Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 132.85 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.03.2014
Размер132.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Открытый урок в 5 «А» классе по теме «Лексика».
Цель урока: - повторить, систематизировать, обобщить изученное в

разделе «Лексика»;

- закрепить умения учащихся распознавать лексические

термины; умения подбирать примеры;

- закрепить умение работать со словарями;

- воспитывать сознательное и добросовестное отношение

к русскому языку;

- развивать речь учащихся, внимание, память.
Оборудование: карта страны «Лексики»; карточки по станции

«Синонимы» ( 20 шт. ); карточки по станции «Антонимы»;

рисунки с фразеологизмами.
Ход урока

1 Организационный момент.

- Ребята, наш сегодняшний урок обобщения и повторения посвящён целому разделу, с которым мы с Вами познакомились – «Лексика». Сегодня мы ещё раз закрепим наши знания, вспомним всё, что мы изучали на уроках; вспомним, кто является нашими незаменимыми помощниками. Ну, что же, в добрый путь!

( открываю доску, там карта «Лексики» )

Сегодня ждут Вас старые друзья!

Их знают все: и вы, и я!

На башне – флаг с названием страны.

Скорей читайте!

Л Е К С И К А
- Скажите, пожалуйста, что изучает наука лексика?

- Для чего нужно изучать этот раздел? ( чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить мысли.) Словарный состав языка постоянно меняется; чтобы быть в ритме жизни, нужно знать, какие слова вышли из употребления, какие новые слова появились. Всё это помогает человеку ориентироваться в жизни.

- Я хочу процитировать слова К.Паустовского, который сказал так:

«Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.»

И действительно: богатство русского языка , его разнообразие проявляется прежде всего в лексике.










































































































































- Представляю Вашему вниманию небольшой кроссворд, ключевое слово которого является основной единицей языка.


  1. Слова, близкие по лексическому значению.

  2. Словарный состав языка.

  3. Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению.

  4. Сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке.

  5. Новые слова.


- Итак, по вертикали получилось: основная единица языка – это слово.

- Подробнее послушайте сообщение. ( Бектенова Д.)
Слово – основная единица языка. Из слов состоят словосочетания и предложения. Слова отличаются друг от друга прежде всего звуковым составом и значением. Например, дом, учитель, книга – каждое из слов имеет своё звучание и собственное лексическое значение.

Слова называют предметы, людей, животных, птиц ( курица, корова, тетрадь, писатель ); явления природы ( ураган, мороз ), различные действия ( смотреть, говорить, прыгать ), различные признаки ( чистый, чёрный ) и мн.др.

Лексические значения слов объясняются в толковом словаре: а) подбором синонимов, б) описательно

Аккуратный – точный, пунктуальный.

Аккуратный – соблюдающий порядок, точность.

Чтение толковых словарей помогает расширить словарный запас языка, делает нашу речь богаче и выразительней.
- Итак, слова – это строительный материал языка, из них «строятся» прекрасные речевые здания. Мы сегодня тоже с вами будем создавать. Главное, что нужно помнить – каждое слово имеет своё значение, именно значением оно отличается от других слов языка.
2. Работа по этапам.

1) Многозначные слова.
- Стоп, ребята!

Вот дела – многозначные слова!

Вы на карту посмотрите.

Что заметили, скажите?
- Что же это за многозначные слова? ( слова, имеющие несколько значений ).

- Посмотрите на карту. Какое слово является многозначным? ( хвост )

Хвост кошки (часть тела кошки)

Хвост самолёта (задняя часть)

- А ещё говорят: «Я видел только хвост скорого поезда.» Что это значит? ( видел последнюю часть – вагон )

- А ещё: можно так сказать: я стоял в самом хвосте очереди ( самый последний).

- Молодцы. Скажите мне, пожалуйста, вот в лексике есть слова, похожие на многозначные слова. Как их называют? (омонимы)

- Что такое омонимы? Можно омонимы назвать словами – двойняшками? ( произносятся одинаково).

- Скажите, а омонимы и многозначные слова – это одно и то же? Докажите? ( многозначные – схожи по форме и значению; омонимы – совершенно разные).

- Такое задание: слово плитка и слово завод. Придумайте предложения с этими словами, докажите, что это – многозначные слова или омонимы? ( плитка – многозначное слово, завод – омоним).
2) Прямое и переносное значение.
- Молодцы. Разобрались. Идём дальше. Отгадайте загадку.

Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас! (часы)

- Как же это, часы ходят, да ещё и бьют? ( ходят – у них есть стрелки, которые двигаются, бьют – это сигнал «бом, бом».

- В каком значении употреблено выражение «часы ходят, бьют» ? ( в переносном).

- Значит, у слова есть прямое и переносное значения. Вот она, следующая станция – прямое и переносное значение.

- Что такое прямое значение? Переносное значение?

- Где используется переносное значение слова? ( в лит-ре, придаёт яркость, образность языку).

- Какие средства языка встречаются в литературе? (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения).

- Приведите примеры переносных значений ( золотые руки, красна девица, добрый молодец и др.)

- Молодцы, вы многое знаете. Мы двигаемся дальше.следующая станция – синонимы.

- Что такое синонимы? ( разные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению слова).

- Правильно. И сейчас ребята покажут вам сценку, которую подготовили специально для вас.
Сценка по теме «Синонимы».

Первым заходит Знайка с книгой в руках. Поправляет очки, садится, раскрывает книгу, начинает упорно что – то читать.

Вбегает Незнайка, за ним Пончик и Сиропчик. (они хлопают друг другу руки).
Знайка: Это ещё что такое?!

Незнайка: Не сердитесь на нас!

Сиропчик: Не обижайтесь!

Пончик: Не дуйтесь!

Знайка: Где вы были?

Незнайка: На улице, тут близко!

Сиропчик: Совсем недалеко!

Пончик: Рядом!

Знайка: Какие – то вы странные. Говорите всё об одном и том же, но по-разному. Вы заметили это, ребята?

Незнайка: Мы узнали, что сегодня у пятиклассников открытый урок по этой, ну как её…

Сиропчик: Лексике!

Незнайка: Да-да, Лексике. Ну так вот. Ну, наверняка, здесь пойдёт речь и о словах – друзьях. Понимаете меня?

Знайка: А-а, понятно теперь, почему вы так вначале говорили?! Между прочим, мы называем эти слова – синонимами, разными по написанию и звучанию, но одинаковыми или близкими по лексическому значению.

Незнайка: Да-да, синонимы – слова-друзья. Я тоже научился пользоваться ими.

Сиропчик: И я…

Пончик: И я…

Незнайка: « Можно, например, сказать: « Дюймовочка маленькая».

Пончик: А можно… Ну – кА, ребята, я знаю синоним, а вы? (отвечают).

Сиропчик: Правильно, молодцы.

Незнайка: А ещё. Можно сказать « Пончик и Сиропчик – мои друзья».

Сиропчик: А я скажу: «Пончик и Незнайка – мои приятели».

Пончик: Я тоже скажу: « Сиропчик и Незнайка – мои товарищи».

Знайка: Молодцы, всё правильно сказали. А хотите я вам расскажу одну очень интересную историю о чудесном острове синонимов? А вы постарайтесь отыскать или подобрать синонимы. И вы, ребята.
Давным – давно это было. Корабль весёлых человечков ( да-да, таких же, как мы с вами) отправился по морю – океану. Однажды поднялся сильный ветер, небо потемнело, волны с рёвом накатывали на корабль. Когда такое случается на море, как это называется?

Незнайка: Начинается ШТОРМ!

Сиропчик: Идёт страшный УРАГАН!

Пончик: Настоящая морская БУРЯ!

Весёлые человечки выдержали натиск бури. Они вели себя смело. Как ещё об этом можно сказать? ( отвечают ребята из класса).

Но буря утихла. Выглянуло солнышко, и корабль продолжил свой путь. Впереди – остров. На острове расположился зоопарк Робинзона. Ой, кого там только не было! Жираф показался длинным… (продолжают ребята). По деревьям прыгали обезьянки… (мартышки). В бассейне плавал гиппопотам (бегемот). Весёлым человечкам так понравился неизвестный остров, что они решили дать ему название. Какое? ( остров Синонимов). Правильно, молодцы.

Незнайка: Да, теперь мне стало ещё больше понятно, что такое синонимы. Синонимы – это разные по звучанию и написанию…

Пончик: но одинаковые или близкие по лексическому значению слова.

Сиропчик: Синонимы делают нашу речь более яркой, выразительной, образной; они позволяют избегать повторов. Значит, синонимы в русском языке нужны и важны! (хором).

- Молодцы. А вам, ребята, следующее задание.
1. На карточках даны слова. Определите, какое слово лишнее?

1) огонь, дым, пламя.

2) алфавит, азбука, чистописание.

3) шалун, тихоня, озорник.

4) бросать, кидать, ловить.

5) лошадь, конница, кавалерия.
2. – Здравствуй, Вася! Куда ты идёшь? – сказал Саша.

- В кино, - сказал Вася.

- А билеты ты ещё не купил? – сказал Саша.

- Вот они. Есть и на твою долю, - сказал Вася.

- Ура! – сказал Саша.

- Ура-а-а! – сказали оба.
- В каком стиле написан текст? (разговорный)

- Как построен текст? Диалог или монолог? ( что такое диалог и монолог?)

- Какой речевой недочёт вы заметили? (повтор слова «сказал» )

- Давайте подберём синонимы и исправим текст.

Слова для спрвок: ответил, спросил, поинтересовался, обрадовался, предложил, воскликнул.
- Молодцы. Справились с заданием.

Интересные были слова,

Но в дорогу нам пора.

А что это за слова:

День и ночь,

Холод – жара,

Огонь – вода.
- Пришли на следующую станцию. Антонимы. Вы заметили, что это за слова? (слова с противоположным значением).

- Давайте поиграем. Я называю слово, а вы – антоним к нему.
плакать – смеяться любить – ненавидеть

великан – карлик поднимать – опускать

грязь – чистота дорогой – дешёвый

солёный – сладкий много – мало

радость – грусть юг – север
- Какие вы молодцы! Теперь следующее задание.
Выпишите пары антонимов.

  1. Морж спросил у кенгуру:

- Как выносишь ты жару?

- Я от холода дрожу!

- Кенгуру сказал моржу.


  1. Раньше начнёшь – раньше окончишь.

  2. За рекой, в темноте, вспыхивали и гасли огоньки.


- Теперь задание сложнее. Подберите антонимы к многозначным словам.

1. Лёгкий (портфель, задача).

2. Свежий ( газета, ветер, воздух).

3. Мелкий (рыба, река).
- Молодцы. Вы очень хорошо поработали. Мы отправляемся дальше. Мы успеваем с вами ещё в одно очень интересное место.
Историзмы, архаизмы, неологизмы.

- Что такое историзмы? (устаревшие слова, которые употребляются в определённую эпоху)

( боярин, опричники, вече, стрельцы)

- Что такое архаизмы? (устаревшие слова, которые перестали употреблять в речи, на смену им пришли другие слова).

- В чём отличие историзмов от архаизмов?

( историзмы связаны с определйнной эпохой, встречаются в литературных произведениях, чтобы передать эпизод времени; архаизмы – на смену одним пришли другие слова: брадобрей – парикмахер

пиит – поэт

ланиты – щёки

уста – губы и т.д.

- Верно, молодцы.

- А что такое неологизмы? (новые слова)

( компьютер, клипмейкер, луноход, космодром, стекловата).

- Хорошо. Вопрос на засыпку: слово «архаизм» и «неологизм» - являются ли они антонимами?
- Далее. Заимствованные слова. Старославянизмы.

- Что такое заимствованные слова? Какую часть они составляют в русском языке? (10%).

- Из каких языков пришли слова? Приведите примеры

(франц.- бульон, костюм;

англ.- футбол, спорт;

нем.- мастер, штурм)
- Старославянизмы? Как можно их узнать?

(полные и неполные сочетания: ра – оро

ла – оло

ре – ере)
- Примеры: град – город, глава – голова, врата – ворота, брег – берег.

- Молодцы. Следующий этап – очень интересные и увлекательные слова – фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.)

- Правильно. Как вы понимаете выражения?

Пешком ходить под стол – быть очень маленьким.

Намылить шею – кого – то наказать, проучить.

Зарубить на носу – крепко – накрепко запомнить.

Как пить дать – точно.

- Ребята подготовили сообщения о некоторых фразеологизмах. Послушаем их. (выступают)
- Я сейчас вам расскажу одну историю, а вы найдите 10 фразеологизмов и дайте им объяснение.

Попались на удочку.

Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём!» говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.

- Он же нас прглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
- Молодцы. Справились.

( если есть время – рисунки – отгадайте, что за фразеологизм нарисован.)
- Ребята, мы сегодня с вами очень много говорили о науке лексике. Нужно сказать о том, что в русском языке очень много разных слов. Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тыс. слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал их все. Но существует одно очень справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который всё знает ( это и невозможно) , а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос.» а когда у нас возникают сомнения по поводу написания или значения слова, мы обращаемся к нашим незаменимым помощникам – словарям, где «хранятся слова.

- Какие словари вы знаете?

- Как располагаются слова в словаре? ( по алфавиту).

- В каком стиле написана словарная статья? (в научном).

- Почему? ( цель – дать максимально точное объяснение слову).

- Из чего состоит словарная статья? ( заглав. слово, грамматическая характеристика, объяснение, пример употребления в речи).

- К нам в гости пришли ваши незаменимые помощники ( толковый словарь, словарь синонимов, антонимов, иностранных слов; орфографический словарь, словарь фразеологизмов).

Словари.
Я – толковый словарь. Моё назначение – толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи. Существует несколько толковых словарей: школьный толковый словарь – авторы Лапатухин, Скорлуповская, Снетова. Толковый словарь Ожегова, в котором 50 тыс.слов. в самом большом толковом словаре 17 томов, в нём объясняется 120 тыс.слов.
Я – словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, также сведения о его происхождении. Авторы: Одинцов, Иванов, Смолицкая, Голанова, Василевская.

Русский народ издавна славился гостеприимством и миролюбием. Ещё в глубокую старину русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. Люди общались, и в речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Узнать, откуда пришло слово, что оно обозначает, помогу вам я – словарь иностранных слов.
Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. В словаре 90 тысяч синонимических рядов. Автор – З.Е.Александрова.
Я – словарь антонимов. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: « Это хорошо или плохо?», « Ещё рано или уже поздно?» В словаре представлено 20 тыс. антонимических пар. В словарной статье даётся объяснение значений каждого члена пары, приводятся примеры употребления антонимов из литературных произведений. Автор словаря – Львов М..Р.

- Хорошо. Ну вот и всё. Наше путешествие подходит к концу. Скажите, понравилось ли вам на уроке? Что понравилось? Что запомнилось?

- Будем уважать, беречь, учить наш язык?

Прощаться настала пора…

Журнал закрывать нам пора!

Узнали мы много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их,

Не зря урок наш был потрачен.

- Ребята, спасибо за активную работу на уроке. Оценки… Спасибо гостям за то, что пришли.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск