнациями предоставляется в собственность Государя Великого князя Михаила Павловича.5

Получив в наследство Павловск, Михаил Павлович практически не пользовался самим Большим дворцом. Память и ощущение постоянного незримого присутствия покойной матери императрицы Марии Федоровны и не желание что-либо изменять во дворце согласно потребностям своей семьи и может привычка побудило Михаила Павловича с семьей оставаться и пользоваться в основном Константиновским дворцом, в котором они пребывали и которым пользовались при жизни Марии Федоровны. Михаил Павлович сам подтверждал,что не может жить в доме, где все ему напоминало о счастливых годах детства и о его родительнице которую он обожал и тщательно старался сохранить Большой дворец таким, каким он был при Марии Федоровне.6 Михаил Павлович был женат на Вюртембергской принцессе Фредерике-Шарлотте-Марии в православии великая княгиня Елена Павловна. Брак был сложным и неровным, и во многом благодаря усилиям Марии Федоровны сохранялся мир в семье. С одной стороны Михаил Павлович с самого начала был настроен отрицательно к браку, а затем в браке рождались только девочки – Мария 1825-1846, Елизавета 1826-1845, Екатерина 1827, хотя, как и большинство мужчин, великий князь ждал наследника. В результате каждый из супругов жил в своем мире. Елена Павловна занималась благотворительностью, под ее попечительством находились медицинские и образовательные учреждения. Она слыла умной и образованной женщиной, недаром ее шурин император Николай I называл «Елена – это ученый нашего семейства»7 И именно в салоне Елены Павловны возникла идея создания Русского музыкального общества и консерватории, которая и была осуществлена при ее непосредственном участии, в том числе финансовом. Она внесла крупные пожертвования, в том числе вырученные от продажи лично принадлежавших ей бриллиантов на осуществление этих идей. Начальные классы консерватории открылись в ее дворце в Санкт-Петербурге в 1858 году. Она с супругом позже часто присутствовала на концертах в Павловском музыкальном вокзале.

Первая в России железная дорога была построена от Санкт-Петербурга до Царского села. Супруг Елены Павловны великий князь Михаил Павлович разрешил проложить линию железной дороги дальше до поселка Тярлево через район Большой Звезды Павловского парка, около павильона Круглый зал до прудов, которые стали называться Вокзальными. Также Михаил Павлович дал свое согласие на возведение и различных служебных и увеселительных строений в парке около конечной станции. Как вспоминала великая княгиня Ольга Николаевна «Дядя Михаил сдался только тогда, когда ему пообещали что он получит в своем парке такую же беседку для музыки как в Баден-Бадене и других немецких курортах»8

Павильона Круглый зал или как его еще называли Salon la music – Музыкальный салон9 в послереволюционное время использовался как буфет и у местного населения получил новое название «Соленый мужик». В результате сложился большой комплекс, совмещавший в себе железнодорожную станцию, концертный зал, ресторан, гостиницу. Из воспоминаний конца девятнадцатого века видно «Здание музыкального вокзала представляло собою огромное, хорошей архитектуры деревянное строение с двумя крыльями. В левом помещался ресторан, в правом - кафе и читальный зал. Концерты давались внутри здания, в теплые вечера оркестр выходил на наружную эстраду, публика сидела на скамейках, расставленных на площадке перед эстрадой. Симфонический оркестр был хорош, так же как дирижеры и солисты. Программа концертов составлялась из классических произведений. Вход был бесплатный. На концерты пускали всех, даже с детьми. В глубине площадки стояла раковина для духового оркестра, в которой оркестр гвардейских стрелков под управлением бессменного капельмейстера Саботелли в антрактах исполнял легкую музыку. Близ этой площадки находились теннисные корты и гимнастический уголок. И симфонический оркестр, и весь этот комплекс содержало все правление Царскосельской железной дороги. Оно получало доходы от платы за проезд многочисленной публики. Стоимость билета была немного повышенной . Приносили также доходы ресторан и кафе, теннисные корты. Приезжало немало знатоков симфонической музыки, но большинство публики составляли люди, которые считали, что вечером нужно быть в Павловском вокзале, встретиться со знакомыми, себя показать, людей посмотреть, поинтересоваться модами, завести новые знакомства.»

В противоположность Царскому Селу, пребывание в своем дворце и парке великого князя с семьей на жизни города никак не отражалось и публику не стесняло. Этого великого князя можно было встретить в аптеке, в магазине, на музыке, в парке. Перед его дворцом стояла высокая мачта парусного корабля с реями, вантами, прочей оснасткой.10

Роль в русской музыкальной истории Павловского вокзала как особого явления широко известна. Это было уникальное и единственное в своем роде явление. Комплекс, включавший в себя с одной стороны техническое новшество – железную дорогу и ставшие доступными широкой публике публичные концерты и выступления с другой стороны. Павловский музыкальный вокзал стал настолько популярным, что Ф.М.Достоевский переносит часть событий своего известного романа «Идиот» в Павловск. Здесь выступали знаменитые русские и зарубежные исполнители. Особенно известны сезоны с участие Иоганна Штрауса, который был главным дирижером в Павловске на протяжении одиннадцати сезонов. И позже здесь выступали такие корифеи сцены как Анна Павлова, Джордж Баланчин, Федор Шаляпин : И. Штраус, Ф. Лист, Л. В. Собинов, Д. А. Смирнов, В. И. Касторский, И. В. Ершов, А. Ф. Серве, Г. Венявский. С. С. Прокофьев. Дирижировали А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр, A. К. Лядов, Н. А. Малько, Ю. Ф. Файер

На знаменитых концертах в разное время бывали Лермонтов, Кукольник, Тургенев, Брюллов, Достоевский, Толстой, Глинка, Римский-Корсаков, Серов, Кюи, Чайковский, Ахматова, Мандельштам, Бальзак и даже Александр Дюма.
Павловский музыкальный вокзал был уничтожен во время Второй мировой войны. Именно в послевоенный период и особенно сейчас музей пытается собрать все, что связано с историей Музыкального вокзала. Есть планы по воссозданию этого объекта в Павловском парке. Мы начали собирать предметы и материалы, непосредственно связанные с историей и самими вокзалом в Павловске. Большой и важной находкой было приобретение книги Ф.А.Герстнер11. «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск. Высочайше привилигированного Его императорским Величеством Компаниею»12. Это издание на русском языке в кожаном переплете с золотым теснением. Следующее издание появившееся в нашей библиотеке благодаря дару частного лица это книга И.П.Золотницкого «По Царскосельской дороге»13

В 1999 году были приобретены в антикварном магазине «Терция» шесть вилок с гравировкой традиционной формы. На гравированной надписи на черенке - "Павловский вокзал", на оборотной стороне черенка клейма: в круге "90","A. KRUPP", "BERNDORF" и изображение медведя.

На одной из вилок на оборотной стороне черенка клейма: в прямоугольнике "ALPACCA","SILBERD", неразборчивое клеймо и буквы "В.М." По-видимому, вилки постоянно докупались взамен утраченным. Все вилки были изготовлены в Германии в начале двадцатого века.

В 2008 году был приобретен в частной коллекции подстаканник из серебра 1896 года из ресторана вокзала с гравировкой. Так по крупицам мы пытаемся собрать любые предметы, связанные с историей вокзала.

Дав разрешение на строительство железной дороги и железнодорожной станции в Павловском парке, великий князь Михаил Павлович привлек к Павловску большее внимание и больше посетителей. Материалов по истории строительства и существования вокзала не много в нашей коллекции, но мы назовем все что имеем. После постройки вокзала в 1838 году был пожар 1844 года. Вокзал был восстановлен, а затем (в 1860, 1871, 1884 годах) перестроен и расширен. Большое каменное здание Павловского вокзала с расходящимися полукруглыми крыльями выглядело необычно для подобного сооружения.. По размерам, оформлению, обилию и разнообразию помещений Павловский вокзал выходил за пределы обычных представлений о железнодорожной станции. В 1875 году по проекту архитектора Н. Л. Бенуа неподалеку был возведен Павловский театр. В 1898 году Станция Павловск перешла в ведение Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

После 1918 года Павловский музыкальный вокзал и театр составили единый комплекс. Так как этот комплекс не принадлежал Павловскому дворцу, то и предметов, связанных с ним сохранилось в Павловске немного. Из имеющихся в коллекции в первую очередь необходимо назвать это Два плана и четыре фасада вокзала неосуществленного проекта 1837 года. Также важными являются работы архитектора Штакеншнейдера А.И. Вокзал. План. 1844 г., Вокзал. Фасад со стороны двора. Разрез центрального корпуса. Генплан. 1844 г., эти чертежи дают возможность представить первоначальный вид первого вокзала. Затем вокзал перестраивался, переделывался. В 1850 году для удобства публики был построен мост через пруд перед Павловским вокзалом. В коллекции имеется два листа проектов архитектора Галле. План вокзала архитектора Петцольда А.В. 1860 года и его же два проекта фасадов. Архитектора Баумгартена план и фасад вокзала 1878 года. Со временем вокруг вокзала стали возникать различные небольшие постройки различного увеселительного назначения. Они проектировались несмотря на то что некоторые имели характер временных сооружений в основном архитекторами Павловского городового Правления и утверждались владельцем Павловска. По проектам архитектора Павловского городового правления Потолова И.Я. были построены многие сооружения. В Павловске на сегодня сохранились его следующие работы - План участка у Вокзала. Фасад кафе-ресторана с навесом для продажи фруктов. 1872 года, Кафе ресторан Банникова на пруде у вокзала. План участка и два фасада. 1872 г.

Проект расширения Вокзального пруда. План части квартала, находящегося во второй части города Павловска близ Павловского вокзала. 1862 г. Также связанные с вокзалом следующие чертежи – архитектор Буре. Проект предполагаемого к постройке Оптическогго Кунст-кабинета при Павловском вокзале. 1848 г. Данилов. Проект урегулирования части парка и привокзальной площади ст.Павловск.(г.Слуцк). 1930-е гг. Соколов Д. Детальные планы вокзальных прудов Павловского парка. Два плана архитектора Зайцева Д.Д. участка земли на углу Вокзальной и Театральной площади, принадлежащего Павловскому Городовому правлению начала двадцатого века. Проект расширения Вокзального пруда.

Мартенс. Музыкальный вокзал в Павловске. 1830-е гг. Литография. Тимм В.Ф. Павловский вокзал. Антракт. 1862.

Сохранились в сильно руинированном виде два фонтана на привокзальном участке. Это был фонтан-фонарь по проекту Штакеншнейдера А.И. в виде Диониса, держащего над головой огромную чашу-вазу, сидящего на большой тумбе, украшенной маскаронами. Фонтан был выполнен в 1868 году. Уже в 1980-е годы в результате акта вандализма фонтан был сильно поврежден. Второй фонтан был разрушен во время Второй мировой войны. Это был фонтан с лягушками. Сохранился восьмиугольный бассейн фонтана и одна фигура чугунной лягушки. Фонтан был выполнен также в 1868 году.

В 1876 году недалеко от вокзала по проекту архитектора Н. Л. Бенуа возвели деревянный театр, в котором тоже шла яркая театральная жизнь. Здесь выступали с концертами замечательные русские певцы Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, а в драматических спектаклях принимали участие М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская, Ю. М. Юрьев, А. А. Яблочкина и другие известные актеры.. В 2008 году в коллекцию была приобретена афиша Афиша "Павловский театръ", Бенефисъ администратора Павловскаго театра Бориса Эрастовича Янишевскаго, въ среду, 24 июля 1913 г. 1913 г. Типография СПб, Моховая, 40, а также семь открыток с портретами актеров, игравших в этом театре. А также Программа 69-го музыкального вечера Пражского филармонического оркестра. 26 июня 1904 г. Всемирный Почтовый Союз. Издание журнала «Наша Старина». Большой удачей для музейной коллекции было приобретение в 1985 году в антикварном салоне №1 картины художника Самокиша Н.С. «Вокзал в Павловске».

Музыкальные вокзал в Павловске еще называли "курзал", по аналогии с курортами, как и хотел Михаил Павлович. Музыкальная и театральная жизнь в Павловске продолжались свыше ста лет, и роль ее в развитии отечественной культуры трудно переоценить. Музыкальный вокзал Павловска называли первой русской филармонией, музыкальным оазисом Петербурга.


1


2


3 Письмо Иосифа II от 12 февраля 1782 г. Arneth,Joseph II, Том I, стр. 332.

4 Великий князь Михаил Павлович родился 28 января 1798 года. Он был четвертым и единственным порфирородным сыном. (рожденным во время царствования)скончался 28 августа 1849 года в Варшаве. Похоронен в Санкт-Петербурге

5 РГИА Ф.493,оп.6, д.284,л.8 1917 г., Материалы касающиеся выработке проекта положения об упразднении управления дворцовыми городами.


6 Баженова О.К. Великий князь Михаил Павлович и его семья. В сборнике Михаил Павлович. Великий князь, СПБ, 2006, с.11

7 Цитировано по Баженова О.К. Великий князь Михаил Павлович и его семья. В сборнике Михаил Павлович. Великий князь, СПБ, 2006, с.14


8 Сон юности.Воспоминания великой княжны Ольги Николаевны. 1825-1846. в книге Николай I муж. Отец. Император. М. 2000, с.257

9 Павильон был построен по проекту архитектора В.Бренна в 17

10 Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов?, СПБ 1991





11 Герстнер (Franz Anton von Gerstner) - строитель первой железной дороги в России (1793 - 1843). В декабре 1835 года Герстнер получил дарованное ему исключительное дозволение на составление компании акционеров с целью сооружения железных дорог из СПб. в Царское Село и Павловск, которая и построена по произведенным лично Герстнером изысканиям и нивелировке.

12 Издано в Санкт-Петербурге, 1836 год, инвентарный номер ПД, ЦХ-1218-XV

13 Издано в Санкт-Петербурге, 1882 год, Типография Д.И.Шемякина, инвентарный номер ПД, ЦХ-1231-XV




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск