Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 77.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.03.2014
Размер77.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
6 класс. Тема: Устаревшие слова (архаизмы).

Учитель – Куликова Надежда Анатольевна, кандидат педагогических наук.
Цели. Познакомить обучающихся с понятием "устаревшие слова (архаизмы)", учить подбирать к ним синонимы, однокоренные слова; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас фразеологизмами, пословицами, учить правильно употреблять их в речи; повторить написание слов с непроверяемыми гласными; воспитывать желание знать историю своего края, его прошлое; бережно относиться к культурным ценностям русского языка.
Оборудование. Карточки со словами, карточки-рисунки.
ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент
Устаревшие слова (архаизмы) – это наша история. Сегодня на нашем занятии мы узнаем какие слова были в обиходе людей много лет назад. Запишите в тетради число, тему урока.

Итак, тема нашего занятия – «Устаревшие слова, или архаизмы». Цель нашего урока – познакомиться с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются в современном русском языке.

Наша задача – научиться понимать смысл устаревших слов, правильно объяснять их значение и употреблять их, подбирать к ним синонимы.
II. Эвристическая беседа. Мотивация

- Понятие «устаревшие слова» о чем нам говорит?

- Зачем изучать устаревшие слова, если они сейчас не используются в речи?
III. Изучение новой темы

Задание "Найди пару!". На каждой парте лежит карточка со словами.


Изгородь

челядь

чужеземец

кушанье

хата

Народ

забор

дом

иностранец

еда


Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вам непонятны?

Челядь. Челядь – это определенная категория людей: домочадцы, прислуга, работники, дворовые люди, наемные слуги.

Прочитайте слова второго столбика. В чем отличие слов первого столбика от слов второго столбика?

В первом столбике – слова устаревшие, а во втором – современные.

Вам необходимо подобрать к каждому слову из первого столбика синоним из предложенного ряда слов второго столбика. Кроме того, вам надо соединить эти слова линией.

Прочитайте слова, написанные на доске.

Перст, перстень, перчатки, наперсток
– Каково общее лексическое значение этих слов? ( Палец и то, что надевается на палец)

В народе говорят: "Здоровье надо беречь, как зеницу ока". Какие слова из этого выражения вам непонятны?
Зеница – это глаз, зрачок. Как вы понимаете это выражение – беречь, как зеницу ока?

(Беречь, как зеницу ока, – это значит тщательно, заботливо относиться к чему-либо)
- Что такое зеница, око? (Зеница, око – глаз). Око Очки Окно
На доске:

Чело, губы, уста, чёлка, устный, лоб
– Скажите, что обозначают эти слова?

– На какие две группы можно разделить эти слова? Докажите.
- Лоб, чело, чёлка.

– Губы, уста, устный.
Слова, которые мы не употребляем сейчас в речи, называются устаревшими, архаизмами.

Многие устаревшие слова называют хорошо знакомые нам предметы на старинный лад. Эти слова постепенно забываются, так как вместо них уже давно употребляются слова-синонимы. Вместо ланиты мы говорим щеки, вместо чело – лоб, вместо око – глаз, вместо зерцало – зеркало и т.д.

Прочитайте определении в учебниках. С. 39
У каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова.

Многие слова ушли из языка после изменения устройства нашего государства. Названия прежних сословий, чинов, в том числе и воинских, ушли из жизни. Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Используются эти слова в художественном тексте для придания торжественности.

У. Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живет в течение нескольких столетий, но живет с разными значениями. Например, слово "баян". Что оно обозначает в нашем языке?
– Баян – большая гармошка со сложной системой ладов. Баян был создан петербургским мастером Стерлиговым. В мастерскую к Стерлигову часто заходили рабочие с новоадмиралтейской верфи, строившие крейсер "Баян". Под влиянием их рассказов мастер решил назвать так и свой инструмент. И впервые в 1907 году на афишах было напечатано название баян, данное новой гармошке. А в XII веке слово Баян было именем собственным, так звали древнерусского певца, поэта, который в своих песнях прославлял князей и бояр. (Показ рисунка.) В поэме Пушкина "Руслан и Людмила" слово употреблено в этом значении:
Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть и Руслана

И Лелем свитый им венец.
Слово баян прожило три жизни, так как в разные времена это слово обозначало различные предметы: 1) древнерусского певца, поэта; 2) название крейсера; 3) название инструмента.
IV. Первичное закрепление
На доске:

1. Всякий Еремей дело разумей.

2. Где сшито кое-как, там жди прорехи.

3. Пословица недаром молвится.

Прочитайте предложения, записанные на доске.

– Что вы прочитали?

- Как вы понимаете пословицы?

– Найдите в пословицах устаревшие слова, замените их современными словами-синонимами и назовите новые предложения с этими словами.
- Всякий Еремей дело понимай.

– Где сшито кое-как, там жди дыры.

– Пословица недаром говорится.
На доске:

Бить баклуши.

Лезть на рожон

Попасть впросак.

Бить челом.
Бить баклуши – бездельничать или заниматься пустяками.

Лезть на рожон – делать что-либо связанное с неприятностями для того, кто это делает.

В прошлом слово рожон означало "заостренный кол". С рожном смельчаки-охотники ходили на медведя. Разъяренный зверь лез на рожон – заостренный кол или широкий нож, заточенный с двух сторон и укрепленный на длинной палке с перекладиной под лезвием, за которую хватался медведь. Зверь погибал.
Карточки со схематичным изображением лица.

Подпишите на листочках, как назывались в старину различные части лица.


V. Итог урока

Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, и мы должны знать, уметь определять их значение. С этой целью создаются учеными исторические словари, в которых толкуются все слова, существовавшие до нашего времени.

А язык – это наше богатство, наше наследие, которое надо беречь, потому что в устаревших словах прослеживается история русского народа.

Мы повторили многие устаревшие слова, учились подбирать к ним синонимы, узнали значение некоторых фразеологизмов (устойчивых выражений в языке), узнали, как в старину назывались некоторые предметы.



Изгородь

челядь

чужеземец

кушанье

хата



Народ

забор

дом

иностранец

еда




Изгородь

челядь

чужеземец

кушанье

хата



Народ

забор

дом

иностранец

еда




Изгородь

челядь

чужеземец

кушанье

хата



Народ

забор

дом

иностранец

еда




Изгородь

челядь

чужеземец

кушанье

хата



Народ

забор

дом

иностранец

еда

6 класс. Развитие речи

Тема: Понимание текста
Цели. Познакомить обучающихся с понятием «текст», учить находить основную мысль в тексте; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас; развивать память, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование. Текст, карточки-рисунки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент

II. Работа по тексту

  1. Прочитайте внимательно текст.

  2. Выполните задания.


Сходство бобра и ондатры в некоторых повадках немалое. Американские индейцы, народ наблюдательный, назвали ондатру младшим братом бобра. Но они не родственники: бобр – из подотряда белкообразных, а ондатра – из мышеобразных.

Ондатра, как и бобр, - строитель. Правда, она не воздвигает величественных плотин, но ее хатки определенно созданы по известному нам бобровому чертежу, только поменьше. Однако если хатка старая, она весьма внушительная: высота больше метра и в диаметре не меньше. Материал более легкий, чем в бобровых постройках, в основном сухие травы, тростник, камыш, осока, скрепленные илом.

В тех местах, где есть высокие берега, ондатры роют норы. И тоже по бобровому принципу: вход подводой, а затем тоннель кверху, где гнездо.








Задания

1. О чем текст?

2. Назовите незнакомые и малопонятные слова. Запишите их в тетрадь.

3. Запишите номера правильных утверждений

  1. Родственница ондатры – белка

  2. Ондатра строит хатку из толстых прочных бревен

  3. Высота старой хатки ондатры больше метра

  4. Ондатры, как и бобры, строят плотины

  5. Если берег реки высокий, ондатра роет нору

  6. Вход в нору ондатры расположен над водой

  7. Китайцы назвали ондатру младшим братом бобра

  8. Питается ондатра тростником, камышом, осокой.

4. На сколько частей делится текст? Назовите основную мысль каждой части.

5. Пересказать кратко текст, записать в тетрадь.
III. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Мы учились понимать основную мысль текста, пересказывать и записывать пересказ.

Как писать сочинение по картине
Структура сочинения

1. Введение

На картине (Автор. Название) изображено (что? Время года, город, поле…).

Глядя на картину (Автор. Название) я вижу (что?)

2. Основная часть

Что находится на переднем плане?

Что является фоном картины? Что изображено вдалеке?

Далее уточните мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины.

Что привлекает внимание? (какой-то предмет, изображение)

Какие краски преобладают на картине? Цветовые особенности картины.

Почему картина так называется?

Как художник  показывает то, что он изобразил?

Важный элемент сочинения: как то, что изображено на картине, влияет на восприятие и настроение. В вашей жизни были похожие моменты?

За каждой вещью можно обнаружить присутствие человека: его привычки, вкус, само протекание его жизни, которое вплотную связано с окружающими его вещами. Как вы понимаете людей из того созданного художником мира, которые оказались в картине или за кадром, но присутствие которых все-таки чувствуется?

3. Выводы

Ответ на вопрос: понравилась мне картина или нет? Почему?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск